Основные виды техники масляной живописи
Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и благодаря тому, что достаточно долго не высыхают, они позволяют легко моделировать форму, достигать незаметных тончайших переходов из тона в тон. Кроме того, при высыхании краски не изменяют своего первоначального тона. Большая пластичность масляных красок, цветовые возможности и удобства в использовании позволили им стать основным, ведущим материалом станковой живописи. Но можно прийти к ошибочному мнению, думая, что работа масляными красками не нуждается ни в каких методах исполнения и что можно безнаказанно и хаотично наносить один слой красок на другой без всякой системы. Масляная живопись не прощает хаотичности, бессистемности выполнения. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи обнаруживаются через достаточно продолжительное время и могут иметь очень неприятные и даже катастрофические последствия.
Самые лучшие приемы масляной живописи были разработаны в эпоху Возрождения. Знание свойств и особенностей материалов помогло художникам Возрождения выработать такой стиль масляной живописи, который непревзойден до сего времени.[17] «Во всей истории масляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материалом и художественными достижениями, является единственным», – отмечает Д. И. Киплик[18] в своем капитальном труде, посвященном технике масляной живописи.
Основные принципы и положения техники живописи, выработанные мастерами Возрождения, сохранялись приблизительно до XVIII в., но затем интерес к ним постепенно утратился. Самый серьезный упадок техники живописи приходится на время французских импрессионистов. Они положили начало бессистемной работе масляными красками, которая была доведена до грандиозных размеров неоимпрессионистами и их последователями.
Пуантилизм[19] имеет право на существование с творческой точки зрения, но он не вытекает из особенностей свойств и характера масляной живописи; новые идеи в живописи должны искать для своего воплощения другой материал, если эти идеи идут вразрез со старым материалом. Поэтому, с научной точки зрения, импрессионизм породил и фальшивый стиль масляной живописи, по мнению Киплика, которого до сих пор придерживается большинство живописцев.
Многие художники и ученые пытались раскрыть и понять утраченное в технике масляной живописи старых мастеров. Многое из утраченного было найдено и раскрыто, но сама живопись в это время ушла далеко от тех задач и принципов, которые главенствовали в старинной живописной системе. В наше время очень трудно согласовать приемы старинной техники живописи масляными красками с современным пониманием живописи, но, тем не менее, техника масляной живописи, каковыми бы ни были ее задачи, претендующая создавать долговечные произведения, должна вытекать из свойств и характера материалов масляной живописи.
В принципиальном отношении все методы масляной живописи могут быть сведены к двум приемам.
Первый, или один из приемов, – это прием «алла прима» – метод, при котором живопись может быть закончена в один или несколько сеансов, но прежде, чем краски успеют засохнуть. В этом случае возможности колорита живописи сводятся лишь к тем тонам, которые получаются от непосредственного смешивания красок на палитре. Этот метод, правда несколько упрощенно, можно определить как однослойный.
Второй, или многослойный , – метод, используя который, художник разделяет свою живописную задачу на несколько этапов, и каждому из них отводится специальное значение. Начинается работа с прописки-подмалевки, основной задачей живописца на этом этапе является выполнение хорошего, крепкого рисунка, общих форм и светотени; колориту же или отводится второстепенное значение, или же он ведется в таких тонах, которые только при дальнейших прописываниях с поверхлежащими красками дают искомый тон и эффект. Вторая, третья и т. д. прописки служат для разрешения тонкостей формы и колорита. Этот метод позволяет использовать все возможности масляной живописи.
Познакомимся более подробно с каждым из этих методов.
Алла прима»
«Алла прима» (ит. alla prima) – разновидность техники масляной живописи, предусматривающая выполнение картины (или ее фрагмента) за один сеанс сразу по невысохшему, сырому красочному слою. В техническом отношении этот метод живописи можно считать лучшим, так как при его применении вся живопись состоит, как уже говорилось выше, из одного слоя. При высыхании красочного слоя, если он не слишком толстый, нанесенного на соответствующий грунт, не появляется трещин, а сами краски сохраняют свою первоначальную свежесть. Но его не всегда можно применить на практике, например, если картина имеет большие размеры.
Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, для этого при использовании клеевого грунта необходимо принять все меры по предотвращению слишком заметного изменения красок в тоне и цвете из-за потери в них масла. Масляному грунту, особенно хорошо просохшему и поэтому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, для чего его протирают спиртом или зачищают пемзой. Кроме того, грунт должен иметь шероховатую поверхность.
При этом методе рисунок может быть выполнен углем, но очень легко, излишки угля удаляются с холста. Рисунок затем можно обвести темной жидкой масляной краской или закрепить фиксативом. Рисунок также может быть выполнен на бумаге и перенесен на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.
Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, принимаются всевозможные меры, препятствующие ее высыханию. Обычно живопись помещают для этого в темное, прохладное и плохо проветриваемое помещение. Некоторые художники завертывают незаконченные работы в целлофан, что затрудняет доступ воздуха к красочному слою. Для более медленного высыхания красочного слоя художники пользуются красками, которые медленно сохнут. Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые и т. д.
Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наносимых свободно, не перемешивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Применяя черные краски (легкие по своему весу), нельзя наносить их толстым слоем, так как более тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.
При нанесении слишком толстого слоя красок, затрудняющего дальнейшую работу, их излишек следует снимать с помощью мастихина, шпателя или ножа. Можно, выполняя живопись «алла прима», начинать ее «в протирку» или разжижая краски разбавителями и нанося их жидко, подобно акварели. Прокладка цветом ведется довольно плоскостно, с минимальной моделировкой форм, с целью передачи общего цветового состояния. Затем в дальнейшей работе, при введении пастозных красок, и начинается настоящая живопись.
Живопись, исполненная «алла прима», имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образцами этого рода живописи могут служить этюды И. Репина к его картине «Государственный совет» (см. цв. ил. 12, 13).
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 586;