Пожухание, вызванное самими масляными красками.
Пожухание масляных красок, наблюдаемое в живописи, нередко происходит вследствие отдельных недостатков самих масляных красок. Важнейшими из них являются:
а) недостаток связующего вещества – масла в самой краске;
б) замедленное высыхание содержащегося в красках масла создает благоприятные условия для его проникновения в толщу грунта, так как масло, оставаясь долго жидким, поглощается грунтом в значительно большей степени, чем при нормальном просыхании красочного слоя;
в) замедленное просыхание нижележащих красочных слоев, при котором вышележащие красочные слои легко отдают свое масло нижележащему слою; иначе говоря, при нанесении нового красочного слоя на непросохший нижележащий слой;
г) сильное пожухание может произойти и при сильном разжижении красок эфирными маслами и скипидаром; масло, разжиженное этими веществами, становится более жидким, легко проникает в поры впитывающего масло грунта и поглощается им;
д) пожухание также происходит при отсутствии известной химической связи между пигментом и маслом, при которой мы наблюдаем легкую отделяемость масла от смешанного с ним пигмента еще в тюбиках. Масло, недостаточно связанное с пигментом, легко отделяется от него, быстро поглощается грунтом, вызывая при этом пожухание красочного слоя.
Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой надо предварительно обработать лаком «Ретушь», в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2, не следует злоупотреблять разбавителями.
Почернение
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Эти явления в живописи наступают по следующим причинам:
1) при наложении пастозных слоев на недостаточно просохший нижележащий красочный слой;
2) при применении в живописи осмолившегося пинена;
3) почернение или пожелтение также связано с избыточным присутствием масла в краске;
4) недопустимое смешение красок, например, белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком и рядом других вызывает почернение в красочном слое, которое объясняется химическими реакциями, происходящими в смесях этих красок.
Во избежание почернения в красочном слое живописное полотно необходимо беречь от сырости, при высыхании оно должно находиться в сухом и светлом помещении.
Для частичного устранения этих дефектов может быть рекомендована протирка живописи уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем лаком «Ретушь».
Отслоение
Отслоение живописного слоя по большей части происходит из-за плохого проникновения масляного связующего красок в нижележащие слои или грунт. Это обычно бывает, когда начинают писать по старому масляному грунту или при записывании старой живописи. В связи с плохой адгезией (сцеплением) свежие краски после высыхания начинают отслаиваться.
Для лучшего сцепления красок с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают (дабы стал достаточно шероховатым) и затем тщательно обрабатывают лаком «Ретушь».
Меление красок
Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего – масла. Меление красок происходит в следующих случаях:
1) когда живописная работа выполняется на сильно тянущих грунтах;
2) когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
3) при употреблении красок, у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая ЖХ, кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя; во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в некоторых других случаях, вызывающих меление красок, рекомендуется писать на живописных лаках.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 596;