Виды применяемых в живописи масел
В живописи употребляются масла, которые относятся к высыхающим. Из них наиболее употребляемыми являются льняное, конопляное, ореховое, маковое и подсолнечное . Рассмотрим более подробно их свойства и особенности.
Льняное маслопроизводится из семян льна, растущего в разных районах нашей страны. Оно имеет йодное число от 175 до 200 с лишним. Семена льна, выращиваемые в северных и северо-западных районах, дают лучшее по качеству масло с йодным числом, иногда даже превышающим 200.
В сравнении с другими высыхающими маслами льняное масло сохнет быстрее, меньше сжимается и дает более прочные и эластичные пленки, но обладает сравнительно темной окраской, трудно отбеливается и сильнее других масел желтеет и темнеет с течением времени.
Конопляное маслополучают из семян конопли, растущей также в северных и северо-западных районах. По своим качествам оно приближается к льняному маслу, но йодное число поменьше – примерно от 155 до 168. Конопляное масло сохнет хорошо, хотя и немного медленнее льняного, образует пленки, несколько уступающие по качеству пленкам льняного масла, имеет темный зеленоватый цвет.
В живописи конопляное масло употреблялось издавна, но с XIX в. его вытеснило льняное масло.
Ореховое масло, получаемое из грецких орехов, широко применялось старыми мастерами. Оно тщательно обрабатывалось, отстаивалось и в течение длительного времени выдерживалось на солнце, в результате чего очищалось, сгущалось и обесцвечивалось. По скорости высыхания ореховое масло следует за льняным и конопляным – его йодное число составляет 140–160.
При холодном прессовании ореховое масло приобретает очень слабую желтовато-зеленоватую окраску, приятный вкус и запах. Отжатое горячим прессованием, оно окрашено сильнее и имеет неприятный вкус и запах. Ореховое масло после высыхания почти не желтеет, дает хорошие пленки, устойчивые к внешним воздействиям, не растрескивается, хотя уменьшение его объема при высыхании больше, чем у льняного. Ореховое масло несколько уступает льняному и в прочности образуемых пленок.
Ореховое масло получаемое из кедровых орехов по своим качествам очень близко к маслу, получаемому из грецких орехов. Оно так же мало изменяется в цвете при высыхании, не склонно к растрескиванию и сохнет медленнее льняного и конопляного масел, уступает им в прочности пленок.
Маковое маслополучают из семян мака разных сортов, лучшими из которых являются белый и голубой. При холодном способе прессования имеет слабую окраску, приятно на вкус и запах. Отжатое горячим способом, оно имеет более темный цвет и горький вкус (особенно из семян худших сортов мака – серого и коричневого). Высыхает маковое масло намного медленнее орехового, его йодное число 135–155. Маковое масло сжимается при высыхании сильнее других масел, его объем уменьшается на 25 %.
При высыхании масел происходит выделение известного количества летучих веществ, что сопровождается частичным ослаблением прочности пленки. У макового масла этот процесс вызывает более быстрое и более сильное воздействие на прочность пленки, чем у льняного, конопляного и орехового. Пленка макового масла слаба и предрасположена к растрескиванию, поэтому в живописи использовать его нужно крайне осторожно, по возможности заменять другими маслами.
Подсолнечное масло,полученное холодным прессованием из семян подсолнечника, имеет очень слабую желтоватую окраску, отжатое горячим способом – более темную. Подсолнечное масло сохнет очень медленно, так как в нем отсутствует линоленовая кислота.
Состав и свойства этого растительного масла зависят от районов произрастания подсолнечника. Йодное число подсолнечного масла находится в пределах около 120–135. Северные районы дают масло с большим содержанием ненасыщенных кислот, с наиболее высоким йодным числом, южные районы, наоборот, – с меньшим количеством ненасыщенных кислот, с низким йодным числом, высыхающее особенно медленно.
Хорошим качеством подсолнечного масла является очень малая изменяемость его цвета, оно почти не желтеет и не темнеет. Это масло образует прочные и эластичные пленки, которые не подвержены сседанию и растрескиванию. Широкое применение подсолнечное масло в живописи не находит из-за очень медленного высыхания, но при соответствующей обработке можно в значительной мере устранить этот недостаток, в этом случае особенно ценно его применение в красках светлых цветов.
Лаки
Лаками называются растворы смол в различных растворителях, которые придают первым те или иные свойства и определяют их название. Так получаются спиртовые, скипидарные, масляные и другие лаки, которые имеют в живописи различное назначение: могут использоваться для устранения пожухлостей, разжижения или растирания красок, покрытия оконченной живописи и иных целей.
Применяемые в живописи лаки подразделяются на масляные, спиртовые и скипидарные. Свойства лака определяются свойствами и качеством составляющих его веществ – масел, смол, растворителей и т. д. В живописи имеют применение все три вида лаков.
Наибольшее распространение как в современной живописи, так и в живописной технике мастеров XI–XVIII вв. получили масляные лаки. Скипидарные лаки начинают применяться живописцами лишь в XVI в., особого успеха вплоть до XVIII в. не имея. В XIX–XX вв. скипидарные лаки пользуются большой популярностью в качестве покрывного материала и как связующее вещество. Спиртовые лаки, представляющие собой раствор смолы в спирте, широкого распространения в технике живописи не получили из-за своей малой прочности и стойкости. Пленка спиртовых лаков, состоящая из спиртовых растворов смол, очень быстро покрывается трещинами, кроме того, она не прочна и обладает очень незначительной стойкостью.
Масляный лак является наиболее распространенным и ценным материалом. Он применяется и в качестве покрывного средства для предохранения живописи от разрушения, и как связующее вещество для красок.
В технике живописи старых мастеров масляные лаки занимали одно из первых мест начиная с XI в. В наиболее ранние периоды развития масляной живописи эти лаки использовались исключительно для покрывания. Масляные лаки, однако же, не только защищали поверхность живописных произведений от разрушения, но и придавали картинам вполне законченный вид. В XVII в., в момент расцвета техники живописи масляными красками, масляные лаки находят свое применение в качестве связующего вещества красок.
Масляные лаки, как уже отмечалось, являются растворами той или иной смолы в масле. Знаменитый фламандский живописец конца XVI – начала XVII в. Питер Пауль Рубенс в связующее вещество своих красок – хорошо отбеленное солнцем и сгущенное масло – водил смолы: мастикс или терпентин.
Итальянские живописцы XV —
XVII вв. также применяли масляные лаки из легких смол в качестве связующего вещества красок. С уверенностью можно говорить в этом плане о Леонардо да Винчи. В своем трактате по технике живописи он прямо указывал на необходимость приготовления красок на масляном лаке. В качестве связующего масляные лаки употребляли и такие выдающиеся живописцы средневековья, как Тициан, Рафаэль, Рембрандт и др.
Такое широкое применение масляных лаков в качестве связующего объясняется, по мнению проф. Петрушевского, тем, что лаки лучше защищают краски от действия воздуха, замедляют процесс окисления и разрушения красочного слоя, смола, входящая в состав лака, придает краскам чистоту и неизменность первоначальных тонов.
Роль масляных лаков в живописи значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин громадное большинство произведений живописи старых мастеров достаточно хорошо сохранилось до наших дней, а применение масляного лака как связующего вещества красок способствовало большой прочности и уникальной сохранности этих шедевров.
Смолы
Необходимой составной частью лаков являются смолы.Они оказывают существенное влияние на характер физико-химических процессов, совершающихся при образовании лаковой пленки, а также красочного слоя (в случае вхождения смолы или лака в связующее красок).
У растений, главным образом хвойных, при естественном или искусственном повреждении коры выделяется жидкость, которая со временем под воздействием света и воздуха превращается в смолообразующие вещества различного вида и твердости. Смолы по химическому составу представляют собой сложные вещества, состоящие из соединений углерода, водорода и кислорода, и содержат в основном свободные смоляные кислоты, смоляные спирты – сложные эфиры, неомыляющиеся соединения-резены, относящиеся к нейтральным соединениям и (в некоторых смолах) красящие вещества.
Естественные смолы делятся на твердые и мягкие. К первым относятся янтарь, копал , ко вторым – даммара, мастикс, фисташковая . Из смол, вырабатываемых искусственным путем, можно назвать акриловую .
Янтарьявляется наиболее древней ископаемой смолой старейших хвойных деревьев. Его находят на берегах Балтийского моря, Днепра, Немана, Вислы, на Сахалине и в других местах.
Лучшие сорта янтаря относятся к самым твердым смолам. Различные виды янтаря начинают плавиться при разной температуре, от 250 до 300 °C и выше, цвет имеют от светло-желтого до темного, бывают они прозрачными и мутными. Янтарь в натуральном виде не растворим в маслах, а также в растворителях. В России стал использоваться с XVII в.
Копал– также ископаемая смола, применяемая в живописи с XVII в., в зависимости от местонахождения встречается разной твердости. Наиболее твердой смолой считается копал занзибарский (Восточная Африка); к наиболее мягким видам относятся копал каури и манильский (Новая Зеландия, Австралия), а также получаемые с ныне растущих деревьев. В СССР копалы имелись в Закавказье и на Дальнем Востоке. Следует отметить, что копалы, добываемые с растений, уступают по качеству ископаемым.
Копалы бывают светлого и темного желтого цвета, а также коричневого. В маслах копалы в натуральном виде не растворимы. Они также не растворимы и в растворителях. Исключение составляют мальтийский и каури, которые растворяются в винном спирте и при нагревании в масле. Твердые копалы плавятся при температуре 300 °C, мягкие копалы – при 130–180 °C.
Даммарастала применяться в живописи только со второй половины XIX в. Получается она из растений, растущих в Индонезии и некоторых других местах. Лучшие сорта даммары бесцветны и легко растворяются в скипидаре и в нагретом масле, в спирте – только определенная часть смолы. Плавится даммара при температуре 80–100 °C.
Мастикс (мастика)используется художниками с XVII в. Добывается этот вид смолы из растений, произрастающих в Греции, Афганистане, Африке, по цвету бывает более светлым и темным, поэтому перед использованием сортируется. Плавится мастикс при температуре около 100 °C, растворяется легко в растворителях и при нагревании в масле. Растворы даммары и мастикс дают очень эластичные пленки.
Фисташковая смолаочень похожа по своим свойствам на мастикс. Дикорастущие фисташковые деревья встречаются в Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Крыму, в Средиземноморье и других местах юга Европы. Плавится фисташковая смола при 60–70 °C, хорошо растворяется в растворителях и в масле при нагревании.
Искусственные смолы,получаемые синтетическим путем, бесцветны, обладают очень большой эластичностью. Из многих видов искусственных смол наиболее часто применяется в настоящее время для изготовления лака акриловая смола. Акриловая смола относится к сополимерам – высокомолекулярным сложным соединениям и является продуктом полимеризации акриловой и метакриловой кислот и их производных. Эта смола бесцветна, прочна и эластична. Ленинградский завод художественных красок выпускает акрил-фисташковый лак , представляющий собой раствор фисташковой и акриловой смол в скипидаре. Этот лак неплохо зарекомендовал себя в живописи.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 753;