Формирование объемно-пространственного решения здания. Основы архитектурной композиции.

Здание или сооружение должно отвечать своему функциональному назначению.

Латинское слово "функция" означает деятельность. В функциональном назна­чении здания - эго процесс, ради которого здание запроектировано и построено.

Функциональная взаимосвязь между помещениями здания или отдельными сооружениями комплекса, которая соответствует последовательности функцио­нального процесса, является основой формирования объемно-планировочной и пространственной структуры здания или комплекса, взаиморасположения поме­щений и зданий, их конфигурации и размеров, ориентации и характера связи с ок­ружением, построения архитектурной композиции здания, сооружения или ком­плекса.

Функционально-технологический процесс в здании является осно-вой объем­но-планировочного решения.

Архитектурная композиция - это закономерное и оптимальное сочетание объ­емов и пространства в единой гармоничной форме, отвечающей назначению про­изведения, природным и социальным условиям (возможностям строительной тех­ники, требованиям экономики, идейно-художественным задачам своего времени).

Разные периоды истории оставили бесчисленные примеры произведений ар­хитектуры и строительства, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высоко художественной формы.

Многообразие художественных средств, приемов, используемых для выраже­ния идеи архитектурного произведения, определяется многообразием самих идей, технических возможностей и социальными условиями.

В течение всего исторического развития архитектуры в архитектурной ком­позиции определились многие постоянные принципы, которые приобрели харак­тер объективных композиционных закономерностей.

Цель архитектурной композиции - достижение единства формы и содержа­ния, т. е. создание архитектурной формы, обусловленной функциональными и идейно-художественными факторами.

Организующим началом в архитектурной композиции служит идея, опреде­ляемая социальным заказом. Содержание в архитектуре связано с утилитарной и идейно-художественной функцией.

Комплекс социальных, функциональных, конструктивных и художественных требований определяет основные задачи архитектурной композиции:

1. Архитектурно-эстетическая организация объемов и пространств с учетом функционального процесса, экономики и окружающей среды.

2. Оптимизация и выражение конструктивной структуры и тектоники в объемно-пространственном решении (тектоника - художественно-осмысленное выражение конструкции и работы материала).

3. Объединение и соподчинение объемов и пространства в единой гармоничной архитектурной структуре.

Архитектура гражданских, промышленных и сельскохозяйствен- ных зданий, формируется по единым для всех зданий композиционным закономерностям. Во всех видах архитектуры используются общие художественные категории и средства; принципы организации пространства, ансамблевость, силуэт, тектоника, соот­ношения и пропорции, масштаб, ритм и метр, симметрия и асимметрия, светотень, фактура, цвет материалов и др. В то же время разным видам архитектуры присущи и свои технологические особенности, определяющие выбор художественных приемов и средств при решении композиционных задач.

Сочетание материальных структур - опор, ограждений, перекрытий и покры­тий, ограничивающих пространство, воспринимается как объем здания. Объемы зданий организуют открытые пространства жилых или промышленных образований, улиц, площадей.

В соответствии с закономерностями восприятия, выделяют особые категории пространственной формы - пространство, объем и плоскость. Единая система взаимодействия материальных форм и пространства называется объемно-­пространственной композицией.

Форму архитектурных объектов определяет значительное число факторов: функциональное назначение объекта, его эстетическая значимость, конструктив­ное решение, материал, из которого выполняется объект, технология и условия строительства, а также взаимодействие объекта с окружающей средой и челове­ком. Главными формообразующими факторами являются функциональное назна­чение объекта и его эстетическая значимость.

Конструктивное решение и объективные свойства конструкции позволяют не только получить соответствующую содержанию форму, но и художественно выразить закономерности работы конструктивных элементов, выявить устойчивость и прочность сооружения.

В системах группировки пространств этому принципу. В системах группировки пространств этому принципу соответствуют сле­дующие основные типы возможных сочетаний: ячейковая, коридорная, связанная бескоридорная, центрическая, анфиладная и зальная.

Выбор системы группировки обусловлен спецификой функционального про­цесса, техническими и экономическими требованиями, современными методами индустриального возведения зданий.

Единство, построенное на выявлении главного функционального элемента и подчинении ему второстепенных элементов, создает систему соподчинения внут­ренних пространств и элементов объема. Главный элемент должен выделяться ве­личиной объема, формой, силуэтом и являться акцентом композиции среди под­чиненных ему элементов.

Композиция внешних объемов при простом или сложном формировании сво­дится к одному из четырех основных видов: объемному, фронтальному, дубин­ному, высотному или их сочетаниям. Различные сочетания основных видов назы­ваются свободной композицией.

При создании архитектурной композиции и организации пространственной формы активно используют средства гармонизации архитектурных форм: симмет­рию и диссимметрию, асимметрию, ритм и метр, контраст и нюанс, тектонику, пропорциональность, масштаб и масштабность, свет, цвет и фактуру поверхности, синтез архитектуры и монументального искусства.

Симметрия - одинаковое расположение равных частей композиции относи­тельно оси или плоскости. Усиливая соподчиненность частей, симметрия объеди­няет композицию. В архитектуре наиболее распространена зеркальная симметрия, то есть симметрия левого и правого. Симметричность таких структур воспринима­ется как проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. Кон­струкции, статическая работа которых строится по законам симметрии (купола, своды и др.), очень выразительны. Симметрия закономерна для композиции от­дельных сооружений и целых ансамблей, она эффективно приводит ансамбль к единству и выявляет в нем главный элемент.

В крупных зданиях и ансамблях со сложной функциональной структурой достичь симметрии практически невозможно, в таких случаях применяется прием диссимметрии.

Диссимметрия - нарушенная, частично расстроенная симметрия, вызванная сложностью функциональных систем и отклонением от композиции симметричной схемы. Диссимметрия является значительным художественным средством и встречается в творчестве мастеров прошлого и современности, но ис­пользование ее требует высокого мастерства и развитого чувства меры.

Асимметрия - несимметричное построение элементов композиции, связан­ных между собой гармонией художественного единства и зрительного равновесия. Асимметрические композиции характерны для архитектуры прошлых веков, но широко применяются и в современных проектах зданий со сложной функциональ­ной структурой и сочетанием разнообразных планировочных элементов.

Средствами гармонизации и обеспечения единства композиции, построенной на закономерном повторении и чередовании соразмерных элементов, являются ритм и метр.

Ритм используется во всех видах искусства как одно из выразительных средств организации художественной формы. В архитектурных произведениях ритм выражает динамику функциональных процессов и образует архитектурную форму.

Ритм может быть простым при повторении одной формы и сложным при по­вторении групп форм. Одинаковые формы складываются в метрический ряд, и его продление повышает выразительность ритма, но до определенного предела, за ко­торым наступает ощущение монотонности. В этом построении необходимо оста­новить ритм, прервать последовательность его ряда.

Широко распространена и простейшая форма ритма - метр, когда построение основано на повторении форм и интервалов между ними. Метрические членения характерны для современной архитектуры и индустриального строительства и обусловлены функционально (одинаковый размер проемов, помещений и пр.), конструктивно (унификация и типизация сборных элементов) и композиционно (для достижения единства).

В современной архитектуре активным и действенным средством архитектур­ной композиции являются контраст и нюанс.

На современном этапе технического прогресса происходи т тектонизация архитектуры, вызванная формообразующим влиянием науки и техники в целом, ин­дустриализацией строительства, новыми методами расчета конструкций, совре­менной техникой производства строительных работ и т.д. Современные методы расчета и технология производства не являются определяющими факторами, но они служат средствами поиска и развития архитектурной формы.

Новые строительные материалы и конструкции, сочетающие в себе легкость, прозрачность, большепролетность, динамичность, строгую геометричность, пла­стичность и другие свойства, эстетически осваиваются в архитектурной форме. Знание и применение тектоники, умелое использование типов конструкций и строительных материалов позволяют создавать своеобразные, выразительные и высокохудожественные здания и сооружения.

Тектонические средства архитектуры обусловлены основными типами конст­рукций и имеют следующий ряд: тектоника стеновых конструкций, тектоника сто­ечно-балочных и каркасных систем, тектоника пространственных конструкций.

Тектоника кирпичных, крупноблочных и крупнопанельных стен в современ­ной архитектуре строится на выявлении крупных членений в объемах зданий, что в единстве с элементами стены служит художественным средством композиции.

Тектоника каркасных сооружений начинает свою историю в народном зодче­стве. Во многих странах применялись различные виды деревянных каркасных сис­тем и стоечно-балочных конструкций, элементы которых стали основой вырази­тельных средств и тектонической архитектурной формы и для более позднего вре­мени.

Современные металлические и железобетонные каркасы определили два ком­позиционно-конструктивных типа каркасных сооружений: с каркасом, скрытым за стенами-ограждениями, и с наружным каркасом.

Характер образной выразительности архитектуры определяется масштабнастью - специфическим для архитектуры средством и качеством, выражающим со­размерность или относительное соответствие воспринимаемой человеком величи­ны архитектурного сооружения размерам самого человека и эмоциональной оцен­ки формы. Средствами выявления масштабности здания являются элементы и де­тали, соразмерные человеку (окна, двери, ступени).

Масштабная согласованность архитектурного произведения сверхкрупной формы с окружающей средой и человеком достигается наложением масштабов: один рассчитан на восприятие издалека, в движении, другой - с близкого расстоя­ния. Примером может служить сочетание крупных членений многоэтажного инду­стриального жилого дома (несколько блок-секций, широкие ярусы лоджий, ритм оконных проемов) с привычными размерами таких функциональных элементов, как этажи здания, дверные проемы, ступени и т. д.

Архитектурный масштаб в архитектурной композиции является средством ее формирования и художественным качеством формы. Крупный масштаб членений придает монументальность и значительность композиции и характерен для обще­ственных и промышленных зданий. Мелкий масштаб зрительно уменьшает круп­ную форму, поэтому он применяется в жилых и гражданских зданиях массовой за­стройки.

Активными средствами художественной выразительности при индустриали­зации современного строительства являются свет, цвет и фактура поверхности.

Современная архитектура обязательно учитывает естественную освещенность и инсоляцию, регулирует их, разнообразием конфигураций и приемов группиров­ки зданий, использует защитные устройства в зависимости от ориентации. Свет выявляет архитектурную форму и выразительность здания через тени, светотени, рельеф и силуэт.

Цвет выделяет или нейтрализует элементы, объединяет их в единое целое или, наоборот, расчленяет, выявляет соотношение объемов и облегчает ориента­цию в пространстве. Окраской конструктивных элементов можно выявить текто­нику и масштабность здания, преобладающей локальной окраской стены объеди­нить композицию, цветом можно развить ритмическую систему, внести дополни­тельные ритмы, усилить восприятие вертикальности, окрашивая каркасы, ограж­дения лоджий, балконов и лестничных клеток, выделить цоколь или карниз и т. д.

Фактура материала также используется для обогащения архитектурной фор­мы: дополняют друг друга или контрастно противопоставляются гладкие и рель­ефные поверхности, разнообразные материалы с различной фактурой или разные фактуры одного материала, например, пластичный монолитный бетон и бетон с рельефной поверхностью, выполненный по методу ударной технологии. Широко применяются дерево и камень с их неповторимыми свойствами выразительности.

Синтез архитектуры и монументального искусства в формировании компози­ции и единого архитектурно-художественного образа сооружения и пространст­венной среды - одно из ведущих и многоплановых средств. Рассматривая сущ­ность монументального в искусстве как художественное выражение значительных общественных идей, соответствующих эстетическим идеалам эпохи, синтез ис­кусств строится на единстве идейно-художественного замысла архитектуры, жи­вописи и скульптуры. Художественно-образные средства каждого вида искусства, дополняя друг друга и согласованно выступая в единой композиции, создают мно­гогранный, гармоничный и завершенный архитектурно-художественный образ.

Основные закономерности формирования архитектурной композиции в усло­виях современной индустриализации и массового, строительства развиваются по направлениям формообразования, объёмно-пространственного построения и эсте­тизации произведений архитектуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА | Индустриализация, типизация, унификация, стандартизация при проектировании и строительстве

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 15382;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.