ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преступность экономической направленности (корыстная преступность) - это наиболее распространенный вид преступности во всех государствах на любых этапах их исторического развития. К указанной группе преступлений относятся деяния, предусмотренные разделом 8 Уголовного Кодекса РФ, состоящим из трех глав:
- глава 21 «Преступления против собственности»;
- глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»;
- глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»[1].
Однако границы, очерчивающие круг таких деяний, весьма условны. Во-первых, «корысть», толкуемая как стремление к обогащению, характеризует, так или иначе, многие преступные посягательства.
Во-вторых, криминологическое представление об этом виде преступности не вполне совпадает с границами уголовного закона.
Так, гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности» включает разбой, который является в равной степени и насильственным, и корыстным преступлением, а также уничтожение или повреждение имущества, которое не носит корыстного характера (в смысле получения имущественных выгод). С другой стороны, подавляющее большинство экономических преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, преследуют корыстные цели.
Предупреждение правонарушений в сфере экономики представляет собой неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение противоправных деяний, коррекцию личности правонарушителя. Развитие предупредительной деятельности всегда предполагает научное знание об объекте, представленном, прежде всего соответствующими статистическими данными, оценка которых образует в своей совокупности криминологическую характеристику преступности в сфере экономики.
В мировой криминологии различают два типа преступности:
1) обычную, общеуголовную преступность;
2) «респектабельную», «беловоротничковую».
К первому типу относятся насильственные преступления, кражи, грабежи, разбои и т. п.
Ко второму – экономическая преступность, должностные, коррупционные преступления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях и т. п.
Следуя этой классификации, целесообразно подразделить корыстную преступность на две разновидности:
1) корыстные общеуголовные посягательства на собственность (имущественные преступления);
2) корыстные преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях).
Криминологические исследования свидетельствуют о высокой системности данного явления – тенденции одних корыстных преступлений взаимосвязаны, а часто и взаимообусловлены изменениями других (например, хищения - дача и получение взяток, нарушения правил о валютных операциях - контрабанда, обман покупателей и заказчиков - взятки, должностной подлог – хищения.
Почти половину всех зарегистрированных преступлений (47,6%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 1188,6 тыс. (‑10,4%), грабежа – 205,4 тыс. (‑15,8%), разбоя – 30,1 тыс. (‑14,9%). Почти каждая третья кража (32,1%), каждый двадцать третий грабеж (4,3%) и каждое двенадцатое разбойное нападение (8,4%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
Каждое двадцатое (5,1%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. Количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 7,8% (1,8 тыс. фактов). Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 40,3%.
Так согласно статистическим данным 2013 года преступлений экономической направленности составляет 141229, в том числе против собственности 55783 (краж-1453, мошенничество- 34746, присвоение или растрата – 13903), в сфере экономической деятельности 27388.
За 2014 год, преступлений экономической направленности зарегистрировано 107797, в том числе против собственности 36065 (краж – 1198, мошенничество – 20967, присвоение или растрата – 9216), в сфере экономической деятельности – 26737.
Почти половину всех зарегистрированных преступлений (45,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи – 891,9 тыс.(3,3%), грабежа – 76.2 тыс. (17,3%), разбоя – 14,2 тыс. (13,7%). Каждая четвертая кража (25,6%), каждый двадцать второй грабеж (4,5 %) и каждое тридцатое разбойное нападение (7,6%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
Каждое двадцать восьмое преступление (3,6%) – квартирная кража. В январе-декабре 2014 года их число сократилось на 10,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[2].
Подразделениями органов внутренних дел выявляется ежегодно почти 400 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений составляет более 95%.
Корыстные преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) - это проявление продуманной, планируемой корыстной криминальной деятельности, в большинстве случаев реализуемой хозяйствующими субъектами с использованием условий экономической, предпринимательской деятельности различных субъектов, к ним относятся преступления, предусмотренные главами 22, 23 УК РФ раздела «Преступления в сфере экономики».
Отметим некоторые значимые особенности экономической преступности.
Во-первых, для преступлений данного вида, совершаемых умышленно, характерна корыстная мотивация, реализующаяся в пренебрежении закрепленными законом принципами распределения, стремлении к противоправному обогащению за счет государства, коммерческих структур различных форм собственности, общественных организаций либо граждан.
Во-вторых, экономические преступления совершаются виновными в процессе их экономической, предпринимательской деятельности или с использованием хозяйственных связей между ее субъектами.
В-третьих, для экономических преступлений (налоговых, валютных, таможенных и др.) характерна анонимность потерпевшего.
В зарубежной криминологии отмечается, что экономический преступник чаще всего считает, что его преступление конкретно ни на кого не направлено. Более того, экономические преступления совершаются при терпимом, а то и одобрительном отношении к ним общества, Э. Сатерленд по этому поводу писал: «Большое число людей, затронутых экономическими нормами..., не ощущают сильного морального запрета в их отношении, и в этом они находят поддержку в своих газетах, которые ежедневно изображают государство как некоего вампира, а государственные органы – как врага бизнеса номер один. Поэтому нарушитель законодательства, регулирующего экономические отношения, легко может убедить себя в том, что, действуя против правительства, он «не причиняет вреда» конкретному лицу, а если государство может рассматриваться в качестве жертвы, то, стало быть, это такая жертва, которая заслуживает то, что получает». Подобная ситуация сложилась и в современной России. Общественное мнение до последнего времени не порицало экономических преступников, а те практически не скрывали свою установку на совершение преступлений.
Экономическая деятельность – это такая целесообразная деятельность человека в сфере хозяйствования, которая преследует цель удовлетворения его потребностей (в первую очередь, в товарах и услугах). Она включает всебя и предпринимательскую деятельность, и трудовую деятельность наемной рабочей силы. Вместе с тем, с позиции экономической теории существует узкая трактовка понятия экономической деятельности, предполагающая включение в ее состав лишь предпринимательской деятельности.
Под предпринимательством, в свою очередь, понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Понимание экономической деятельности как предпринимательства, как предпринимательской деятельности наиболее подходит для целей криминологического анализа преступлений в данной сфере. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в подавляющем большинстве составы преступлений, вошедшие в гл.22 УК РФ, имеют прямое отношение к сфере предпринимательства[3].
Иными словами, преступность в сфере экономической деятельности есть ни, что иное, как преступность в сфере предпринимательства (в сфере предпринимательской деятельности). Данное определение весьма близко стоит к тому, которое предлагают зарубежные криминологи, интерпретируя понятие экономической преступности.
Под экономической преступностью следует понимать экономическую деятельность, осуществляемую в сфере предпринимательства криминальными методами и имеющую целью достижение незаконного обогащения, т. е. это особый вид экономических отношений рыночного характера, выраженный в криминальной форме.
Составы преступлений, включенные в гл. 22, 23 УК РФ, можно подразделить на несколько групп:
1. Преступления, связанные с нарушением гарантий предпринимательской деятельности со стороны должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправлении (ст. 169, 170).
2. Преступления, связанные с нарушением общих принципов и порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. ст. 171 – 174).
3. Преступления, связанные с нарушением прав и причинением ущерба кредиторам (ст.ст. 176, 177, 195 – 197).
4. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (ст. 178, ст. ст. 180 – 183).
5. Преступления в сфере обращения денег и ценных бумаг (ст. ст. 185 – 187).
6. Валютные преступления (ст. ст. 191 – 193).
7. Таможенные преступления (ст. ст. 188 – 194).
8. Преступления, связанные с несостоятельностью (банкротством) (ст.ст. 195-197).
9. Налоговые преступления (ст.ст. 198 – 199²).
10. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201-204).
Высокая степень общественной опасности вышеназванных преступлений объясняется следующим - их последствия для социума крайне серьезны и разрушительны, поскольку оказывают не просто поверхностное, а глубокое, системное воздействие на экономику, механизм хозяйствования и сложившуюся совокупность социально – экономических отношений, затрагивая их генетическую основу; подтачивается и разрушается фундамент свободного предпринимательства. Более того, превращаясь в массовое и масштабное явление, экономическая преступность способствует стагнации общественного хозяйства, нарушению рыночного равновесия и нормальных воспроизводственных процессов.
Это означает, что экономическая преступность обеспечивает своим субъектам достижение незаконного обогащения, как правило, средствами, которые в целом не способствуют увеличению совокупного богатства в обществе (валового внутреннего продукта, национального дохода и т. п.), т.е. не производя никаких экономических благ, эта категория преступников лишь незаконно перераспределяет, присваивает и аккумулирует созданное другими[4].
Таким образом, глубинная сущность экономической преступности выражается в следующей формуле: удовлетворение потребностей одних субъектов экономических отношений в ущерб удовлетворению потребностей других субъектов этих отношений.
В современном обществе экономическая преступность имеет крепкие тайные корпоративные связи, как с политическим истеблишментом, так и с уголовным миром (общеуголовной преступностью, прежде всего с ее организованной составляющей).
Коррупционные и экономические преступления взаимообусловлены и часто имеют общий мотив: извлечение личной выгоды в обход установленных правил. Именно данный интерес сближает бизнесмена-дилетанта и коррумпированного чиновника, которые быстро находят взаимопонимание.
Экономическая преступность обладает сегодня и такими особыми свойствами, как:
- высокий уровень латентности (около 90%);
- динамичность;
- способность к быстрым трансформационным изменениям и адаптация к новым условиям и правилам хозяйствования (экономико-правовым новациям и т. д.).
В настоящее время среди наиболее опасных направлений криминальной экономической деятельности в России криминологи выделяют, как правило, следующие:
1. Преступления в сфере кредитно – денежных отношений и банковской деятельности.
2. Преступления во внешнеэкономической деятельности.
3. Преступления в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.
4. Преступления на рынке ценных бумаг.
5. Налоговые преступления.
6. Преступления в сфере потребительского рынка.
Рассмотрим подробней каждый из вышеперечисленных блоков преступлений.
Преступления во внешнеэкономической деятельности:
- наметилась устойчивая тенденция роста правонарушений, связанных с контрабандой. В большинстве случаев этим преступлениям предшествуют хищения материальных ресурсов, взяточничество и др.;
- неконтролируемый ввоз из-за рубежа и реализация на территории России потребительских товаров, в большинстве своем низкого качества, а иногда и представляющих опасность для здоровья людей (в основном, продуктов питания);
- незаконный экспорт стратегических сырьевых ресурсов, осуществляемый преступными группами, которые все шире используют возможности вывоза товаров на временное хранение и переработку сырья за рубежом.
Преступления в сфере потребительского рынка:
Криминогенная обстановка в этой сфере сегодня крайне обострена. За несколько последних лет заметно увеличилось число зарегистрированных здесь преступлений. Основой криминализации потребительского рынка явилась практика неконтролируемых наличных расчетов между субъектами хозяйствования. Именно существование т.н. «черного нала» спровоцировало появление таких правонарушений, как занятие предпринимательской деятельностью без регистрации или лицензии и уплаты налогов, импорт без уплаты таможенных пошлин, торговля поддельными или суррогатными товарами и т.д. В этих условиях произошло значительное возрастание мошеннических операций, включая обман потребителей.
Наиболее распространенные способы завладения товарами на потребительском рынке, осуществляемые мошенниками:
- заключение фиктивных договоров от имени несуществующих фирм на покупку и реализацию товаров;
- получение товаров под фиктивные или поддельные банковские гарантии и векселя.
Одна из серьезных «болезней» отечественного потребительского рынка – незаконное производство и оборот алкогольной продукции. Норма прибыли и скорость оборота капитала здесь выше, чем в наркобизнесе, что, естественно не может не привлекать к этой сфере различные криминальные структуры.
Преступления, совершаемые на рынке ценных бумаг:
Данный блок преступлений составляют незначительную долю в общем количестве экономических преступлений, однако, обладают высокой степенью общественной опасности. Это объясняется значительным числом потерпевших и огромным материальным ущербом, причиняемым в данной сфере мошенническими операциями. Особое распространение среди указанной категории преступлений получили крупные мошеннические операции на рынке частных инвестиций (сумма похищенного измеряется в сотнях миллиардов рублей, а количество только официально зарегистрированных обманутых вкладчиков – в сотнях тысяч человек).
Налоговые преступления:
Для государств с развитой рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. В России же сегодня идет процесс планомерного становления современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступление налоговых средств в бюджет. Однако, настораживает следующий факт: ежегодно происходит сокращение собираемости налогов. Специалисты объясняют подобное положение дел следующими двумя причинами:
1. снижение деловой активности в российской экономике, спад производства;
2. активный уход субъектов предпринимательства в сферу теневых экономических отношений.
Последнее явление, в свою очередь, обусловлено сохранением неблагоприятных условий для развития в официальной экономике, включая наличие для товаропроизводителей непомерного налогового бремени. Крайне неудовлетворительна сложившаяся на сегодня структура налогов, а также приоритеты и доли отдельных видов налогов в общей сумме налоговых поступлений (например, неадекватность завышенного налогообложения юридических лиц и заниженного – физических лиц).
Практика хозяйствования большинства развитых стран показывает, что только «пониженная планка» налогообложения позволяет оживить деловую активность субъектов предпринимательства, обеспечивая тем самым на каждый процент отчислений в бюджет государства большие рублевые поступления (насыщение). Получается следующая взаимосвязь: меньше ставки налогов – выше активность товаропроизводителей и их прибыль; отсюда большие суммы налоговых поступлений в бюджет. Следовательно – снижение числа правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием крупных сумм доходов от налогообложения[5].
Среди криминогенных факторов общего характера, детерминирующих состояние и тенденции современной преступности в сфере экономической деятельности, можно выделить следующие:
1. Неспособность государства обеспечить конструктивное реформирование экономических отношений и сформировать цивилизованную, социально ориентированную рыночную, хозяйственную систему.
2. Необоснованное отстранение государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка; длительное сохранение в этой сфере правового вакуума.
3. Правовой нигилизм в обществе; неподготовленность населения и хозяйствующих субъектов к цивилизованной и законопослушной деятельности в условиях формируемых рыночных отношений.
4. Низкая эффективность работы контролирующих органов в сфере экономической деятельности.
5. Недостатки в деятельности правоохранительных органов.
6. Целенаправленные действия преступного мира, преследующие в сфере экономики собственные специфические корпоративные интересы.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 614;