Сравнение научных знаний Древнего Востока и Древней Греции
Сравнивая традиционные древневосточные цивилизации (Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай) и античный мир по первому критерию науки, который требует отлаженного механизма производства нового знания, легко заметить, что Восток обладал хорошо отлаженным механизмом для хранения и передачи информации, но не имел столь же хорошего, как в Древней Греции, механизма по получению новых знаний. Восток выработал конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, но они передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов. Только в их руках были сосредоточены знания, в том числе и научные. Это знание считалось идущим от бога – покровителя этой касты. В силу этого оно было тайным, доступным только посвященным, знанием. По отношению к нему отсутствовала критическая позиция, так как не дело человека – исправлять богов. Такое знание было невозможно подвергнуть каким-либо существенным изменениям, оно функционировало как набор готовых рецептов. Процесс обучения этому знанию сводился к заучиванию этих рецептов наизусть, без доказательств. Вопрос, как были получены эти знания и можно ли заменить их более совершенными, даже не вставал. Новые знания, если и появлялись в такой системе передачи информации, то только случайно и очень редко. В этом кроется одна из причин гиперстатичности древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей почти четыре тысячи лет без существенных изменений. Чуть более динамичной была древневавилонская цивилизация. Так, вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов, но это был не научный, а вполне практический интерес. Там была создана астрология как прикладное знание, без которого не начиналось ни одно более или менее важное дело. То же самое можно сказать и о развитии знаний в Индии и Китае. Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших в этих странах важнейшей частью повседневной жизни.
Совершенно иная ситуация сложилась в Древней Греции, в которой не было замкнутой касты жрецов и доступ к знаниям имел любой свободный человек. В этом случае сфера эзотерических знаний, недоступных для изменения и исправления, была ограничена исключительно сферой религии. Бблыпая часть знаний была открытой. Интересно, что если обратиться к мифологии упомянутых нами народов, в каждой мы обнаружим бога-просветителя, научившего свой народ необходимым практическим навыкам, а также давшего ему грамоту. Но только древние греки создали образ Прометея, восставшего против других богов, чтобы принести людям огонь знания, после чего они перестали нуждаться в помощи богов.
Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию – научности – позволяет говорить об отсутствии его фундаментальности и теоретичности. Все знания имели сугубо прикладной характер. Та же астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек, составлять гороскопы. Ведь небесные светила, по представлению вавилонских жрецов, являлись ликами богов, наблюдающих за всем происходившим на земле и существенно влияющих на все события человеческой жизни. Это же можно сказать о других знаниях о мире, накопленных как в Вавилоне, так и в Египте, Индии, Китае. Они были нужны для чисто практических целей, среди которых важнейшими считались правильно исполненные религиозные ритуалы. Научные знания прежде всего использовались для их совершения.
Даже в математике ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач, притом, что эти задачи могли быть достаточно сложными. Любое решение, приводившее к практически приемлемому результату, считалось хорошим. Для греков же, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение строгое решение, полученное путем логических рассуждений и строгих доказательств. Это привело к разработке математической индукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, недоступных для греков, так и не дошла до метода дедукции.
Также греки разделяли практические знания и умения, которые относились к области техники, и теоретические знания о мире, которые и были предметом науки. Научные знания в Древней Греции почти не были связаны с повседневной жизнью и ее запросами. Наукой там занимались из чистого интереса к истине. Научное познание отождествлялось древними греками с созерцанием природы. Подлинная цель науки виделась в непосредственном усмотрении истины в природе, а всякие практические действия с природными объектами рассматривались как мешающие научному познанию.
Третьим критерием науки является рациональность. Сегодня нам это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Там знание имело эзотерическое происхождение, поэтому было предметом поклонения, таинством. Рациональность и в Греции появилась не ранее VI в. до н.э. Науке предшествовали магия, мифология, вера в сверхъестественное. И переход от мифа к логосу был шагом огромной важности в развитии человеческого мышления и человеческой цивилизации вообще. А, например, вавилонская астрономия (точнее, астрология), бывшая вполне рационалистической по своим методам, основывалась на вере в иррациональную связь небесных светил и человеческих судеб.
Не были научные знания Древнего Востока наукой и по четвертому критерию – системности знания. Они были просто набором алгоритмов и правил для решения отдельных практических задач. И не имеет значения, что некоторые из этих задач были достаточно сложными (например, вавилоняне решали квадратные и кубические алгебраические уравнения). Решение частных задач не выводило на общие законы, отсутствовала система доказательств, что делало способы их решения профессиональной тайной, сводившей в конечном счете знание к магии и фокусам. Не случайно так тяжело было учиться в школах писцов в Египте и Вавилоне. Ученикам этих школ приходилось заучивать наизусть все конкретные решения для каждой отдельной проблемы, не видя никакой связи между полученными знаниями и не подозревая о том, что многие разные, на первый взгляд, задачи имеют одно и то же решение. А греческая наука, и прежде всего математика, с самого начала пошли путем строгого доказательства математической теоремы, формулируемой в максимально общей форме.
Проведенное сравнение позволяет сделать вывод об отсутствии подлинной науки на Древнем Востоке. Там можно говорить только о наличии определенных разрозненных научных представлений. Это существенно отличает восточную цивилизацию от античного мира и сложившейся на ее основе современной европейской цивилизации. Таким образом, наука – это феномен западного мира. И, очевидно, причины появления науки в Древней Греции нам следует искать в особенностях этого типа цивилизации, в специфике ее культуры.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 515;