Критерии выделения частичных падежей.


1. Партитив. Для выделения отдельного, морфологически несамостоятельного падежа необходимо такое сочетание значения и формы, которое отличает его от полного падежа. Так, партитив является разновидностью Род.п., отвечает на те же вопросы (кого? чего?), выполняет некоторые из его функций. Рассмотрим окончания Род.п. ед.ч. существительных муж.р. и выражаемые значения: выпадение снег-а (субъект), уборка снег-а (объект), белизна снег-а (принадлежность), намело много снег-а или снег-у (количество). Ср. также: чашка ча-я или ча-ю? ложка сахар-а или сахар-у? Партитив – это стандартный способ выражения парциального значения, т.е. значения части по отношению к целому. Форма на –у совпадает с Дат.п., имеет разговорную окраску. Эта форма встречается в следующих случаях: 1/ у вещественных существительных – купи сыру, чаю ( обычно -у легко заменяется на –а). Однако в императиве Чаю! Квасу! и в диминутивах чашка кофейку, ложка медку, сахарку замена на –а невозможна. Также: попить чаю(*чая?), потребовать сахару (*сахара?). 2/ у отвлеченных существительных – наделать шуму, нагнать страху. 3/ во фразеологизмах – прибавить ходу; с пылу, с жару, ни слуху ни духу (*задать жара, ни слуха ни духа?). По данным Е. Клобукова, в русском языке около 370 единиц имеют отношение к партитиву. Примечательно, что студенты, выполняя задание на выбор формы: принести анальгин(-у,-а), предлагают форму Вин.п. с нулевым окончанием, не осознавая смыслового различия между партитивом (вещественным, количественно неопределенным) и Вин.п. (предметным, определенным).

2. Вокатив, или звательный падеж, выполняет в разговорной речи роль обращения. Вокативные формы имеют в русском языке имена собственные (Сереж! Ань!) и термины родства (Мам! Пап!), относящиеся ко 2 склонению. Вокатив является факультативным средством выражения адресата речевого акта, наряду с Им.п. Ср. с архаическими формами: боже, отче, старче, друже, человече. И.А. Мельчук отмечает любопытную фонетическую особенность: по его мнению, вокатив сохраняет звонкую согласную в конце словоформы: Lid! Roz!

3. Аднумератив, или счетный падеж, имеют существительные в сочетании с числительными два, три, четыре и словами оба, полтора. Ср.: в течение чАса, но три часА, полтора часА; у второго рЯда, но два рядА, от шАга, но в двух шагАх. Всего три существительных час, ряд, шаг имеют в счетном падеже ударение, отличное от форм полного Род.п. Кстати, у субстантиватов несовпадение флексий: нет пирожного – два пирожных.

С помощью аднумератива можно объяснить наличие омонимичных форм типа пальмы: обычно студенты во фразе Три пальмы росли определяют существительное как словоформу Им.п. мн.ч., хотя методом подстановки легко устанавливается форма, совпадающая с Род.п.: три дуба, три тополя.

4. Локатив, или местный падеж, самый понятный из частичных падежей. Он обязателен в любом функциональном стиле. Его формы заменить другими нельзя. Однако он не может быть противопоставлен Предл.п. из-за небольшого охвата слов (около 150), а также по причине того, что в основном массиве существительных «местное» значение выражается так же, как и «изъяснительное». Ср.: говорить о лесе, саде, но находиться в лесу, саду (односложные слова 1 скл. типа шкаф, нос, снег, рай и 3 скл. типа печь, бровь, кровь. В последнем случае различие функций не в замене флексии, а только в переносе ударения: о пЕчи, но на печИ, о крОви, но в кровИ). У большинства слов формы не зависят от функции: говорить о столе, комнате, площади – находиться в столе, комнате, на площади.

Считается, что дополнительные (частичные) падежи не имеют собственных синтагматических формальных показателей, они так же сочетаются с атрибутивными словами, как и соотносительные полные падежи. Ср. думать о новом шкафе – рыться в новом шкафу. По-видимому, это справедливо только для локатива, так как, например, при аднумеративе совпадений не будет: два дорогих кресла – спинка дорогого кресла. Известно также, что наличие атрибутива при вещественном существительном в Род.п. требует только формы на –а: стакан крепкого чая, пачка душистого табака. Вокативные же формы типа Оль! вообще не сочетаются с атрибутивными словами.

P. S. Следует обратить внимание на некоторые глаголы, требующие для себя нестандартных окончаний. См.: ждать весну, жену, ждать начала лекции, конца передачи. В одном случае глагол употребляется с формами Вин.п., в другом – Род.п. Вряд ли можно это явление называть «ждательным падежом», слишком семантически неоднородными являются глаголы ждать; бояться, остерегаться, опасаться; слушаться; стесняться и под.

Внутри падежной системы существуют такие оппозиции:

1/ Им.п. – косвенные падежи (прямой, синтаксически независимый падеж противопоставлен зависимым, управляемым падежам).

2/Им.п. – Вин.п. (по основной функции: субъектный падеж противопоставлен объектному падежу); субъектное значение способны выражать все падежи, кроме предложного, объектное значение – все падежи без исключения.

3/Предл.п. – все остальные падежи (Предл. падеж употребляется только с предлогами – Им.п. всегда без предлога, другие падежи употребляются с предлогами или без них)

Из 100 случаев падежного употребления 76 случаев приходится на Им., Род. и Вин.п. При этом в современном русском языке, особенно в его разговорной сфере, отмечается экспансия Им.п. См.: Квартира – 4 комнаты, паркет, центр, вся обстановка, хоть и старая, но хорошая еще (здесь Им.п. использован вместо косвенных падежей).

Типологические признаки категории падежа: 1) обязательная, 2) номинативная, 3) самая сложная по структуре, 4) словоизменительная, 5) эквиполентная, 6) синтаксически обусловленная и обусловливающая.



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 67;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.