Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.
Как первый послеоктябрьский кодифицированный законодательный акт, этот Кодекс включал в себя основные положения семейного права. В нем нашли отражение правила регистрации актов гражданского состояния (заключение и расторжение брака, рождение и смерть граждан, признание их умершими, перемена фамилии), осуществляемых органами власти – отделами записи актов гражданского состояния (ЗАГС), заменившими церковные процедуры.
В соответствии с Кодексом только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в Отделе записей актов гражданского состояния, порождал права и обязанности супругов. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не был зарегистрирован в установленном порядке. Браки заключались публично в специально органах ЗАГСа, которые вели специальные книги с записями браков и разводов.
Условиями вступления в брак признавались прежде всего достижение брачного возраста, который для лиц женского пола составлял 16, а для мужского – 18 лет, а также взаимное согласие вступающих в брак и их нахождение здравом уме. Запрещалось вступать в брак: лицам, уже состоящим в зарегистрированном браке или браке, имеющем силу зарегистрированного; родственникам по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородным и неполнородным братьям и сестрам.
При жизни брак мог быть прекращен разводом в суде или при обоюдном согласии супругов – в органах ЗАГС.
Недействительным брак мог быть признан в следующих случаях: при недостижении супругами или одним из них брачного возраста; если он заключался с душевнобольными или лицами, находившимися в таком состоянии, в котором они не могли «действовать рассудительно» и понимать значение своих действий; если он совершался без согласия кого-либо из сочетавшихся браком, либо когда согласие было дано в бессознательном состоянии или по принуждению.
К личным правам супругов Кодекс относил право выбора брачной фамилии мужа (жениха) или жены (невесты), право свободного выбора места жительства. Брак не создавал общности имущества супругов, супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.
Нуждающийся или нетрудоспособный супруг имел право на получение содержания от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку.
Основой семьи признавалось действительное происхождение, закон не устанавливал никакого различия между родством внебрачным и брачным. Отцом и матерью ребенка считались лица, записанные родителями в книге записей рождений. Неправильность или неполноту записи об отцовстве и материнстве можно было доказывать в судебном порядке.
При отсутствии признания ребенка со стороны отца по заявлению забеременевшей или не состоящей в браке женщины отдел записей актов гражданского состояния мог внести соответствующую запись об отцовстве.
Мать ребенка, рожденного вне брака, была вправе еще за три месяца до его рождения подать заявление в отдел ЗАГСа с указанием имени и места жительства отца.
Лицо, указанное в таком заявлении, могло в течение двух недель оспорить правильность такого заявления в судебном порядке. Невозбуждение спора рассматривалось как признание отцовства со всеми вытекающими последствиями. Суд же при рассмотрении дела об установлении отцовства исходил из презумпции истинности заявления матери и широко использовал такое доказательство отцовства, как «наружное сходство» и такие доводы как, например : «матери лучше знать, кто отец ребенка», «матери нельзя не верить», «должен же кто-то быть отцом ребенка». Вопрос об отцовстве должен был быть решен судом положительно, если, как этого требовала ст.143 Кодекса 1918 г., отношения между матерью ребенка и лицом, названном ею в заявлении, были таковы, что по «естественному ходу вещей именно он являлся отцом ребенка». Наряду с этим в Кодексе 1918 г. существовало и следующее положение: если в процессе рассмотрения дела об отцовстве суд устанавливал, что во время предполагаемого зачатия ребенка его мать находилась в близких отношениях с несколькими мужчинами, то все они должны были быть привлечены к участию в деле в качестве ответчиков и на всех них одновременно могла быть возложена обязанность по содержанию ребенка.
Такая ситуация была вынужденной и объяснялась наличием огромного числа детей, оставшихся без родительского попечения в целом. Государство было не в состоянии взять на себя заботу об их содержании и поэтому оно стремилось всеми способами стремилось обеспечить выполнение обязанности по содержанию детей их родителями или даже посторонними лицами, которым не удалось доказать свою непричастность к рождению ребенка.
Особенностью Кодекса было также отсутствие в нем института усыновления, связанного со стремлением предотвратить возможность эксплуатации труда несовершеннолетних детей под видом усыновления, а также с отменой наследования. Однако проблема беспризорности в 1920-х гг. вновь сделала актуальным вопросы усыновления и Декретом ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 1 марта 1926 г. Кодекс был дополнен главой, предусматривающей усыновление.
Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 7985;