Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г.
Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) 1926 г., сохраняя прежние положения, уточнял и дополнял их, как того требовало время. В целях охраны прав женщин, состоявших в фактических брачных отношениях, впервые признавались (при определенных условиях) так называемые фактические браки. Во главу решения всех семейно-правовых проблем ставились интересы ребенка. Вновь приобрел государственное признание институт усыновления.
8 июля 1944 г. был принят Указ, запрещавший установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака (позднее Указом от 14 марта 1955 г. было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью). Ни добровольное признание отцовства, ни установление его в судебном порядке более не допускались. Не возникало и право на получение алиментов от фактического отца. Эти меры объяснялись лишенными всякого основания заверениями о том, что права внебрачных детей не нарушаются, поскольку заботу о них берет на себя социалистическое государство.
Но, во-первых, мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты и, во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Время для подобного законодательного решения было выбрано неудачное: война привела к массовой миграции населения, разлучению семей и возникновению многочисленных внебрачных связей.
Права ребенка нарушались и тем, что в свидетельстве о рождении в графе «отец» ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение. И хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации. Суды, чтобы хоть как-то защитить интересы внебрачных детей, взыскивали алименты с их отцов как с фактических воспитателей.
Всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения с 1926 по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак терял юридическое значение.
Была ужесточена и процедура развода: брак расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Таким образом, суду предоставлялось право отказать в иске о расторжении брака, даже если оба супруга настаивали на разводе.
Кроме того, сама процедура расторжения брака усложнилась. Заявление о разводе с указанием мотивов подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе, затем в суд вызывался супруг-ответчик. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.
Если примирение не состоялось, дело передавалось в суд второй инстанции, который рассматривал его по существу и выносил мотивированное решение о разводе или об отказе в расторжении брака. Одновременно с этим суд определял, с кем остаются проживать несовершеннолетние дети и кто из родителей несет обязанности по их содержанию. По требованию супругов суд мог произвести раздел имущества, а также возвратить им добрачные фамилии.
Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 3971;