Социально-критическое направление. Франкфуртская школа
Социально-критическое направление (марксизм и неомарксизм) подчеркивает практически-преобразующую роль философии.
Марксистская философия XX века. В западноевропейском марксизме в XX в. оформилось социал-демократическое движение, считавшее возможным его критически толковать и развивать. В большевистском крыле (в СССР) победила тенденция догматизации и идеологизации марксизма: установление жестких границ теоретического поиска, противопоставление истин марксизма всему остальному.
В.И. Ленин (1870-1924) главным образом занимался критикой идеализма и стремился подвести под него социально-идеологическую базу. Он создал концепцию партийности философии, согласно которой через связь материализма с наукой, а идеализма с религией выражают в конечном итоге различные классовые интересы. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад» - писал Ленин. Борющимися партиями являются материализм и идеализм. Во времена Сталина единственной областью, где еще теплилась философская мысль, оставалась история философии. В 60-80-е годы серьезное продвижение происходило в области теории познания. Советские философы в своем большинстве отстаивали традиционное для марксизма диалектико-материалистическое понимание познания как отражения, с учетом активной роли субъекта познания. Мощное развитие в этот период получило направление, названное «философские вопросы естествознания» (философское осмысление новейших данных в области физики, космологии и биологии и др.). Одним из позитивных результатов стала разработка глобальных проблем современности. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
С 20-х гг. XX века на Западе возникла и получила развитие альтернативная версия марксистской мысли — неомарксизм, выступавший одновременно и против капитализма, и против советской модели социализма. Внутри самого западного марксизма сложились два главных течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе - на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие философские категории, как сущность и существование человека, практика, отчуждение и снятие отчуждения и другие, развернуло критику современного общества как враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули собственные своеобразные концепции - таковы представители Франкфуртской школы; другие попытались синтезировать определенные положения марксизма с идеями немарксистских течений - фрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистский марксизм, и др.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе(1898 — 1979). Главное произведение Маркузе — «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное общество воспитывает нормального, но «одномерного человека»,обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.
Социальная философия франкфуртской школы развернула активную деятельность после Второй мировой войны. Ее основные представители: М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (1929). Они выступали в роли критиков развитого индустриального общества, обеспечившего тотальное отчуждение и производство «одномерного человека». Основная причина социального зла, по мнению сторонников этой школы, заключена в научно-технической «рациональности». Индустриальная эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека. Научно-технический прогресс превратился в инструмент власти над человеком, превратил культуру в «масскультуру». В принципе они считают необходимым радикальное преобразование существующего общества. Но свою непосредственную задачу они видят в его философской критике, для чего и разрабатывают свою «критическую теорию» с его важнейшей составной частью – «негативной диалектикой». «Критическая теория» направлена против позитивизма, технократизма и сциентизма (абсолютизирующих роль техники и науки). Г. Маркузе писал в своей книге «Одномерный человек», что современное общество воспитывает нормального, но «одномерного человека»,обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя. Выход из данного положения Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной и социальной революциях. С философской точки зрения особый интерес представляет разработанная Адорно концепция «негативной диалектики», направленная на пресечение тоталитарных тенденций в обществе.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 690;