Переосмысление классического наследия в философии марксизма
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Фридриха Энгельса (1820-1895), явилась составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включал в себя экономическую и социально-политическую проблематику. Ни Маркс, ни Энгельс не были профессиональными философами. Главный труд Маркса «Капитал» посвящен исследованию политической экономии. Маркс хотел написать систематический труд о диалектике, но так и не сделал этого. У Энгельса есть две относительно крупные работы: «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», в которых он в систематическом виде излагает философию марксизма, экономическое учение и теорию научного социализма.
В сущности, марксистская философия – это эклектическое (противоречивое) соединение элементов материализма и идеализма – гегелевской философии, французского и фейербаховского материализма и английского эмпиризма. У своих идейных предшественников философия марксизма усвоила философский рационализм, диалектический метод, установку деятельностного подхода к решению философских проблем. В рамках этой программы не только были переосмыслены традиционные проблемы философской классики, но по-новому было осознано предназначение философии. Философия марксизма подвергла переосмыслению господствующие представления о самой сути философской деятельности: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
В основу своего философского учения (диалектического материализма) классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. По образному выражению Ф. Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена в философии марксизма «с головы на ноги». Единственной первоосновой мира считается материя, которая развивается по трем законам диалектики: взаимного перехода количества в качество, взаимного проникновения противоположностей, отрицания отрицания. Заявив, что эти законы имелись уже у Гегеля, Энгельс представил их как абстрагируемые из истории природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления. К законам были добавлены взаимосвязанные парные категории: необходимость - случайность, форма - содержание, явление - сущность и др., с помощью которых описывались любые процессы. В целом же Энгельс определил диалектику как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
На самом деле Гегель нигде не говорил о законах диалектики. Концепция законов диалектики – упрощенная, примитивная интерпретация диалектических идей Гегеля. Законы в марксизме на первом плане, они важнее явлений, так как управляют ими, а беспорядка и хаоса вроде бы нет. Когда утверждается мысль, что всё регулируется законами, то происходит крен в сторону порядка, закономерности. На самом деле, в мире и человеческом обществе хватает всего: и порядка, и беспорядка. Иными словами, существует очень сложная диалектика порядка и хаоса, необходимости и случайности. В марксизме все это сдвигалось в сторону порядка, казарменного общественного механизма.
Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики. Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа преобразования человеком окружающей действительности и самого себя. Таким образом, Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались (напомним, что под практической философией ранее понималась философия морали). Более того, эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные. Осуществленное марксизмом введение практики в теорию познания привело к радикальному обновлению ее методологических принципов и установок.
Характерной чертой философии марксизма стал социоцентризм. В прежней философии мир делили на две сферы: дух и природу. Маркс впервые обращает внимание на третью область – человеческое общество и сосредоточивает внимание на анализе общественных отношений.
Основной методологический принцип этого анализа – исторический материализм. Согласно ему, совокупность производственных отношений образует экономический базис общества, на котором вырастает соответствующая социально-политическая и духовная надстройка. В истории сменяются пять основных форм базисных отношений (формаций), коммунизм является высшей и последней из них. Политическая теория марксизма основывалась на представлении об исчерпанности ко второй половине XIX в. исторических возможностей развития капитализма и связывала переход к коммунистическому строю с мировой революцией пролетариата. Надо заметить, что в ранних работах Маркс предостерегал от опасности преждевременного революционного переворота, считая, что в этом случае правящим классом станет бюрократия, а государство может стать более худшим эксплуататором, чем капиталисты. Многое из философских находок марксизма в том или ином виде было воспринято и использовано в последующем развитии социальных наук.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 611;