Нарушение преимущественно целенаправленности мышления
Речь идёт о расстройствах, особенно характерных для шизофрении: некоторые даже специфичны для неё (например, разорванность мышления).
О большинстве приводимых ниже расстройств (прежде всего о разорванности) можно сказать словами Е. Блейлера: «Создается впечатление, что понятия определенной категории собраны в один горшок, перетрясены — и затем выбрано первое попавшееся».
Это целый ряд феноменов.
Разорванность (атактическое мышление, шизофреническая бессвязность мышления). Выступает на фоне непомраченного сознания, при относительно правильной ориентировке. Речь при этом, сохраняя лишь внешнюю форму, фактически перестает быть средством общения между людьми: бессмысленное нанизывание слов и предложений с потерей направленности на содержание, с разрывом связей между понятиями, с «минованием сущности». Высказывания больных становятся непонятными, причудливыми. В речи сочетается несочетаемое, совершенно несовместимое: «Я поехала на доме просвещения». Эту форму патологии мышления сравнивают с подбором при игре в домино костей, когда число очков не подходит друг у другу. При этом больные могут говорить не обращая внимания на собеседника, независимо от его присутствия — симптом монолога. В одних случаях грамматический строй сохраняется (шизофазия), в других, более тяжелых — нарушается (словесный салат, окрошка). Так, один из больных заявляет (наблюдение О. B. Kеpбикoвa, 1965): «Я должен сидеть на умывальнике, потому что несколько архимандритов оставили мне наследство».
Некоторые авторы (Ф. И. Случевский, 1976) считают, что разорванность и атактическое мышление — разные понятия. Атактическое мышление — это разорванность, сочетающаяся с паралогическим мышлением и массой неологизмов. Это состояние, по их мнению, ближе к неоглоссии.
Разорванность мышления следует, далее, дифференцировать с инкогерентным мышлением(инкогерацией, или аментивной бессвязностью мышления). Инкогеренция отмечается в структуре состояния общего помрачения сознания в форме аменции. Это хаотическая речь, состоящая из бессвязного набора слов обыденного содержания (преимущественно глаголов), слогов, звуков, по значению соответствующих характеру переживаемого аффекта (депрессия, гипомания, страх). Темп речи здесь может быть различным. Характерна повышенная истощаемость интеллектуальных процессов: в процессе общения с больными может нарастать бессвязность речевой продукции или речь становится бедной, скудной, замедленной, больной может совсем перестать говорить; речь возобновляется после отдыха. Это состояние развивается в результате массивных экзогенно-органических воздействий и протекает на фоне тяжёлого, часто критического соматического неблагополучия. Сходная картина может быть и при шизофрении — при гипертоксической форме, когда тоже развивается аменция.
Соскальзывание мыслей («ход шахматого коня», «схождение с рельсов»). Проявляется и самостоятельно, и как компонент разорванности мышления. Это внезапный переход к высказываниям, не имеющим отношения к основному содержанию речи. Правильный ход мысли неожиданно прерывается, затем, после вкрапления неадекватной ассоциации, больной может возвратиться к последовательным рассуждениям, не исправляя допущенной ошибки. Соскальзывание может быть по созвучию, по контрасту, по побочным ассоциациям. Например, больной говорит о самолётах, в тексте есть слово «флюзеляж», и дальнейшее повествование на время переходит на «фиксаж» и фотографию. Повествуется о природе, лесе, озере и на время больной переключается на «дубы» в переносном смысле. То есть соскальзывание осуществляется по абстрактным ассоциациям, выхватывая из текста «малый признак».
Миморечь, мимоговорение— ответы мимо вопросов, что может осуществиться путём замены слов (акатофазия), сопровождается мимодействиями. Миморечь наблюдается при шизофрении, при психогенных заболеваниях (прежде всего, в рамках истерических реактивных психозов — синдрома Ганзера, псевдодеменции). При этом ответ больного шизофренией обычно бывает неожиданным, не имеющим никакого отношения к задаваемому вопросу, миморечь здесь — выражение негативизма. Больного шизофренией опрашивают: «Виделись ли Вы сегодня со своим отцом?» Ответ: «Я больше люблю кофе о молоком». При псевдодеменции, синдроме Ганзера ответ пациента носит нарочитый характер. Он либо прямо противоположен правильному, либо сходен с ним по смежности, либо это ответ на предыдущий вопрос. Так, больной на вопрос, как его звать, говорит: «Отсюда далеко» (перед этим спрашивали о месте жительства).
Разноплановость мышления— рассуждения в разных плоскостях. Это по существу незавершенная неразвернутая шизофреническая бессвязность мышления. Не выдерживается единая линия рассмотрения какого-то явления, предмета. В суждениях — и взлеты, и падения, так что причудливо переплетаются случайные ассоциации, обрывки мыслей, воспоминаний и адекватные обобщения. Больные правильно выполняют инструкции, не нарушены интеллектуальные операции, но значительно снижается продуктивность мыслительных операций, не достигается их конечная цель.
Неясное, аморфное, неточноеиспользование понятий, расплывчатое мышление(разрыхление ассоциаций), при котором грамматически правильно построенная речь приобретает расплывчатый характер. Больные не в состоянии кратко и чётко сформулировать свои мысли. Различая резонёрство и аморфность, можно сказать: в первом случае непонятно «зачем», во втором - «о чём» больной говорит.
Амбивалентное мышление— высказываются одновременно противоположные, исключающие друг друга мысли. К амбивалентному мышлению близко мышление Януса. Янус в мифологии древних римлян — бог времени, начала и конца, входа и выхода. Он изображается с двумя лицами, обращёнными в разные стороны. Этот вид мышления — понятие неоднородное. С одной стороны, оно отождествляется с шизофренической амбивалентностью, а с другой – с невротической антитезой (противоположением). Последнее понятие введено А. Adler (1927) для обозначения присущей больным неврозами склонности оценивать события, явления, факты окружающей действительности через их противоположности.
Аутистическое(дереистическое) мышление. Отличается оторванностью от реальной действительности, замкнутостью на узком круге идей, которые отражают лишь внутренний мир больного, возникают и развиваются без фактического обоснования. Аутистическое мышление базируется не столько на реальных событиях и сделанных на основании их выводах, сколько на аллегориях, смутных образах, может отражать содержание легенд, сказок, мифов. Больные не пытаются проверить свои рассуждения, не нуждаются в доказательствах. Аутистическое мышление часто скрыто от посторонних. В таких случаях говорится о «бедном аутизме» (В.А. Жмуров, 2002). Другие больные бывают излишне многоречивы («богатый аутизм»).
Фантазирующее аутистическое мышление — по типу «грёз наяву», возникает в периоды «мечтательной рассеянности». Направленность мышления определяется эмоциональными воспоминаниями, мечтаниями и желаниями. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. На высоте возможны иллюзии и галлюцинации воображения.
Близкое аутистическому мышлению проявление (своего рода аутистическое мышление наизнанку) — метафизическая интоксикация. Возникает, преимущественно, в подростковом и юношеском возрасте. Характерно одностороннее, оттесняющее (подобно сверхценной идее) все другие интересы увлечение абстрактными проблемами: вопросами философии, истории, религии, парапсихологии, парамедицины, оккультизма и т. д. Как правило, такого рода увлечения не обогащают личность, лишены целенаправленности, практического выхода («стариковские мудрствования при детских рассуждениях» — Л.Б. Гаккель, 1953). Обычно пациенты стремятся не столько расширить свой кругозор, утолить любознательность, сколько проявить оппозицию, негативизм к существующим взглядам.
Паралогическое мышление(«с выкрутасами», «кривая логика»). Больные при этом, обнаруживая достаточно хорошие интеллектуально-мнестические данные, формально, внешне рассуждают как будто правильно, относительно правильно используют технические приемы мышления, но непреднамеренно приходят к неожиданным, необоснованным, нередко абсурдным выводам. Скажем, пациентка (врач по специальности), находясь в больнице, пытается ударить кого-либо из персонала. Объяснение этому: медицинские работники получают надбавку к зарплате за то, что они обслуживают психически больных, поэтому она имеет право на них нападать. Другое наблюдение (шизофрения, парафренный синдром): больной с высшим техническим образованием, поджигает квартиру, в которой проживает, в результате выгорают три квартиры. Мотивация: ему не нравилась мебель в его квартире: он, если бы были деньги, вывез мебель на свалку; а так как денег нет, он совершил поджог.
Заканчивая рассмотрение нарушений мышления по форме, следует отметить. Эти расстройства отражают и тяжесть патологии (психоз, слабоумие). Но правильная клиническая квалификация их имеет особенно большое значение для диагностики качества патологического процесса, его нозологической принадлежности (шизофрения, органические, психогенные заболевания).
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 260;