Понятие юридической науки как знания, деятельности и социокультурного института 5 глава
Прямое и тесное взаимодействие научных фактов с теоретическими знаниями, однако, не лишает их автономного, независимого от теории бытия. Нормы права, правоприменительная или правотворческая деятельность государственных органов и должностных лиц, иные правовые явления и процессы вследствие их многоаспектности, сложности могут изучаться не только общей теорией права, но и другими юридическими науками, а также политологией, социологией, экономическими науками и т. д. Более того, одно и то же эмпирическое основание правовой науки способно выступать объективной базой самых различных теорий. Достаточно сказать, что современная политико-правовая практика служит эмпирическим обоснованием доброму десятку различных правовых теорий и школ. Именно в силу такого противоречивого соотношения теории и ее эмпирических знаний последние можно рассматривать в качестве структурного компонента, который входит в состав любой отрасли правовой науки как ее самостоятельная часть, не совпадающая непосредственно с ее теорией.
Знание теоретического уровня правовой науки, в свою очередь, оказывает заметное позитивное воздействие на научные факты, образующие ее эмпирическую базу. Все познавательные действия непосредственной объективной реальности протекают с применением понятийного аппарата соответствующей отрасли правовой науки. Во-первых, его применение позволяет определить совокупность общих свойств, признаков, закономерностей, которые действуют в этой реальности и особенности реализации которых надлежит изучать в первоочередном порядке. Во-вторых, каждый реальный факт, прежде чем получить статус научного факта, проходит основательную проверку на достоверность и степень соответствия теоретическим положениям науки. В-третьих, описание выявленных фактов ведется с применением понятийного аппарата правовой науки, поскольку не имеется иного пути научного изложения особенностей проявления всеобщего в конкретном.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни правовой науки, будучи различными по содержанию, находятся между собой в тесной и устойчивой связи. Знания теоретического уровня, обладая достоинством общего и необходимого, имеют существенный недостаток: лишенные материальной, «телесной» оболочки — связи с практикой, они оказываются неспособными доказать свою достоверность, истинность. Поэтому ученые-правоведы вынуждены постоянно подвергать понятийный аппарат тщательным испытаниям на достоверность, сопоставляя содержащиеся в нем понятия с эмпирическими данными. Научные факты, в свою очередь, могут образовать эмпирический базис соответствующей отрасли правовой науки лишь после того, как они пройдут стадии изучения, описания и объяснения с применением понятийного аппарата этой науки.
В связи с тем что все научные знания должны быть достоверными, истинными в правовой науке, в том числе правоведении, решающее значение придается формированию, разработке познавательных средств, способных обеспечить получение подлинно научных знаний, — философским основаниям науки и методам научного познания.
Глава 4. Философское основание юридической науки
§ 1. Философия как основание юридической науки
Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, антропология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании государства и права находят онтология, гносеология, логика и социальная философия.
Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания. Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.
Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в ее системе особой отрасли — философии правоведения.
Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета.
Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений и потому приходят к принципиально противоположным результатам в понимании и объяснении государства и права. Все известные истории правовой науки и ныне господствующие правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.
Основу позитивистской доктрины права до сих пор разделяемой большинством российских правоведов, составляет позитивизм — философское учение, исходный тезис которого сводится к тому, что все подлинное, положительное (позитивное) может быть получено лишь специальными науками, тогда как философия в качестве особой науки, претендующей на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. В лучшем случае ее содержание могут составлять общие выводы, формулируемые из результатов исследований естественных или общественных наук. Частные же науки, в свою очередь, могут заниматься лишь описанием и систематизацией явлений, отвечать на вопрос «как» и полностью игнорировать вопросы «почему». В рамках философии позитивизма всякие попытки изучать причины и сущности явлений признаются несостоятельными.
Именно этими философскими конструкциями руководствовался основоположник позитивистской доктрины права Дж. Остин, формулируя воззрение на право как приказ власти, обязательный для подчинения под угрозой применения государственного принуждения. Соответственно, правовед освобождался от обязанности искать причины возникновения и развития права, ему было достаточно знать, какие предписания закреплены нормативными правовыми актами. После того как философский позитивизм был заменен эмпириокритицизмом, юридический позитивизм приобрел форму «чистой теории права». Основоположник этой теории Г. Кельзен, следуя традициям эмпириокритицизма и логического позитивизма, устранил из научного анализа последние остатки социальных явлений в виде норм морали, обычаев, правовых психологических переживаний личности и др., а право представил в качестве замкнутой регулятивной системы, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует вышестоящей норме права.
Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходимости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по-прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм действующего права.
С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права. Руководствуясь положениями диалектического материализма о первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости реально существующего природного и социального мира, о закономерном, диалектически противоречивом характере развития природы, общества и государства, сторонники данной теории права рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют собой явления субъективного порядка, содержание которых в конечном счете зависит от экономического развития общества, и для познания причин возникновения и развития государства и права необходимо брать их в развитии, их конкретно-исторической обусловленности другими социальными явлениями.
Особенности остальных правовых доктрин также во многом определяются их философскими основаниями, которыми выступают такие направления философии, как экзистенциализм, психологизм, прагматизм. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции. В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, социально-гуманистическую, логико-методологическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитательную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.
§ 2. Мировоззренческая функция философии
Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет ученым- правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.
Особую ценность для правовой науки имеют: 1) всеобщие знания об организации и о функционировании человеческого общества, его движущих силах, источниках и формах развития и — самое главное — о роли в этом процессе государства и права; 2) положения, выводы о месте человека в обществе, его социальном и правовом статусе, способах взаимодействия с другими социальными индивидами и обществом в целом; 3) философская характеристика сущности и процессов познания, форм и методов познания закономерностей общества, критериев, уровней и форм научного знания, соотношения научного с религиозным, иными формами ненаучного знания.
Имея непосредственным предметом лишь внешние связи политико-правовых явлений с иными сферами общества, правовая наука не исследует проблемы организации общества как целостного организма, функционирующего и развивающегося по своим законам и при этом действенно влияющего на все свои части, в том числе государство и право. Каждое философское учение сообразно своим основаниям дает уникальную информацию относительно способов организации общества, его основных сфер, хотя и не достигает цели социальной философии: исследует общество односторонне и не раскрывает конкретных законов функционирования и развития общества.
Например, современный позитивизм рассматривает общество как систему взаимосвязанных социальных институтов, призванных взаимодействовать таким образом, чтобы обеспечить стабильность всей социальной системы, нормальное функционирование всех ее частей. Психологическое направление социальной философии рассматривает общество, его институты через призму психологических явлений и процессов, пытается раскрыть особенности организации современного общества, исходя изданных индивидуальной психологии: желания и воли индивида, психологического настроя отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В социальной философии М. Вебера в качестве основной организующей и движущей силы общества выделяется поведение и деятельность как индивидов, так и отдельных социальных ipynn, а основное назначение социальной философии сводится к пониманию самих действий и их мотивов, основанных на соответствующих духовных ценностях.
В философских учениях, не поднимающихся до уровня познания социальных законов, знания об обществе и о роли в нем государства и права излагаются в описательной форме и чаще всего представляют собой апологию существующего общества и правопорядка. Даже великий немецкий философ Г. Гегель, раскрывая диалектику права, не удержался от соблазна представить свое родное прусское полицейское государство в качестве вершины и образца разумности реально действующего права. Равным образом современные социальные философии видят вершину и конечный путь развития человеческого общества в существующем буржуазном (гражданском) обществе, полностью воплощающем его идеалы свободы, равенства и материального благополучия.
Наиболее развитые системные знания закономерного хода развития общества, государства и права содержит исторический материализм — необходимая часть диалектического материализма. Материалистическое решение основного вопроса философии о первичности материи и вторичности сознания было распространено К. Марксом и Ф. Энгельсом на исследования общества. Они показали, что основу общества составляют материальные экономические отношения, что именно они определяют собой все остальные социальные сферы общества, в том числе государство и право. При этом в обществе действуют объективное право и отражающие его законы государства. Объективное право представляет собой юридическую форму экономических отношений и не зависит от субъективного усмотрения лиц, причастных к законотворческому и правотворческому процессу. Экономически господствующий класс рано или поздно берет государственную власть в свои руки для того, чтобы в форме законодательства закрепить свою волю в качестве общеобязательных велений и тем самым обеспечить наиболее полное удовлетворение своих материальных и иных интересов. В силу названных причин действующее в классовом обществе законодательство по преимуществу представляет собой волю господствующего класса, а не действительное объективное право. Наиболее широкие возможности для воплощения объективного права в законодательстве может предоставить только социалистическое государство как выразитель воли и интересов наиболее широких трудящихся масс.
Центральное место во всех социальных философских учениях занимает человек, с его интересами, потребностями, мерой свободы и социальными связями с другими индивидами, социальными группами и обществом в целом. При этом предпринимаются попытки раскрыть социальный идеал общества, в которой личность Признавалась бы высшей социальной ценностью, а в ее отношениях с другими индивидами, социальными группами, обществом & целом полностью воплощались бы такие всеобщие социальные Ценности, как добро, справедливость, равенство, свобода. Общественный идеал, отмечал П. И. Новгородцев, имеет основой понятие личности, представляющей ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Личность не может рассматриваться в качестве средства достижения общественной гармонии; «напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели»1.
С позиций созданного общественного идеала личности каждая социальная философская доктрина критикует имеющиеся недостатки, присущие современному гражданскому обществу, и вырабатывает пути, как правило, эволюционного развития гражданского общества и формирования условий для всестороннего и свободного развития личности. В достижении общественного идеала значительная роль отводится праву. Поэтому представления философов о путях и способах повышения роли права в обеспечении свободного развития и творческой деятельности личности оказывают прямое и непосредственное влияние на формирование основополагающих принципов правовой науки, понимание природы права, его роли в современном обществе и основных направлений его дальнейшего развития.
Частью мировоззрения ученых-правоведов являются их взгляды на процесс научного познания объекта и предмета правовой науки, критерии научного знания, пути и способы получения достоверных, объективных знаний, которые они также формируют под непосредственным влиянием философии, имеющей предметом всеобщие закономерности развития познания. Философия права уделяет первостепенное внимание таким проблемам, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания. В составе философии содержатся и регулятивные принципы — всеобщие принципы научного познания, которым должно удовлетворять любое научное исследование, а также совокупность общих логических методов: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, геменевтика, феноменологический метод и др. Значительная часть современных философских учений признают методологический плюра-
1 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 67.
лизм, т. е. исследователь имеет право по своему усмотрению выбирать методы научного познания, которые, по его мнению, являются наиболее эффективными в познании и будут обеспечивать получение необходимых знаний.
Воздействие философии на правовую науку не ограничивается одной мировоззренческой функцией, поскольку одного знания и даже признания тех или иных философских положений для успешного развития конкретных наук явно недостаточно. Советские правоведы без каких-либо сомнений признавали диалектический и исторический материализм философской основой своих исследований и правовой науки в целом. Однако они не сумели провести положения марксистской доктрины в своих исследованиях государства и права и оставались марксистами только в собственном воображении. Наделе же советская правовая наука продолжила лучшие традиции дореволюционной юридической науки и оставалась сугубо позитивистской, если можно так выразиться, лишь слегка подпорченной марксизмом.
Чтобы обеспечить действительную реализацию своих положений, выводов, составляющих основу мировоззрения ученых-пра- воведов, философия выполняет иные функции, среди которых особое значение имеют теоретическая, логическая и гносеологическая функции.
§ 3. Онтологическая функция философии
Онтологическая функция философии выражается в применении в правовой науке, во-первых, универсальной характеристики организации общества и, во-вторых, философских законов и категорий.
Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и, соответственно, характеризует их основополагающие, сущностные стороны, связи, закономерности развития. Благодаря философии правовая наука освобождается от обязанности самостоятельно исследовать проблемы организации и функционирования общества как целостного организма, дающего начало и смысл праву и государству, изучать всю совокупность внешних объективных воздействий на эти явления иных социальных компонентов. Однако подобное упрощение предмета правовой науки является оправданным и целесообразным при условии, что философия в состоянии обеспечить надлежащим образом взятую на себя миссию раскрытия закономерной связи государства и права с другими социальными компонентами и обществом в целом.
Тот факт, что правовая наука до сих пор не может определить действительную сущность права, понять его смысл и место в социуме, бесспорно, свидетельствует о том, что пока ни одно из философских направлений со своей задачей раскрытия закономерного характера воздействия общества на государство и право не справилось. Объективная картина организации и взаимодействия общества с его компонентами для философии остается тайной за семью печатями.
Наиболее близко к раскрытию закономерностей организации и функционирования общества как органически целостного организма приблизилась материалистическая философия, однако и она имеет ряд нерешенных вопросов. Представители данного философского направления также не в состоянии вывести правовую науку на исходные рубежи познания внутренних закономерностей современного государства и права. В их исследованиях философия как основание правовой науки выступает не в своей истинной сути, а в качестве ее превращенной формы и является одним из решающих факторов, препятствующих превращению наличных знаний о государстве и праве в действительно рациональное объективное знание, в Науку с большой буквы. Значительно больших успехов философия добивается в сфере применения ее законов и категорий для познания особенных закономерных связей политико-правовых явлений и процессов.
В отличие от философских воззрений на общество и его компоненты законы и категории философии используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений и процессов для установления специфики проявления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Каждое явление, процесс представляют собой единство всеобщего и конкретного. Всякое непосредственно существующее явление, процесс, личность, будучи одним из моментов непосредственных форм проявления всеобщего в непосредственном бытии, реальной жизни, с необходимостью содержит это всеобщее. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики. В их число входят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность».
Законы и категории диалектики, отражая отдельные всеобщие стороны, связи, законы реально существующего мира (природы, общества и мышления), в совокупности, системе дают целостное и полное представление о том, каким должен быть любой материальный или духовный феномен, лишенный материальной, телесной оболочки и существующий в абстрактном виде, чем-то вроде души, освобожденной от материального, физического тела.
С позиций диалектики любое реально существующее явление (процесс) предстает сложным системным образованием, состоящим из той или иной совокупности взаимосвязанных элементов. Одновременно явление (процесс) представляет собой единство сущности, содержания и формы. Явление (процесс) возникло под воздействием определенных причин, при определенных конкретно-исторических условиях и способно существовать ровно столько, сколько будут действовать породившие его условия. Оно же способно к самодвижению, развитию. Источник такого развития — единство и борьба противоположностей. В процессе своего развития явление (процесс) под влиянием количественных изменений может переходить в новое качество, само же развитие чаще всего идет не прямолинейно, а по спирали, и т. д.
Абстрактная философская конструкция всеобщей организации и функционирования явлений и процессов материального и духовного мира, закономерностей их развития находит широкое применение в правовой науке и оказывает решающее воздействие на ход познания ее объекта и предмета. Конструкция используется на всех стадиях и во всех процедурах научного правового исследования. Наиболее ярко теоретическая роль законов и категорий диалектики проявляется на стадии формулирования предмета, целей, основных направлений и оценки полученных результатов исследования.
Во-первых, законы и категории диалектики позволяют верно определить исходные теоретические и методологические посылки исследования, верно сформулировать гипотезы и сконцентрировать внимание на их научном, теоретико-правовом обосновании. Опираясь на философскую конструкцию организации и развития явлений и процессов, правовед не будет задерживать своего внимания на теориях, положениях, явно не соответствующих законам и категориям материалистической диалектики, в частности не будет пытаться искать диалектику права в ходе формально-логического изучения текстов нормативных правовых актов. Позитивистский, нормативный подход к пониманию и сущности источников и закономерностей функционирования права нарушает один из важнейших принципов диалектики — всеобщности связи и зависимости явлений объективного мира, первичности материи и вгоричности сознания, — и поэтому для юриста-марксиста неприемлем.
Во-вторых, абстрактная философская конструкция всеобщей организации и функционирования явлений и процессов материального и духовного мира выступает действенным средством научного целеполагания, обеспечивает постановку научно обоснованных целей исследования и способствует определению оптимальных путей их реализации. Законы и категории философии ориентируют исследователя на то, что конечные результаты познания должны завершаться познанием наиболее значимых сторон, связей исследуемых правовых явлений, каковыми являются его форма, содержание и сущность; что в процессе достижения таких знаний необходимо самым тщательным образом изучить соотношение формы и содержания, причины и следствия, отличать внешнее воздействие социальных явлений от его структурных, внутренних связей, переход количественных изменений в качественные и т. д.
В-третьих, законы и категории диалектики выступают объективным критерием оценки фактов и теоретических знаний, полученных в ходе исследования. Объяснение как логическая процедура подведения под общее достоверное знание вновь выявленных явлений, их компонентов неизменно включает в себя стадию проверки полученных знаний на соответствие законам и категориям диалектики. Признание того, что новые знания не противоречат всеобщим философским положениям, дает весомые гарантии их достоверности, но этот вывод все же не является окончательным. Действительная диалектика правового явления, процесса может быть раскрыта лишь в ходе всестороннего и полного анализа исследуемого, взятого в его конкретно-исторических условиях и историческом развитии, самодвижении.
Проявление всеобщего в конкретном не всегда обнаруживается очевидно и бесспорно. Например, все юристы уверены в том, что право, как и любое иное явление, обладает сущностью, но до сих пор не могут выявить эту сущность, ищут действительное понимание права. Дискуссии среди юристов ведутся и относительно содержания и сущности юридической ответственности, понятий «источник права», «правоотношение», «правопорядок». Сложность поисков всеобщего в конкретном объясняется тем, что всеобщее не имеет своей особой формы, а проявляется в виде свойств, связей, сторон конкретного явления, процесса. Для познания же конкретных связей, свойств явления, составляющих его сущность, содержание, являющихся необходимыми либо случайными, требуется проведение специальных научных исследований.
В целях облегчения процесса выявления всеобщих черт, признаков диалектики конкретных правовых явлений советские правоведы предлагали провести специальные исследования, призванные выявить специфику проявления всех категорий диалектики в правовой науке. Разработка специфики применения законов и категорий материалистической диалектики к изучению государства и права рассматривалась в качестве важнейшей методологической проблемы юридической науки в середине 1960-х гг. Предлагалось создать нечто вроде подотрасли материалистической диалектики, в которой всеобщее содержание философских категорий было бы дополнено некоей совокупностью специфических признаков, связей, присущих только правовым явлениям. В результате предполагалось, что такие адаптированные к специфике правовой материи категории диалектики должны были облегчить процесс раскрытия диалектики конкретных правовых явлений. Однако попытки реализовать подобную идею не привели к ожидаемым результатам.
Философские законы и категории подлежат применению в познании всей совокупности явлений и процессов, исследуемых как в общей теории, так и в остальных многообразных юридических науках. Поэтому выделение юристами общих диалектических признаков, которые были бы характерны всему многообразию политико-правовых явлений и процессов и одновременно входили бы в содержание философских категорий, оказалось делом не только невозможным, но и методологически несостоятельным.
Попробуйте, например, найти дополнительные признаки, которые бы характеризовали специфику применения философской категории «сущность» в познании таких явлений, как норма права, правонарушение, федеральный налог на имущество граждан, гражданско-правовой договор купли-продажи, право государственной собственности на землю и обязанность граждан воспитывать своих детей. А подобная процедура, если последовательно исходить из идеи создания философии права, должна быть проделана и со всеми остальными категориями диалектики. В условиях многообразия правовых явлений можно лишь проиллюстрировать процесс действия философских категорий на примере какого-либо явления, процесса, но невозможно раскрыть диалектику действия права.
Процесс выведения всеобщего из особенного, равно как и раскрытие диалектики конкретного явления, представляет собой самостоятельные научные исследования. Между философским и специальным знанием имеется качественное различие. Всеобщее абстрагируется полностью от особенностей каждого процесса, тогда как каждый предмет, явление характеризуется спецификой проявления диалектики. Поэтому формально-логическая подгонка конкретного под законы и категории диалектики не имеет ничего общего с наукой, является, как говорил Ф. Энгельс, «ребяческим занятием». Для раскрытия специфики проявления диалектики на уровне конкретного явления важно не только знание всеобщего, но и конкретного, которое может быть получено в ходе специальных исследований с применением арсенала современных методов научного познания.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 130;