РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЫСШИМИ И НИЗШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


В данной главе я попытаюсь показать, что можно говорить о реальныхоснованиях для подразделения потребностей на "высшие" и "низшие".Аргументация, которую я приведу ниже, поможет подтвердить выдвигаемое мноюположение о том, что организм сам диктует иерархию ценностей, а ученый лишьнаблюдает за ней и описывает ее. К сожалению, мне придется доказыватьочевидные вещи, и все оттого, что в науке почему-то утвердилосьпредставление о том, что иерархия ценностей творится ученым, что она несетна себе печать его вкусов и предубеждения, основывается лишь на егоинтуитивных догадках и допущениях, бездоказательных и недоказуемых. Вовторой части главы я перечислю ряд возможных позитивных последствийдифференциации потребностей на высшие и низшие. Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать еенаучно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку,не только препятствует ее полному развитию, но и подталкивает человечество кгипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же намудастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим инизшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, торазговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствииестественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценностьничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения.Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4. Базовыепотребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчетливуюиерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествуетменее сильной и менее насущной. Например, мы уже можем вполне определеннозаявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви,ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме.Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми такжеподчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности,которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнеепотребности в уважении, более сильной, чем потребности идиосинкратическогоуровня, которые мы обобщаем в рамках одной потребности ѕ потребности всамоактуализации. Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организмсовершает выбор, или отдает предпочтение. Но с этим порядком связан нетолько процесс выбора, его отчетливое влияние обнаруживает себя и в иныхсферах. Перечислим их: 1. В филогенетическом, или эволюционном плане более высокая потребностьпредставляет собой более позднее образование. Если потребность в пище ѕобщая для всех живых организмов, то потребность в любви присуща толькочеловеку и, возможно, высшим человекообразным обезьянам, а потребность всамоактуализации, бесспорно, ѕ одному лишь человеку. Чем выше потребность,тем более специфична она для человека. 2. В процессе онтогенетического развития высшие потребностиобнаруживаются позже, чем низшие. При рождении человек обладает одними лишьфизиологическими потребностями и, возможно, в очень слабой, зачаточной формеѕ потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга иналичие которой косвенно может быть подтверждено общим наблюдением, согласнокоторому ребенок развивается лучше, если окружающий его мир отличаетсястабильностью и регулярностью. Только спустя несколько месяцев ребенокначинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательнойлюбви, и еще позже, если чувстует себя в безопасности и если окружен любовьюродителей, обнаруживает стремление к автономности, независимости,потребность в достижении, в уважении, в оценке, в похвале. Что касаетсяпотребности в самоактуализации, то даже Моцарт обрел ее не раньше, чем втрехчетырехлетнем возрасте. 3. Чем выше место потребности в иерархии потребностей, тем менеенасущна она для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетвореннойи тем выше вероятность ее полного исчезновения. Потребности высших уровнейотличаются меньшей способностью к доминированию и меньшей организационнойсилой. Если низшие потребности требуют немедленного удовлетворения,мобилизуют все силы организма и вызывают автономные реакции, призванныеобеспечить их удовлетворение, то высшие потребности не так настоятельны.Отчаянное, маниакальное стремление к безопасности наблюдается гораздо чаще,чем маниакальное стремление к уважению окружающих. Депривация высшихпотребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как депривациянизших потребностей. По сравнению с пищей и безопасностью уважение кажетсяпросто роскошью. 4. Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большуюбиологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшуюподверженность болезням, лучший сон, аппетит и т.п. Исследования в областипсихосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха,отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические ипсихологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечномитоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту иразвитию. 5. С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны. Намекивысших потребностей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглушаетсягромкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонацииочень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умениераспознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самомделе ѕ само по себе огромное психологическое достижение. Все, что мы сказализдесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней. 6. Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективножеланному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья,богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности влучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но неможет подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленногосчастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворенности, понимания,гордости и тому подобных чувств. 7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высшихпотребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии.Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5. 8. Для актуализации высшей потребности требуется больше предварительныхусловий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этомуже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворениеболее сильных, препотентных ей потребностей. Например, актуализацияпотребности в любви требует выполнения большего количества условий, чемактуализация потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать,что "высокая" жизнь несоизмеримо сложнее, чем "низкая" жизнь. Для того,чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек долженвзаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую аренудеятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, долженуметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями,должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимодля актуализации потребности в любви. То же самое можно сказать иотносительно потребности в любви, если мы сравним ее с потребностью вбезопасности. 9. Для актуализации высших потребностей необходимы хорошие внешниеусловия. Для того, чтобы люди перестали убивать друг друга, необходимысоответствующие внешние условия, но для того, чтобы люди еще и любили другдруга, необходимо несколько большее. И наконец, только очень хорошие условияделают реальной возможность самоактуализации. 10. При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняяприобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшегоудовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готовмириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради принципов иубеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается отбогатства и престижа во имя возможности реализовать себя на избранномпоприще. Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такоесамоуважение и самореализация, как правило, ставит их выше сытого желудка ичувства безопасности. 11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовнойидентификации (тем большее количество людей входит в этот круг и тем вышестепень любовной идентификации). Любовную идентификацию можно определить какслияние мотивационных иерархий двух или нескольких людей. Человек принимаетпотребности и желания любимого человека как свои собственные, не различаетих. Желание любимого становится его собственным желанием. 12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высшихпотребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальныепоследствия. В какой-то степени здесь справедлива следующая закономерность:чем выше потребность, тем она менее эгоистична. Голод чрезвычайноэгоцентричен, утоление голода ѕ это всегда самоудовлетворение. Но стремлениек любви и уважению обязательно предполагает взаимодействие с другими людьми.Более того, его невозможно реализовать, не осознав необходимостьудовлетворять потребности других людей. Люди, в достаточной мереудовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и вбезопасности), устремленные к любви и уважению, обнаруживают такие черты,как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людейполучаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и т.п. 13. Удовлетворение высших потребностей в большей мере приближаетчеловека к самоактуализации, чем удовлетворение низших потребностей. Эторазличие имеет чрезвычайно важное значение для теории самоактуализации.Помимо всего прочего оно означает, что люди, живущие на высоких уровняхмотивационной жизни, многими чертами похожи на самоактуализированных людей ипохожесть эта очень заметна. 14. Жизнь на высоких мотивационных уровнях и удовлетворение высшихпотребностей приводит к более сильному и более естественному, истинномуиндивидуализму. Данное положение как будто вступает в противоречие спредыдущим заявлением о том, что "высокая" жизнь означает более сильнуюлюбовную идентификацию, то есть социализацию. Однако, несмотря на всюкажущуюся алогичность, его следует воспринимать как эмпирическую реальность.Самоактуализированные люди отличаются как высокой степеньюидиосинкратичности, так и способностью любить человечество, и этот фактполностью соответствует теоретическим размышлениям Фромма относительносинергической природы взаимоотношений между любовью к себе (или вернее,самоуважением) и любовью к другим людям. В данном контексте интересны такжеего размышления об индивидуальности, спонтанности и роботизации (145). 15. Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек дляпсихотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть;психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низкихуровнях мотивационной жизни. Психотерапевтические методы ничем не помогутголодному человеку. 16. Низшие потребности имеют более четкую локализацию, более осязаемы иограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более "соматичны",чем потребность в любви, которая, в свою очередь, более соматична, чемпотребность в уважении. Кроме того, удовлетворители низших потребностейгораздо более осязаемы и очевидны, чем источники удовлетворения высшихпотребностей. Ограниченность низших потребностей проявляется еще и в том,что для их удовлетворения требуются конкретные удовлетворители. Чтобыутолить голод, достаточно съесть определенное количество пищи, ноудовлетворение потребностей в любви, в уважении и когнитивных потребностейне знает пределов.


Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 531;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.