Настика – неортодоксальные системы


 

1. Джайнизм. Основатель - Вардхамана (эпитеты : Джина – “победитель” и Махавира – “великий герой”. Название – от “Джины”) 6 в. до н.э. Сиддханта - джайнский канон (“Джайна - сутры” – 41 произведение.) В период кризиса брахманизма джайнизм успешно соперничал с буддизмом за доминирование в духовной жизни Индии. В настоящее время джайнская религиозная община хотя и немногочисленна ( около 3 млн. человек), но очень влиятельна, особенно в интеллектуальной среде и предпринимательстве (однако, торговля живностью неприемлема). Самая рационалистическая система. Отсутствуют какие-либо апелляции к откровению и мифологические элементы. Мир всегда в движении - механическом и эволюционном . Джива (живое, душа) и а-джива (неживое) – 2 разновидности материи – тонкой и грубой. В стадии расцвета , на вершине эволюции мир-царство душ. Единица мироздания – прадеша, мгновенный и неразличимо малый “квант бытия”. Состоит из атома пространства, атома массы, атома времени и противоположных друг другу атомов движения и покоя (дхармы и а-дхармы) . Все вещи - комбинации прадеш. Карма материальна, а душа в своём падении может принимать форму и растения и даже неживых предметов. Пятеричный путь освобождения : ахимса – непричинение вреда живому; милосердие и правдивость речи; честное поведение; воздержанность (в речи, слове, делах); воздержание от земных интересов);а также пунья (совершение добрых дел ; знание учения вера; в Вардхаману.) Нирвана как освобождение от бремени собственного “Я” и перерождений на основе сурового аскетизма и неукоснительном соблюдении пятеричного пути, прежде ахимсы.
2) Буддизм. Основатель - Сиддхартха Гаутама Будда (пробуждённый, просветлённый) 623 – 544 гг. до н.э. ; Типитака (“Три корзины”) – буддийский канон, огромный свод памятников из трёх частей – Виная–питаки, Сутта-питаки и Абхидхамма-питаки. В империи Ашоки, в ходе жестоких войн объединившего Индию, буддизм становится го сударственной идеологией (250 г. до н.э.), однако в средние века возрожденный брахманизм (индуизм) и вторгшийся сюда ислам полностью вытеснили буддизм с его исторической родины. Первоначальный буддизм стоит на позиции последовательной десубстанциализации реальности, которая сводится к непрерывному потоку индивидуального сознания. Никакой “подлинной” и вечной реальности, неизменной субстанции нет ни внутри сознания, ни вне его. Реальность пустотна (шунья). Это непрерывные вспышки и угасания дхарм – первичных элементов жизненного процесса, которые и порождают страдание, пронизывающее всё. Корень его – в жажде жизни, желаниях, страстной привязанности к иллюзорному феноменальному бытию. Искоренения её – путь к прекращению страдания. “Срединный”, отвергающий “крайности” безудержной погони за чувственными “удовольствиями и вожделением” и чрезмерного брахманистского аскетизма, “умерщвления плоти”, восьмеричный путь к “cверхзнанию, умиротворенности , нирване“: правильное видение, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, внима ние, сосредоточение, приводящий к разрушению кармы и колеса сансары Нирвана (бук. угасание ) – “Конец страдания”. Состояние, в котором прекращаются наконец колебания дхарм, полной внутренней гармонии, тишины, отрешённости, предельной самоуглублённости на основе практики дхьяны - буддийский йоги
3) Локаята – Чарвака (Лока – мир; “чару-вак” - приятные, чарующие, доходчивые слова или “чарв”- жевать, есть. Оппоненты третировали эту систему как “философию обжор”); полулегендарный мудрец Брихаспати, середина 1–го тыс. до н.э. Информация о Локаяте содержится в текстах её оппонентов. Полностью отвергаются все представления идеалистической ведийской традиции. Мир таков, как он дан человеку в его органах чувств. Это и есть единственная подлинная реальность . Основа всего – 4 элемента : земля, вода, огонь, воздух. Сознание возникает из них, когда они образуют тело. С их распадом исчезает и сознание. “И нет доказательств существования души отдельно от тела“.   “Единственный смысл человеческой жизни состоит в удовольствиях , доставляемых чувственными наслаждениями”, а “три Веды - это просто неумная болтовня обманщиков”. .“Нет никакого другого освобождения , кроме распада тела на элементы”

 

Хотя влияние Локаяты и усиливалось в периоды роста в Индии естественнонаучного знания, однако в её духовной культуре не стало определяющим. Господствующие позиции в ней с 8-9 в. н.э. заняли коренящиеся в Ведах, прежде всего Упанишадах положения Веданты и Санкхьи.

 

 



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 308;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.006 сек.