Эстетические вгляды И.Тургенева
Творческий метод И.Тургенева нельзя понять, не принимая во внимание его эстетические и философские взгляды, его представлений о прекрасном в человеке и окружающем мире. Еще двадцатидвухлетний, Тургенев уже отождествлял философию и искусство в их функции. «Выработать философское убеждение, - писал он М. Бакунину, - значит создать величайшее произведение искусства. И философы - величайшие мастера и художники». По мнению Тургенева, искусство есть способ выражения художником своего отношения к миру. Эта мысль постоянно подтверждалась всей его творческой практикой, начавшейся с глубокого интереса к философии Гегеля, чьи лекции по эстетике он прослушал за границей, Шеллингу, Фейербаху. Даже свои будничные наблюдения он старался осмыслить философски.
«Случалось ли тебе, - пишет Тургенев к тому же адресату, - сорвать ветвь камыша (или распуколку розы), сдирать его скатанные оболочки и все находить другие…и с радостью доискиваться последнего сокрытого зерна. Я в детстве часто трудился подобным образом и досадовал и задумывался, видя, что последние оболочки так тонки и нежны, что отодрать их невозможно. Вот образ философской системы. Но ты будь терпелив, дай расцвести цветку, и ты будешь любоваться его изящной формой, наслаждаться его запахом и перечтешь все его распустившиеся листики и тычинки».
Тургенев ищет гармоничное, прекрасное в каждой частице природы. В таком подходе к ней находится источник его необыкновенного дара наблюдательности - чувство формы и красок- formen und farbensinn - которое сам Тургенев определял как философское восприятие природы прекрасного. Но эстетическое наслаждение источником своим имеет не только ощущение восторга и вдохновения. Они - начальная стадия подлинного постижения предмета, поэтому столь важным для эстетических представлений писателя оказывается характеристика следующего этапа творческой деятельности.
Для точного и полного понимания предмета, с точки зрения Тургенева, необходимо развить в себе сдержанность, высшее спокойствие, приходящее на смену вдохновению, и в соединении с ним рождающее подлинное искусство. Героям тургеневских произведений свойственно сдержанное чувство: их страсти введены в определенные рамки. Таковы свойства отца героя в рассказе “Первая любовь”, Лизы Калитиной (“Дворянское гнездо”), Евгения Базарова («Отцы и дети»). Им свойственна сдержанность в проявлении эмоций, определенная грация чувств. Тургеневское требование сдержанности войдет позднее в кодекс А.П.Чехова. Истинное горе, скорбь Кириллова, героя рассказа “Враги”, сдержанны, поэтому величественны и прекрасны.
Однако спокойствие и сдержанность в выражении чувств не самоцель искусства. Они помогают и самому художнику сосредоточиться в своих наблюдениях над человеком и природой, увидеть в них прекрасное. “Прекрасное разлито всюду, - писал Тургенев Полине Виардо, -…и прежде всего в природе”. В письмах, статьях, художественных произведениях он настойчиво пытается постигнуть гармонию природы, понять диалектику разрушения и созидания в ней, а через нее - понять и человеческую жизнь. Герои его романов и повестей рассуждают о природе: одни считают ее “храмом” (“Поездка в полесье”, ”Ася”, ”Фауст”, другие - мастерской, где человек - работник (“Отцы и дети”). О тайне гармонии природы пишет Тургенев и С.Аксакову, утверждая, что “вся природа составляет одно великое, стройное целое - каждая точка соединена в ней с другими”. Эта идея «носилась в воздухе». Над вечным вопросом о гармонии человека и природы задумывался современник И.Тургенева -Ф.Тютчев, который видел в стремлении познать природу источник трагедии человека (“Последний катаклизм”, “Вопросы”). В поэтическом мире Тютчева 40-х годов познание было равнозначно разрушению. Тургенев же ищет возможность познания природы в определении связей, объединяющих ее элементы, в том числе и человека. Постигая тайны и законы мироздания, он рассматривает человека как его часть, также стремящейся к обретению гармонии и красоты.
И все же увлечение Тургеневым поисками прекрасного не заключало в себе стремления уйти от противоречий жизни. Его философская романтика таила в себе смутный протест против социальной дисгармонии общества. В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, летом 1844 года они живут рядом на даче под Петербургом, в тесном общении с критиком происходит осознание Тургеневым своего литературного призвания.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 692;