Страхование ответственности директоров компании


Топ-менеджеры, должностные лица компании обладают большими полномочиями. Управляя бизнесом, они каждый день принимают решения, заключают сделки, подписывают договора. От компетентности высших управляющих зависит успех компании в долгосрочной перспективе, а, следовательно, и привлекательность компании со стороны потенциальных инвесторов. Но даже самый компетентный менеджер в условиях постоянной сложной работы может допускать ошибки. Хотя сильная загруженность директоров – не единственная причина ошибок в принятии управленческих решений.

Члены совета директоров, исполнительного органа осуществляют действия, последствия которых могут повлечь за собой ущерб, порой несопоставимый с размером многолетней компенсации самого должностного лица.

Основания ответственности директоров

В российском праве предусмотрено не­сколько видов ответственности, которую могут нести должностные лица компании:

· гражданско-правовая ответственность;

· уголовная ответственность;

· административная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность директоров установлена Гражданским кодексом, а также Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В п. 1 ст. 71 Закона «Об акционерных обще­ствах» содержится требование о том, что члены совета директоров и исполнительные органы общества должны действовать в интересах об­щества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросо­вестно и разумно. Далее, п. 2 ст. 71 предусма­тривает ответственность директора перед об­ществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием). Директора, причинившие убытки совместно (например, голосовали за решение, которое повлекло убытки), несут солидарную ответст­венность. При солидарной ответственности нескольких членов совета директоров, или коллегиального исполнительного органа, или нескольких должностных лиц претензии в от­ношении возмещения убытков могут быть предъявлены ко всем должностным лицам совместно, так и к любому должностному лицу в частности. С иском к ним может обратиться компания в лице ее исполнительного органа или уполномоченного представителя, а также акционер или акционеры, владеющие лично или в совокупности не менее чем 1% разме­щенных обыкновенных акций общества. Фак­тически, положение Закона «Об акционерных обществах», предусматривающее возмож­ность совместных судебных исков акционеров, закладывают фундамент для появления кол­лективных исков с развитием российского за­конодательства в будущем.

Возможно несколько сценариев привлече­ния директора к гражданской ответственности. Ст. 82 Закона «Об акционерных обществах» предусматривает обязанность должностного лица, имеющего заинтересованность в совер­шении обществом сделки, сообщать об этом совету директоров и аудитору. Невыполнение этого требования может привести к признанию сделки недействительной и повлечь за собой привлечение заинтересованной стороны к от­ветственности в соответствии с положениями ст. 84 этого закона.

С развитием фондового рынка в России, а также выходом российских компаний на меж­дународные рынки капитала, важно учитывать ответственность должностных лиц в соответст­вии с законодательством о рынке ценных бу­маг. В России ответственность директоров предусмотрена Законом «О рынке ценных бу­маг». Согласно ст. 20 этого закона, должност­ные лица эмитента ценных бумаг обязаны от­вечать за полноту и достоверность информа­ции, содержащейся в документации по регист­рации выпуска ценных бумаг. Устанавливае­мые этим положением закона нормы перекли­каются с американским Законом о ценных бу­магах и биржах 1934 г., согласно которому ди­ректора, голосующие за решение о выпуске ценных бумаг, тем самым одобряют содержа­ние документов, подаваемых для регистрации выпуска. Таким образом, в случае признания выпуска ценных бумаг недействительным вследствие ошибок в регистрационных доку­ментах, этим должностным лицам могут быть предъявлены иски о возмещении ущерба, по­несенного обществом в связи с несостоятель­ностью регистрации.

Ст. 31 — 33 Закона «О рынке ценных бумаг» запрещает использование служебной инфор­мации должностными лицами общества в лич­ных целях. Эта норма закона также коррелиру­ет с положениями законодательства о ценных бумагах в США, предусматривающими непра­вомерность использования инсайдерской ин­формации при торговле акциями. Дальнейшим развитием этого положения в российском за­конодательстве должно стать принятие законо­проекта «Об инсайдерской информации и ма­нипулировании на финансовых рынках», разра­батываемого в настоящее время.

Ряд оснований для ответственности дирек­торов перед третьими лицами устанавливается Федеральными законами «О защите прав и за­конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О банкротстве кредитных организа­ций», «О несостоятельности (банкротстве)», «О валютном регулировании и валютном контро­ле» и пр.

Уголовный кодекс РФ предусматривает целый ряд преступлений, в совершении ко­торых могут быть признаны виновными должностные лица общества. К таким пре­ступлениям, например, относятся:

- незаконное получение кредита — согласно ст. 176;

- недопущение, ограничение или устранение конкуренции — ст. 178;

- незаконное получение и разглашение све­дений, составляющих коммерческую, нало­говую или банковскую тайну — согласно ст. 183;

- злоупотребления при эмиссии ценных бумаг — согласно ст. 185;

- злоупотребление полномочиями — согласно ст. 201;

- коммерческий подкуп — согласно ст. 204;

- неправомерные действия при банкротстве — ст. 195 и пр.

Нарушения уголовного законодательства влекут за собой различные виды наказаний, включая штрафы, лишение права занимать оп­ределенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью и лишение свободы на различные сроки. Стоит заметить, что так как наступление уголовной ответственности, прежде всего, связано с умыслом в действиях (бездействии) должностного лица, то страхо­вание такой ответственности не допускается в соответствии с российским законодательст­вом. Однако в этом случае возможно страхо­вать расходы на защиту в суде. Подобная ситуация и со страхованием административной от­ветственности. Согласно российскому законо­дательству, штрафы не подлежат страхованию, но должностные лица могут быть застрахованы от судебных издержек.

Существует множество оснований для предъявления претензий, напрямую вытека­ющих из обязанностей руководителей. Бо­лее того, с каждым годом их появляется все больше и больше. На сегодняшний день пре­тензии к управленцам можно обобщить в следующем виде:

· плохое руководство компанией и недоста­точный контроль;

· отсутствие должной осмотрительности при принятии решений;

· неосмотрительные инвестиции;

· неосмотрительное публичное высказывание;

· разглашение конфиденциальной информа­ции;

· ошибки и упущения при проведении сделок слияний и поглощений, особенно при «слия­нии равных»;

· ошибки и упущения при осуществлении про­цедур банкротства и ликвидации;

· неполное раскрытие информации;

· одобрение финансовой отчетности, содер­жащей ошибки и неточности;

· использование служебной информации в незаконных целях;

· несоблюдение порядка проведения сделок с заинтересованностью;

· нарушение антимонопольного законода­тельства;

· нарушение трудового законодательства: бе­зосновательное увольнение сотрудников,

· половая, возрастная или любая другая дис­криминация.

 

Поэтому современный полис страхования ответственности директоров и руководителей построен на базе «всех рисков». То есть по по­лису застрахована гражданская ответствен­ность директоров, связанная с их обязаннос­тью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам вследствие непреднамеренных ошибок и упущений, которые совершены директорами в качестве должностных лиц компании, без пе­речисления конкретных оснований предъявле­ния претензий. Такая схема построения полиса отвечает интересам страхователя и дает наи­более широкое покрытие: ведь в этом случае возмещению подлежат претензии по любым основаниям, даже неизвестным страховщику и не имевшим прецедента на момент заключения договора страхования. Однако в такой структу­ре полиса есть свои подводные камни: кон­сультант или страховой брокер должен объяс­нить страхователю точное значение всех ис­ключений из страхового покрытия, специаль­ных оговорок и соглашений.

ЗАО «АИГ страховая и перестраховочная компания» (AIG) входит в Америкэн Интернэшнл Групп Инк. Мировая доля AIG в этом виде страхования составляет более 35%, а первый российский полис D&O выдан компанией в 1996 году. Также данная компания имеет наивысший рейтинг финансовой надежности от S&P и Moody’s среди прямых поставщиков. Для примера можно рассмотреть подробнее некоторые аспекты страхования ответственности директоров в этой компании:

1) Полис покрывает как убытки директоров (от понесённых ими расходов на защиту от требований и/или от оплаты ими возмещения по решению суда), так и компенсирует расходы компании, в случае если она возместила такие убытки директорам (в последнем случае применяется франшиза).

2) Полис D&0 работает по принципу - «страхования от ВСЕХ РИСКОВ, кроме исключений». Такой принцип страхования дает больше уверенности застрахованным лицам т.к. обеспечивает более полное покрытие, ведь на этапе заключения договора невозможно предусмотреть все возможные причины возникновения требований.

3) Полисом покрываются все риски, которые были заявлены Страховщику в период страхования, вне зависимости от того, когда было совершено неверное действие застрахованного лица - принцип страхования по «заявленным убыткам» (claims made). Таким образом, в соответствии с этим принципом, застрахованный директор может получить защиту от исков, связанных с его действиями, предшествующими моменту начала страхования.

4) Полис обеспечивает как оплату возмещения (в случае соответствующего решения суда или мирового соглашения), так и юридическую защиту. Таким образом, при профессионально построенной защите велика вероятность того, что иск будет признан неправомерным или сумма требования будет существенно уменьшена.

5) Полис покрывает:

· Расходы на защиту от требований против директоров - любые, согласованные со страховщиком, издержки и затраты на адвокатов, консультантов, и т.д.;

· Расходы, связанные с урегулированием требования, в т.ч. и в случае внесудебного урегулирования (мирового соглашения);

· Расходы компании связанные с урегулированием требования за директора (только в тех случаях, когда такое урегулирование возможно).

6) Полис начинает работать в момент предъявления требования о возмещении финансового ущерба, вызванного неверными действиями ответственного лица.

7) Страхование ответственности директоров и должностных лиц может быть разделено на две части (иногда в прессе встречается мнение, что это два разных вида страхования, а иногда их путают или подменяют одно другим):

· Покрытие по искам связанным с текущей деятельностью предприятия и директоров - ongoing D&O (текущий D&0) или обычный D&0;

· Покрытие по искам связанным со сведениями раскрытыми в проспекте эмиссии - POSI (Public Offering of Security Insurance) или реже встречается название «полис IPO». POSI даёт покрытие только по действиям директоров в ходе подготовки IPO и проспект: эмиссии и не даёт покрытия по текущим действиям директоров.

В действительности POSI это частный случай D&0. Стандартно из полиса текущего D&0 исключаются риски, связанные IPO. POSI либо покупается отдельным полисом, либо этот риск включается в текущий D&0 (за дополнительную плату).

Так как эти оба страхования дают покрытия от разных аспектов рисков лучшее решение для застрахованных лиц - комплексное страхование POSI + D&O.

Размер страховой суммы по D&O зависит от многих параметров, но в значительной степени - от величины капитализации, ряда финансовых показателей компании в динамике, структуры акционеров и корпоративного управления, а при IPO к этому списку прибавляются страна размещения, размер планируемого привлечения от размещения ценных бумаг и других индикаторов для расчета потенциальных требований к директорам.

В 2005 году российские компании привлекли через IPO (первичное публичное размещение акций) на российских и западных биржах 5 млрд. долларов[12]. По прогнозам экспертов Московской межбанковской валютной биржи, в 2010 году объем IPO российских компаний будет доходить до 10 млрд. долларов. В такой ситуации ответственность перед акционерами топ-менеджеров, оперирующих большими суммами, огромна. К примеру, в США более 90 % компаний страхуют ответственность руководителей. А в России выдано всего 15-20 полисов D&O, причем приобретают их только компании, проводящие IPO, поскольку наличие такого полиса является непременным условием листинга. Конечно, D&O – очень дорогой вид страхования, суммы страховых премий в котором исчисляются пятизначными цифрами. Страховщики заинтересованы в развитии этой услуги. В 2005 году продажу полисов D&O осуществляли «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «РОСНО», «КапиталЪ Страхование», российский филиал AIG, «Страховой капитал» и др.. в этом же году полисы D&O приобрели для своих топ-менеджеров «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн», «ГАЗ», «ЛУКОЙЛ», «МТС», «Ростелеком», «ТНК-ВР», «Норильский никель», «Система», «Северсталь», «Татнефть», «Открытые инвестиции», из них только «ТНК-ВР» и «ГАЗ» не проводили IPO. Ответственность директоров «Открытых инвестиций» застрахована «Страховой капитал», лимит ответственности – 5 млн. долларов, сумма премии – 220 тыс. долларов, а ответственность членов правления и совета директоров «ЛУКОЙЛа» застрахована в «КапиталЪ Страховании» на 30 млн. долларов.

Цена полиса D&O в России сопоставима с западными тарифами: 1-10 % от страховой суммы. Это обусловлено тем, что большинство таких рисков перестраховывают за рубежом: емкостей наших страховых компаний пока недостаточно. Страховые суммы в России колеблются от 200 тысяч долларов для тех, кто только решил протестировать полис D&O, до 200 млн. долларов для тех, кто подвергается реальной опасности и осознает это. Средняя страховая сумма, в которую обычно оценивали свои риски отечественные компании, в 2005 году составляла 50-100 млн. долларов.

Страхование ответственности директоров компании – достаточно новый, и пока мало используемый инструмент повышения надежности топ-менеджмента в Российской Федерации. Однако очевидно, что кроме надежности повышается также и инвестиционная привлекательность компании как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Страхование ответственности топ-менеджеров в ближайшем будущем может стать таким же требованием критерием эффективного корпоративного управления компанией, как независимые директора в составе советов директоров.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите органы управления акционерных обществ.

2. Какие вопросы относятся к компетенции Общего собрания акционеров?

3. Какова структура Совета директоров?

4. Какие комитеты могут входить в состав Совета директоров?

5. Какова компетенция исполнительного органа управления?

6. Что оказывает влияние на работу топ-менеджеров компании?

 

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 298;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.