Процедура познания учениками образовательных объектов
включает в себя следующие этапы:
— актуализация субъективного образа объекта у ученика;
— отыскание и формулирование учеником смысла и сущности
этого объекта;
— конструирование субъективной системы знаний об объекте.
Фундаментальные образовательные объекты, исследуемые учениками в их реальных связях, отношениях и условиях бытия, приближают познание ученика к той исходной структуре мысли, которая являлась источником первичных научных знаний о познаваемом оригинале. Изучение учеником реальных объектов проходит стадию создания у учащихся их чувственного образа, вычленения идеи, выделения свойств, отыскания причин, связей и закономерностей существования.
Реальные объекты, недоступные для непосредственного исследования учениками, изучаются ими по документам, фотографиям, видеозаписям, текстам других исследователей, являющимся своеобразными объектами-первоисточниками; например, при изучении фундаментальных констант такими объектами являются фундаментальные опыты по их измерению. Моделирование, имитация и другие средства познания реальных объектов допускаются в тех случаях, когда иных способов обеспечения личного контакта учеников с действительностью достичь не удается.
Первоначально познаваемая реальность многоцентренна, при ее изучении отсутствует единая точка зрения. Учитель фиксирует все фундаментальные образовательные объекты, которые подпадают под индивидуально-субъективный взгляд каждого ученика, выстраивающего в результате свое личностное образовательное содержание.
Фундаментальные образовательные объекты воспринимаются учениками в качестве индивидуальных образов, имеющих для каж-
дого из них свой смысл. Чтобы работа с реальными объектами позволяла ученику выстраивать субъективную систему идеальных конструктов (моделей, понятий, гипотез), содержание фундаментального образовательного объекта не должно передаваться ученикам в «знаниевом» виде, а иметь характер сократовского «незнания», сущность которого учащиеся отыскивают самостоятельно, «опредмечивая» свои знания о незнании объекта.
Обнаружить и оценить созданные учеником субъективные образы объектов можно через внешнее их выражение, т.е. через материализованную ученическую продукцию. Например, судить о способах конструирования логической модели, разработанной учеником, можно либо на основе самой модели, либо со слов ее автора. Об изменениях личностных качеств ученика также судят по изменению внешних продуктов его образовательной деятельности.
Объектами познания ученика выступают не только предметы реального мира — дерево, камень, воздух и т.п., но и понятия, категории, законы, теории, т.е. предметы идеального мира знаний, имеющие характер первоисточников — продуктов деятельности субъектов познания: ученых, профессионалов и специалистов в соответствующих областях деятельности. Понятие, связанное с фундаментальным образовательным объектом, первоначально наполняется учеником субъективным содержанием и объемом. Например, одно и то же понятие «мир» для разных детей имеет различное содержание. Одно и то же понятие «город» для городского школьника олицетворяется с тем районом, в котором он живет, для сельского — с шумом и толчеей, т.е. для разных детей одно и то же понятие имеет различное содержание.
Учебные метапредметы.«Мета» в переводе с греческого означает «после, за, через». Эта часть слова используется при обозначении таких систем, которые служат для описания или исследования других систем, например метатеория, метаязык.
Учебный метапредмет — предметно оформленная образовательная система, которая, находясь «за» обычными учебными курсами, позволяет задавать и описывать их корневую структуру и содержание с более общих внешних целостных позиций.
Универсальность применяемых в обучении фундаментальных образовательных объектов и личностные подходы учеников к их познанию приводят к тому, что ученические образовательные продукты выходят за рамки традиционных учебных дисциплин благодаря «вдруг» открывающимся новым связям и отношениям изучаемого объекта — физического тела, математического знака, природного или культурного явления.
14*
Глава VI
Содержание эвристического образования
Если использовать для описания и оценки подобных результатов традиционное понятие «межпредметные связи», то оказывается нарушенной внутренняя логика образовательного движения учащихся, чье познание разворачивается по отношению к единым фундаментальным объектам, а не к разным учебным курсам. Необходимы устойчивые предметные конструкции, позволяющие системно планировать и выстраивать процесс обучения. Применять для создаваемых дисциплин термин «интегрированный курс» было бы неточно, поскольку под таковым обычно понимается взаимосвязанное единство традиционных школьных дисциплин; в нашем случае имеется в виду принципиально другой уровень конструирования содержания образования — метауровень. Для решения данной проблемы введено понятие учебного метапредмета — предметно оформленной образовательной структуры, содержание которой базируется на системе фундаментальных образовательных объектов.
Для метапредмета характерны требования, предъявляемые к обычным учебным курсам и их разделам: единство целей, содержания, видов деятельности, форм и методов обучения, способов проверки и оценки результатов. Специфика метапредметов состоит в более гибком характере построения их содержания, в возможности его оперативной перекомпоновки, построения на его основе новых метапредметных структур.
Метапредмет — «живой» организм. Он не всегда ведется в течение всего учебного года, может входить в структуру обычного учебного курса, иметь статус метапредметной темы или раздела. Важно, чтобы общая совокупность как метапредметов, так и обычных учебных предметов охватывала весь комплекс общеобразовательных областей и обеспечивала условия для целостного гармоничного образования детей.
Учебные метапредметы, трактуемые как компоненты методологически ориентированного образования, разрабатываются и ведутся в ряде экспериментальных учебных заведений (Мастерская открытий, 1995), в рамках программы «Столичное образование» (Рубцов, Громыко, 1995; Вариативные педагогические системы, 1995). Понимание учебных метапредметов в этих исследованиях не всегда совпадает с изложенным выше; разработанная нами концепция учебных метапредметов, а также педагогический эксперимент по их апробации определили нижеизложенную специфику данных дисциплин в эвристическом образовании.
Содержание метапредмета группируется вокруг системы фундаментальных образовательных объектов. Познание фундамен-
тальных образовательных объектов и проблем позволяет ученику самоопределиться по отношению к ним и создать собственное содержание в соответствующих образовательных областях.
В сферу разворачивания каждой узловой точки метапредмета может входить самый разный объем познавательных вопросов. В процессе образования объем этих сфер непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых учеником знаний и его личного опыта.
Фундаментальные объекты, или, по-другому, первосмыслы, служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их нельзя пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными.
В настоящее время учебные метапредметы не являются общепринятыми для массовой школы. Такие курсы проходят экспериментальную разработку и апробацию. В нашем исследовании разработаны и апробированы следующие учебные метапредметы:
метапредмет «Числа»1, имеющий целью выход учеников начальной школы за рамки самодостаточной функциональной математики и рассмотрение числа как средства целостного культурно-исторического образования детей младшего возраста;
метапредмет «Мироведение»2, являющийся пропедевтическим курсом философии для учеников 5—9 классов;
метапредмет «Культура»3, строящийся на фундаментальных культурно-исторических основах.
Охарактеризуем некоторые учебные метапредметы.
Метапредмет «Числа»(А.В. Хуторской). Данный курс предназначен для учеников начальной школы и строится на идее Пифагора о всеохватывающей роли числа. Число оказывается для детей окном в мир природы, культуры, философии. Работая с живыми цифрами, геометрическими фигурами, персонажами из сказок, ученики переживают и осмысливают внутреннее содержание числа.
Задача курса. Выход за рамки самодостаточной функциональной математики и использование числа как средства целостного культурно-исторического образования детей младшего возраста.
1 Хуторской А.В. Метапредмет «Числа» // Частная школа. 1995. № 2; № 3.
" Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. Черноголовка, 1993.
1 Хуторской А.В. Русская культура // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5 ч. Ч. 5. Черноголовка, 1993; Он же. Песни птицы Гамаюн. Как мы изучаем славянскую мифологию // Учительская газета. 1995. № 8. 28 февр.
Глава VI
Содержание эвристического образования
Идея курса. Многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существовании единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. Через «золотое сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир оказывается насыщенным некими смысловыми символами, через которые человек познает его.
Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека будет связано с познанием первосмыслов — узловых понятий, проблем, символов. Такими первосмыслами являются числа.
В отличие от обычных предметов, знания здесь не делятся на классы. Проблемы числа присутствуют в образовании как 6-летних, так и 16-летних учеников. Их различие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки узловых образовательных проблем. Программы и рекомендации не имеют жестких возрастных ориентиров.
Для учителя метапредмет «Числа» имеет две главные цели: 1) совместное с детьми постижение жизни и всего мира с помощью чисел и форм, 2) познание жизни самих чисел и форм как особых первоопределяющих сущностей мира.
В этих целях заключено противоречие, побуждающее развитие ученика и учителя в ходе их математического образования. Число как средство познания мира на определенном этапе становится целью этого познания. Первая цель сменяется второй, чтобы потом вновь стать первой. Взаимодействие данных целей, двух направлений занятий в определенном смысле отражает фундаментальную проблему соотношения реального и идеального.
Числа — окна в мир. Число предстает перед детьми многообразно: как обозначение количества окружающих предметов, средство их сравнения; как необычная загадочная цифра, которую можно «оживить» и превратить в сказочный персонаж; как слово, часто встречающееся в былинах, сказках, поговорках (трехглавый змей, семь гномов, 33 богатыря, тридевятое царство); как средство ориентирования во времени и пространстве (12 месяцев, 3 вершка), в книге и учебнике (номера страниц и заданий); как ответ задачи; как способ передачи информации, как символ чего-то очень важного. Разыскивая числа повсюду, ученики познают разные предметы и события природы, культуры, человека, овладевают числами как средствами познания мира.
Числа и фигуры. Постепенно ученики начинают понимать, что числа — это не просто написанные цифры, они таят в себе важный смысл, не всегда выражаемый словами. Многое можно увидеть и сказать при помощи всего десяти чисел. Возникают вопросы происхождения чисел, их связей друг с другом, отличительных особенностей. Для детей появляется самостоятельный мир чисел, например город «Числоград». Числа там живут и действуют по своим особым законам, проявляясь в виде предметов, форм, событий нашей собственной жизни. К тому же через число обнаруживается тесная связь различных явлений. Например, число «4» объединяет между собой четырехугольники, четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии мира, четыре конечности у животных и людей. Удерживая в зоне внимания одновременно несколько разных областей, которые имеют принципиальную сходимость в числе, ученики начинают обращаться к основам мироздания, к его немногим фундаментальным первосмыслам.
Метапредмет «Мироведение»(А.В. Хуторской). Как устроен мир? Какова связь природы и культуры? Что такое пространство и время? Подобные вопросы составляют основу учебного метапред-мета — интегрированного развивающего курса «Мироведение», в котором предлагается особый тип образования, соединяющий гуманитарные и естественнонаучные способы познания. Основные темы курса «Происхождение мира», «Стихии мира», «Царства природы» могут быть рассмотрены как в начальной, так и в средней школе.
Курс «Мироведение» может быть включен в учебный план школы в качестве предмета по выбору, факультатива, творческой разновозрастной лаборатории. Курс предназначен в первую очередь, для учеников, проявляющих склонность к личностному познанию мира, к философским проблемам бытия.
Главные особенности курса «Мироведение»:
1. Эвристическая ориентация. С помощью системы вопросов и
заданий ученики осуществляют собственное познание первооснов
бытия. Достигаемые ими личные познавательные результаты пред
варяют знакомство с известными науке или учителю. Вопросы и
задания в пособии, как правило, предшествуют такому материа
лу. Ученики знакомятся с культурно-историческими аналогами
после собственных гипотез, сочинений, рисунков.
2. Интеграция содержания познания. Проникновение в глубины
природы и культуры имеет некие устремленности, сходящиеся в
перспективе. Например, размышляя о времени как об историчес
кой категории, физическом понятии или религиозном символе,
ученик постигает единый первосмысл времени, его синтетическую
Глава VI
Содержание эвристического образования
1X1
сущность. В таком подходе заложена внепредметная (метапред-метная) особенность курса «Мироведение».
3. Интеграция способов познания. Не только естественнонаучные, но и гуманитарные, эмоционально-образные, а также метафизические способы познания применяют ученики при исследовании одного и того же объекта. Разнонаучные способы обучения, применяемые в одном предмете, расширяют границы познаваемого, формируют широко пространственный стиль мышления и чувствования.
Мироведение предполагает не столько изучение, сколько проживание учениками явлений природы и культуры в собственном творчестве. Вглядываясь, вчувствываясь и вдумываясь в свечу, в стихии мира, в царства природы, ученик своим внутренним миром познает внешний, проникает в него. Общение человека с миром, вселение в него — таковы устремления данного курса.
Метапредмет «Проблема»(Ю.В. Громыко). По данному курсу подготовлено учебное пособие для учащихся старших классов средней школы, учителей и их родителей1. Основная его цель — показать на разном учебном материале, каково строение процедур и принципов процесса проблематизации — интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных научных и практических областях.
Проблематизация предполагает умение все подвергать сомнению, схематизировать способы познания и осуществлять действия в различных научно-практических областях. Условием освоения этой технологии является формирование у учащихся способности самоопределения по отношению к взаимоотрицающим и противоречивым суждениям авторитетов научной области.
Под проблемной ситуацией в курсе понимается конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы.
В качестве основных персонажей курса вводятся Разведчик и Следователь, которые никому не верят на слово и обязаны все перепроверять. Например, для них не существует анонимного утверждения типа: «Всем известно, что Волга впадает в Каспийское море» или «Всем известно, что 2x2 = 4». Для Разведчика и Следователя у всякого высказывания или утверждения есть автор в Истории. Для них важно только знание, по отношению к которому они применяют процедуры проверки и фактически переоткрытия знания.
Разведчик и Следователь пытаются нарисовать устройство ситуации, чтобы ответить на вопрос: что в самой организации ситуации вынудило разных ее членов поступать так, а не иначе? Под ситуацией понимается внезапно
Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»: Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1998.
возникшее взаимодействие ее участников, которое явилось для них полной неожиданностью, ими специально не замысливалось и не планировалось. Проблема — это способ обнаружения и фиксация отсутствия в мышлении мыслительных средств достижения поставленной цели.
Основная задача Разведчика и Следователя состоит в том, чтобы, выслушивая мнения разных очевидцев, выстраивать собственную точку зрения. Их деятельность принимается объективной операцией, которая не совпадает с мыслями и мнениями людей, осуществляющими процесс самой разведки.
Курс ставит задачей научить понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов, переходя от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления.
Под умением мыслить понимается способность организовывать и осуществлять, строить мышление. Для этого необходима практика мышления в разнообразных ситуациях и наличие описания процесса мышления, которые можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Описания — особый тип знания в виде инструкций типа: «Делай так, делай так, делай так». Кроме того, знание про мышление одновременно с описанием инструкций содержит выявляющее описание самого мыслящего и его форму движения в процессах мышления.
Знание про мышление — это не только знание-наказ, но и знание-зеркало, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а также программирует и планирует, кем он станет.
Мышление в проблемной ситуации — это мышление в ситуации катастрофы. Первое, что требуется в ситуации катастрофы, — опознать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает. Учиться умению мыслить в проблемной ситуации, значит формировать способность выявлять ненормальность ситуации и осуществлять в ней свой мыслительный ход.
Метапредмет «Знание»(Н.В. Громыко). В этом курсе излагаются основы мыследеятельностной теории развития знания. Параллельно расширяются представления ученика о развитии культуры и философии в целом, о роли мыследеятельностного подхода в выстраивании учения о знании. Показывается, что знание о знании накапливалось вместе с научными открытиями, а также в ходе споров, которые велись по поводу методов этих открытий, а также в процессе столкновения разных научных теорий и философских систем.
Применяемая в учебном курсе мыследеятельностная эпистемология опирается на принципы платонизма, развивая их. Происходит работа и с коммуникативными, и с мыслительными различениями. Дается описание актов деятельности, которые приводят
Глава VI
Содержание эвристического образования
к порождению данных типов различений. Показывается, как можно осуществлять переход от слоя коммуникации к слою мышления, а от него — к слою собственно действия. Знание несет на себе следы всех трех этих процессов. Мыследеятельностная эпистемология позволяет изучить деятельностные процедуры, связанные с конструированием объекта знания. Сами процедуры тоже представляют собой различения — различения, существующие внутри деятельности. Цель учебного курса: научить ученика применять «деятельностные лекала» к себе, выполняя задания, которые предлагаются в сценариях различных уроков.
В качестве результатов обучения планируется: научиться слышать и понимать своего собеседника; научиться легко порождать различения в разговоре, пользуясь методом диалектических противопоставлений и сопоставлений; научиться развивать собственное умение выделять «отличительный» признак вещи, вокруг которого все различения смогут постепенно структурироваться в единый объект личностного знания.
Метапредметное содержание образования включается в общее содержание образования не только путем выделения в отдельные учебные дисциплины — метапредметы, но и с помощью включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними метапредметных тем.
§ 3. Взаимодействие личностного и культурно-исторического содержания образования
Принципиальной проблемой конструирования содержания эвристического обучения является соотношение личного образовательного продукта ученика и культурно-исторических результатов познания того же объекта, который изучал ученик.
Можно выделить три вида взаимосвязи данных типов содержания образования:
1) ученик усваивает (присваивает) известную культурно-исто
рическую продукцию;
2) ученик переоткрывает культурно-историческую продукцию
или подводится к ней с помощью учителя;
3) ученик в собственной деятельности создает культурно зна
чимую и неизвестную до этого продукцию или переопреде
ляет известные данные.
В первом случае мы имеем дело с передачей (интериориза-цией) внешних знаний и ценностей; во втором — с организацией деятельности ученика, позволяющей ему открывать известное; в
третьем — с организацией образовательной среды, которая обеспечивает деятельность ученика по созданию качественно новой продукции.
Каждый из перечисленных взглядов на содержание образования имеет психолого-педагогические основы. Психологический аспект проблемы присвоения человеком общественно-исторического опыта рассматривает А.Н. Леонтьев: «Мир общественных предметов, предметов, воплощающих человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики, он непосредственно не дан индивиду; в этом своем качестве он стоит перед каждым отдельным человеком как задача» (1981, с. 372).
Согласно учению Л.С. Выготского, результатом решения этой задачи выступает появление у человека новой психической структуры, имеющей социальную интериорезированную природу. А.Н. Леонтьев добавляет в эту схему важное требование, заключающееся в необходимости активного раскрытия ребенком сути общественно-исторических продуктов: «Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности» (там же, с. 373).
Таким образом, непосредственно перед познанием объектов-первоисточников культурно-исторического опыта человечества у ученика уже должны быть сформированы элементы деятельности, адекватные тем, которые были присущи деятельности ученых, создавших эти объекты-первоисточники. Каким же образом ученик может освоить эти элементы? Конечно, в процессе непосредственного познания тех же реальных объектов бытия, которые изучались учеными. «Другой вопрос, — пишет А.Н. Леонтьев, — насколько адекватна будет эта деятельность ребенка и, следовательно, с какой мерой полноты раскроется для него значение данного предмета или явления, но эта деятельность всегда должна быть» (там же, с. 373).
Дидактическим решением рассматриваемой проблемы является следующий подход:
1) изначальное выделение учителем (или учеником) реального
объекта познания;
2) осуществление учеником деятельности или отдельных дейст
вий познания, сопровождающихся созданием предметного
и деятельностного продуктов познания;
3) рефлексивное осознание и усвоение учеником структуры
выполненной деятельности и ее результатов;
Глава VI
Содержание эвристического образования
4) достраивание учеником с помощью учителя содержания об
разования до необходимого и возможного на данном этапе
развития ребенка уровня;
5) изучение учеником продуктов культурно-исторического
опыта как аналогов собственному опыту исследования;
6) интеграция индивидуальных развивающихся способностей
ученика с общечеловеческими «способностями», относя
щимися к исследуемой области реальности;
7) рефлексивное конструирование технологии происходящего
образования, самоопределение по отношению к образова
нию собственного «я» и культурно-историческому опыту.
Рассмотренный подход решает две значимые образовательные задачи — реализацию личностного потенциала ученика и усвоение им культурных продуктов деятельности человечества. В отличие от А.Н. Леонтьева, мы считаем принципиально возможной не только «тождественность» деятельности ученика общечеловеческой деятельности, но и превосхождение ее в ряде случаев по отдельным параметрам или подходам.
Механизм выращивания культурно-исторического содержания образования учащихся.Учителем задается образовательная ситуация, в ходе решения которой ученик включается в реальный культурный процесс или в его игровую имитацию: дети строят древнюю пещеру, выполняют языческий обряд, играют в былинных богатырей. Учитель обеспечивает эмоциональное проживание и осознанное видение детьми происходящего действа.
С помощью рефлексии ученик выясняет нормы, которые заключены в прожитом им явлении, выявляет способы, которые он применял.
Учитель предлагает познакомиться с культурным аналогом того явления, участниками которого были дети. Вместе с аналогом рассматривается или предлагается его структура, например последовательность действий по разведению костра древними людьми. Делается это для того, чтобы каждый ученик мог выделить соответствующие элементы этой структуры в своем образовательном продукте и мог впоследствии сопоставить его с аналогом по определенным признакам. Например, для ученических продуктов типа «моя теория» задаются структурные элементы, присущие любой теории:
— исходные предпосылки,
— основные понятия, положения, законы,
— опытные подтверждения или доказательства теории,
— выводы теории, ее применение.
Ученики сравнивают свои образовательные продукты между собой и с введенными учителем культурными аналогами по заданным признакам, например по структурным элементам теории. Каждый ученик устанавливает не только сходство, но и отличие своего образовательного продукта с другими по обозначенным признакам. Ученики самоопределяются по отношению к сопоставляемым продуктам-аналогам, уточняют, видоизменяют или трансформируют свои первичные образовательные продукты.
Далее учебная деятельность продолжается в одном из следующих направлений:
а) ученик утверждается в «правильности» своего образователь
ного продукта, развивает и дополняет его;
б) ученик модифицирует свой продукт;
в) ученик отбрасывает свой первичный продукт и берет за ос
нову иной продукт, например культурный аналог.
В ситуации неопределенности, вызванной сопоставлением разных точек зрения или подходов, происходит интенсивная методологическая деятельность ученика по формированию личной познавательной позиции, поиску форм дальнейшей деятельности. Одновременно с решением локальной познавательной задачи ученик выстраивает мировоззренческую платформу образовательной деятельности, которая помогает ему в дальнейшем решать встречающиеся образовательные проблемы.
На рефлексивном этапе познание объекта и продуктов-аналогов прекращается и внимание учеников переключается на осознание выполненной ими деятельности и ее результатов. Рефлексивная деятельность позволяет уточнить результаты по учебному предмету: найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, а также выявить результаты методологического типа, которые обнаруживаются в следующем:
а) выявляются способы деятельности, которые применялись
коллективно и индивидуально, составляется классифика
ция этих способов или обозначается их перечень;
б) осознаются рожденные идеи, образы, подходы, обнару
женные принципы, закономерности, схемы и другие обра
зовательные продукты, созданные как отдельными ученика
ми, так и коллективно;
в) формулируются возникшие проблемы, анализируются пути
и способы их решения;
г) выявляются трудности, условия и причины их появления;
обозначаются результаты, полученные в ходе решения труд
ностей и проблем;
Глава VI
Содержание эвристического образования
д) выявляются и конструируются основы дальнейших образовательных планов, программ и проектов, вытекающих из осуществленной деятельности, в том числе и рефлексивной.
После рефлексии совокупность полученных образовательных продуктов достраивается до целостной системы. Для этого отыскиваются сходства, различия, взаимосвязи и соподчиненность различных образовательных продуктов.
Прожив изучаемое явление в собственной деятельности, ученик сопоставляет понятые им нормы с теми, которые существуют исторически (о них он узнает от учителя). Так происходит личностное усвоение норм и способов культурно-исторической или научной деятельности. В дальнейшем ученик действует, уже исходя из этих норм, продолжая изучаемые культурно-исторические процессы и традиции.
Культурно-исторические аналоги.Опыт формулирования учащимися собственных версий, составления ими культурологических и нравственных проблем, столкновение ученических позиций, написание текстов убеждает в том, что в детском самовыражении звучат подчас те мысли и идеи, которые свойственны «большой науке», древним и современным ученым. Создаваемые детьми творческие результаты — исторические исследования и сочинения, составленные родословные, сконструированные версии и теории имеют не только учебную, но и культурологическую значимость, поскольку способствуют приращению культуры.
Рассмотрим понятие культурно-исторического аналога, отражающее основы изучаемых наук, искусств, технологий и выражаемое в форме понятий, законов, принципов и методов, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся достижениями человечества.
Сточки зрения эвристического обучения культурно-исторические аналоги — это продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности (учеными, писателями, художниками, музыкантами, инженерами и др.), которые содержат в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников.
Культурно-исторический аналог не означает сходства с продуктом ученика, он относится к той же области реальной действительности и соответствующей проблематике; он может быть противоположен ученическому продукту, принадлежать иному миропониманию. Например, ребенок объясняет дождь тем, что облако «хочет» полить землю, наделяет его эмоционально-волевыми чертами; учебник же природоведения трактует дождь как конденсацию
паров воды, как неодушевленное явление природы. Данные объяснения не могут расцениваться как правильные или неправильные, поскольку они образованы в разных мировоззренческих координатах. Снисходительное отношение к «бытовому» ответу ученика должно быть заменено серьезным его рассмотрением, выяснением причин «желаний» облака и его дальнейших действий. Вместо традиционного перевода эмоционально-образного познания детей в естественнонаучное учитель сопровождает развитие детского образовательного продукта (живого облака); естественнонаучный аналог вносится не в качестве «правильного», а в качестве одного из пониманий изучаемого объекта.
Имеются различные виды культурно-исторических аналогов:
1) произведения искусства, словесности, философии, при
кладного творчества и т.п.;
2) разнонаучные способы решения одних и тех же проблем,
технических задач, методы исследования одних и тех же
объектов;
3) различные смысловые подходы и позиции в решении миро
воззренческих задач (естественнонаучные, религиозные,
художественные и иные точки зрения на общие проблемы);
4) версии, гипотезы, технологические подходы к решению
одних и тех же задач;
5) аналоги, авторами которых являются другие ученики.
Возможны два подхода к отбору культурно-исторических аналогов и введению их в учебный процесс. Первый подход подразумевает предварительный отбор материала, когда аналоги известны учителю до занятия и входят в его рабочую учебную программу вместе с соответствующими фундаментальными образовательными объектами. Например, вместе с фундаментальным образовательным объектом «цветовой спектр» в учебную программу по физике включаются два культурно-исторических аналога его объяснения: теория цвета Ньютона и естественнонаучная теория цвета Гёте.
С помощью альтернативных аналогов в обучении создается образовательная напряженность, требующая от учеников либо создания собственного образовательного продукта — результата исследования фундаментального образовательного объекта, либо выбора из предложенных учителем культурно-исторических аналогов. Возможно внесение в учебный процесс не только двух, но и большего количества альтернативных точек зрения, подходов или теорий по одному вопросу. Например, вместе с ньютоновым и гетев-ским объяснениями природы цвета рассматривается оригинальная теория цвета, созданная М.В. Ломоносовым (1991, с. 125—142).
Глава VI
Содержание эвристического образования
Согласно второму подходу культурно-исторические аналоги отыскиваются и вводятся в учебный процесс после создания учениками собственных образовательных продуктов для решения следующих возможных задач:
а) подтвердить и развить высказанные учениками идеи и пред
ложения;
б) предложить альтернативу ученическим образовательным
продуктам;
в) при отсутствии у детей собственных суждений на данную
тему предложить 2—3 альтернативных культурно-историчес
ких аналога.
Необходимо, чтобы культурно-исторические аналоги были первоисточниками, а не их толкованиями; доступность их восприятия учениками
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2360;