Некротические процессы. Инфаркт. Опухоли
1. Некроз - омертвение ткани, происходящее в живом организме. В зависимости от преобладания колликвации или коагуляции может быть влажным (колликвационным) или сухим (коагуляционным).
Эхографически некроз проявляется формированием в ткани очагового образования неоднородной структуры средней или повышенной эхогенности (рис. 105, 110).
Причина высокой эхогенности очага некроза - в образовании множества отражений в зоне денатурации белка и диффузнонеравномерном изменении акустического импеданса некротизированных тканей.
Процессы коагуляции проявляются формированием очаговых образований резко повышенной эхогенности с ухудшенной звукопроводимостью грубозернистой структуры.
Процессы колликвации приводят к появлению очага средней эхогенности с высокой неоднородностью структуры.
Эхографическая картина некротического очага подвержена быстрой динамике из-за развития процесса лизиса некротического очага и образования тканевого секвестра.
Лизис эхографически проявляется понижением эхогенности первичного очагового образования и нарастанием неоднородности его структуры.
Тканевой секвестр визуализируется в виде высокоэхогенного объемного образования или скопления аморфных масс, располагающихся либо в толще ткани, либо в полости жидкостного образования (полости лизиса, абсцессе, формирующейся ложной кисте). В дальнейшем на месте зоны некроза либо формируется инфильтрат в виде очагового образования пониженной эхогенности с нечетким контуром и неоднородной структурой, либо жидкостное образование аналогичное абсцессу (см. ниже).
В реальности в очаге некроза одновременно присутствуют все три процесса - коагуляция, колликвация и лизис, что приводит к появлению «пестрой картины»: формируется гетерогенное нечетко очерченное неравномерной эхогенности очаговое образование с гипо- и анэхогенными зонами неправильной формы и разного размера.
Инфаркт - некроз, возникший в бассейне артерии функционально-конечного типа. Поэтому при инфаркте некротический очаг, имея эхографические признаки некротического очага (т.е. очагового образования, описанного выше), отличается характерной конфигурацией и размером, обусловленными особенностями кровоснабжения органа (рис. 104).
Рис. 104. Инфаркт паренхиматозного органа (эхографическая схема)
При закупорке артерии магистрального типа этот очаг имеет форму конуса (в эхографическом срезе - форму сектора или треугольника) или конфигурацию анатомического сегмента, например, при инфаркте почки или селезенки. При закупорке артерии рассыпного типа формируется очаг неправильной формы.
В дальнейшем ультразвуковая картина некротического процесса определяется характером воспалительных и репаративных процессов.
Опухоли. Опухоли - патология роста клеток и тканей, состоящая в катаплазии, проявляющейся клеточным и тканевым атипизмом, являющимся источником характерной ультразвуковой картины опухолей.
Несмотря на то, что отдельные клетки при УЗИ визуализировать невозможно, ультразвуковая картина опухоли отражает как тканевой, так и клеточный атипизм.
Тканевой атипизм проявляется в патологической перестройке структуры ткани. Для эхографии существенным является нарушение строения и величины анатомо-физиологических единиц ткани, т.е. изменение взаимоотношений стромы и паренхимы.
Эхографически тканевой атипизм проявляет себя в особенностях размера, формы, локализация опухоли, ее структуры, наличии патологических стромальных структур и в меньшей степени - в особенностях звукопроведения.
Клеточный атипизм определяет акустические свойства основной массы опухоли, а значит, условия звукопроведения и эхогенность опухоли.
Клеточный атипизм проявляется тем, что опухоль образована клетками разной величины и формы, имеющими качественно и количественно различный состав внутриклеточных органелл. Это приводит к беспорядочному изменению звукопроведения в ткани опухоли и повышению рассеивания и поглощения ультразвука.
В противоположность этому доброкачественные опухоли обладают высокой звукопроводимостью, вплоть до возникновения артефакта дорсального псевдоусиления.
По мере усугубления злокачественности количество «регулярной», упорядоченной стромы уменьшается, что приводит к уменьшению эхогенности опухоли. Однако из-за гетерогенности строения злокачественных опухолей («ватная структура») они имеют высокое звукопоглощение, вплоть до образования акустической тени (симптом «черной дыры»), что особенно характерно для таких опухолей, как саркомы (рис. 64, 118).
Рис. 118. Характер звукопроведения в опухолях: условнодоброкачественное объемное образование (а), эффект дорсального псевдоусиления (б), условно-злокачественное объемное образование (в), эффект акустической тени (г) (эхографическая схема)
По этой же причине доброкачественные или, реже, высокодифференцированные опухоли, имеющие богатую упорядоченно распределенную строму с крупными элементами, визуализируются в виде средне- или высокоэхогенных образований. Пример - ангиомиолипома почки, визуализирующаяся в виде четко очерченного гиперэхогенного гомогенного образования.
Злокачественные опухоли, исходящие из секретирующего эпителия, как правило, более эхогенны, чем опухоли, исходящие из несекретирующих тканей. Наименьшую эхогенность имеют лимфоидные и мезенхимальные опухоли, например, лимфомы.
Дата добавления: 2023-09-07; просмотров: 283;