Психологические концепции воспитания.


Общая классификация концепций:

Лефрансуа Ги (Фр), Роберт Хон (США) и др. авторы выделяют 3 группы психологических концепций воспитания: 1) воспитание через отождествление воспитанника с носителями определенного поведения; 2) воспитание через социальное научение в ходе неосознанного или осознанного подражания определенной социальной модели и 3) когнитивистскую концепцию воспитания. При этом в различных концепциях акцентируется какая-либо из 3 сторон – аффективная, поведенческая и когнитивная.

1. Воспитание через отождествление поведения воспитанника с поведением носителей определенного опыта 2. Воспитание через социальное научение (по А.Бандуре) 3. Воспитание через когнитивное развитие (по Ж.Пиаже и Л.Кольбергу)
1).Психоаналитическая концепция Фрейда: социальные нормы усваиваются по принципу удовольствия, которое дети получают от родителей при отождествлении с их поведением. В этой концепции акцентирована аффективная сторона усвоения нравственных норм. 2). Бихевириальная концепция. восп. (Уотсон, Э.Торндайк, Розали Райнер, Скиннер). По закону подкрепления в человеке, с позиций бихевиоризма, остается то поведение, кот. систематически подкрепляется и тем самым закрепляется на рефлекторном уровне. Эта концепция акцентирует поведенческий аспект усвоения социальных норм. Концепция социального научения по Альберту Бандуре и Э.Штауб (США). В усвоении соц/норм действует не только отождествление, подкрепление, но и другие ф-ры. Среди них – поведение (П), Среда (С) и личность (Л). При этом, как бы ни навязывалось поведение извне, значительную роль играет в усвоении норм сама личность, ее выбор, ее самоконтроль, рефлексия, ценности и т.д. В частности, Бандура обстоятельно исследовал т.наз. викарное научение – через осознанное подражание наиболее значимому (по своему выбору) субъекту. Это научение на основе наблюдения за поведением других людей или животных, а не только на основе собственного поведения и внешних подкреплений. Когнитивистская стадиальная теория развития м-нр.суждений по Ж.Пиаже и Л.Колбергу. Авторы акцентируют когнитивную составляющую усвоения м-нр.опыта, связывая стадии воспитания со стадиями интеллектуального развития по Пиаже. При этом общая линия развития: от гетерономной морали к морали автономной (связанной с самостоятельной оценкой конкретной ситуации). Гетерономная мораль (по Пиаже и Кольбергу) – моральный выбор, в котором доминирует внешняя заданность (поведение определяется величиной ожидаемой награды или ущерба, страха перед чем- или кем-либо, жесткими нормами и правилами). Для гетерономной морали характерно абсолютное подчинение внешним правилам или обстоятельствам. Автономная мораль в ситуации нравственного выбора определяется самостоятельной оценкой конкретной ситуации и ее развития.

 

Отдельно следует остановиться на аналитической концепции воспитания по К.Юнгу, который по объекту влияния выделял 3 вида (или формы) воспитания:

1) воспитание через пример (объект влияния – бессознательное; отсюда по Юнгу т.наз. бессознательное воспитание. К.Юнг эту форму воспитания считает наиболее устойчивой);

2) сознательное коллективное воспитание (объект влияние – сознание человека как воспроизводство коллективного сознания. Воспитание как следование правилам и нормам, которое формирует «сходных индивидов»);

3) индивидуальное воспитание (объект влияния – личность, индивидуальность. Эта форма воспитания заключается в развитии самости ученика, его личного сознательного).

 

. В отечественной психологии и педагогике Советского периода возникла еще одна концепция воспитания и развития личности – через коллектив и усвоение в коллективе общественно-значимой деятельности. У ее истоков – Макаренко, Сорока-Росинский, Сухомлинский, Леонтьев, Гальперин, Петровский-старший, Коломинский, Фельдштейн и др. В этой концепции коллектив – основной критерий и одновременно инструмент достижения целей воспитателя. Полагалось, что только в полноценном коллективе возможно полноценное развитие личности.

Действительно, история показала выдающиеся примеры воспитательной эффективности коллектива. Однако не все так просто. Еще Ланге и Бехтерев предостерегали, что коллектив способен унифицировать личность. Кроме того, с позиций социальной психологии (Петровский-старший и др.) коллектив – это группа с наивысшим уровнем ЦОЕ – ценностно-ориентационного единства. Однако, таких групп относительно мало (около 6 – 7% от общего числа социальных групп, среди которых преобладают диффузные группы, ассоциации, кооперации). И не всегда коллектив оказывается прав (фильм «Чучело»). Наконец, многолетние исследования в Израильском кибуце (коммуне) Дживат-Бреннер, где дети от рождения до полутора лет передавались профессиональным высокообразованным матерям, а затем до 18 лет воспитывались в стабильных ясельных группах и классах – коллективах, показали, что последовательное коллективное воспитание имеет как сильные стороны, так и недостатки. К сильным сторонам относились высокоразвитые трудолюбие, коммуникативные и педагогические способности. К слабым – низкий уровень творческих способностей, индивидуального своеобразия. Кроме того, опыт показывает, что человек способен стать полноценной личностью не только в группе с высоким ЦОЕ (коллектив, кооперация), но и в группах относительно низкого уровня единства.

Более подробно имеет смысл остановиться на психологической, когнитивистской концепции усвоения социально-ориентированного поведения (воспитания) по Жану Пиаже и Лоренцу Колбергу.

Исходные положения концепции принадлежат Ж.Пиаже и выглядят следующим образом:

1. Более нравственно поступает не тот человек, который «выдрессирован» бесчисленными подкреплениями и действует автоматически, а тот, кто способен совершить осознанный нравственный поступок.

2. Нравственные категории (любовь, честность, благородство и т.д.) – сложные абстракции.

3. Осознанный нр/поступок способен совершить только тот, кто имеет достаточно высокую стадию интеллектуального развития (чтобы осознанно и независимо делать нравственный выбор)

4. Люди, по Пиаже, генетически запрограммированы в нравственном развитии на следующие принципы социальной справедливости: честность, справедливость, равенство. Если бы этого не было, … Однако у всех людей нравственный потенциал индивидуален, различен.

Американец Лоренц Колберг (последователь Пиаже, проф. Гарвардского ун-та) с 1957 г свои исследования посвятил эмпирической проверке этих положений. В итоге возникает когнитивистская концепция стадий морально-нравственного развития. Колберг создает целую серию диагностических ситуаций-дилемм, в которых респондентам предлагалось ответить ДА или НЕТ в ситуации нравственной дилеммы и объяснить свой выбор. Наиболее известная дилемма – дилемма Ганса. В ходе исследования рассуждений тысяч респондентов Колберг классифицировал основания нравственного выбора следующим образом, выделив 3 уровня и 6 стадий м/нр/развития (по 2 в каждом уровне).

Доконвенциональный уровень (ориентировочно 4 – 10 лет и…) Конвенциональный уровень (10 – 13 лет и…) Постконвенциональный уровень (от 13 лет и …)
1) Ориентация морального выбора определяетсяся страхом перед наказанием; 2) Ориентация на личную выгоду, на выигрыш. 3) Ориентация на мнение окружающих (как все!) 4) Ориентация на соблюдение закона, слова, морали. 5) Гибкая интерпретация закона в интересах справедливости; 6) Универсальная ценность любой жизни.

Общие выводы Колберга:

1. Стадии носят внеисторический характер – они так проявлялись с первобытности.

2. Каждая последующая стадия включает в себя и преобразует предыдущую.

3. У каждого человека – своя «скорость продвижения». Сложно идти к 4 – 5 стадиям, но очень просто и быстро можно скатиться к первой.

4. Возр/рамки – чисто ориентировочны, но большинство американок к 25 г. – на 3 ст., а американцев – на 4 стадии.

5. Люди оценивают поступки других, исходя из своей доминирующей стадии м/нр.развития, часто не понимая и не принимая поведение тех, кто находится на более высокой стадии.

6. Гипотеза Пиаже о наличии слабых, но значимых корреляций между стадиями интеллектуального и нравственного развития подтвердилась.

 

Критика концепции Колберга:

1) стадии неоднозначны; 2) говорят одно, а поступают иначе; 3) внеисторический хар-р??? 4) У женщин нравственное развитие идет иначе, чем у мужчин! (Гиллиган, сотрудница Колберга).

Однако практический опыт Колберга с сотрудниками в ряде Чикагских школ в 1970е годы показал эффективность концепции. Сегодня существует Общество воспитания памяти Л.Колберга, члены которого собрали коллекцию около 10000 нравственных дилемм и успешно пользуются этим опытом.

 

Т.обр., воспитание – это …. В отл. от обучения, в воспитании наблюдается значительно большая относительность его предмета (целей), содержания, методов и форм. В то же время психологам и педагогам удалось выделить ряд закономерностей морально-нравственного развития.

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 324;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.