Философия Нового времени


Ключевые понятия:

Проблема метода, эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Д. Локка, учение о субстанции Г. Лейбница, теория общественного договора Т. Гоббса.

Общая характеристика эпохи

Эпоха Возрождения передала 17 веку нерешенные проблемы теории познания и метода:

Ощущение или разум, интуиция или рассудок, пантеистическая диалектика или строгая математика пролагает путь к истине?

Аналитическим или синтетическим должно быть познание?

Основной проблемой философии этого периода была проблема метода. 17 век называют веком великих систем, веком философии, написанной математическим (геометрическим) методом, эпохой рационализма.

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона. Критика призраков (идолов) познания

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Основные сочинения: «Новый Органон», «Новая Атлантида». Согласно Бэкону, философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании (эмпиризм). Задача науки, ее смысл и призвание в том, «чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства. Чувственное познание включено в опыт и эксперимент. Основным рабочим методом является индукция. Для того чтобы овладеть истинным методом, необходимо избавиться от заблуждений, то есть «призраков познания»:

· во-первых, – это «призраки рода», связанные с несовершенством органов чувств и человеческого рассудка (заблуждения психологического, логического и идеологического характера);

· во-вторых, – это «призраки пещеры» – заблуждения, связанные с недостатками воспитания;

· в-третьих, – это «призраки рынка», проистекающие из социальной жизни и ее особенностей, подверженности общераспространенным мнениям и предрассудкам, а также многозначности языка;

· в-четвертых, – это «призраки театра или дворца», то есть заблуждения, связанные с ложными теориями и авторитетами. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Существуют 3 способа (метода) познания:

1) метод паука (рационалиста);

2) метод муравья (эмпирика);

3) метод пчелы (соединяет в себе опыт и рассудок, это метод рациональной индукции).

Метод – это инструмент познания, помогающий достижению истины. В поисках пользы мы должны сначала обрести истину, после чего, так или иначе, сможем прийти к более значительной пользе. Бэкон различает «плодоносные» и «светоносные» опыты. Первые дают непосредственную пользу, не открывая широких горизонтов знания, вторые приносят истинные знания, которые, так или иначе, приводят к более фундаментальной пользе. Погоня за «плодоносными» опытами в ущерб «светоносным» означает не только ошибочную поспешность, но и нежелание считаться с подлинными законами природы. «Природа побеждается только подчинением ей, то есть через познание ее глубинных тайн. Необходимо уважение к законам природы». «Знание есть сила. Мы можем столько, сколько мы знаем. Знание дает могущество».

Рационализм Рене Декарта

Рене Декарт (1596-1650). Основные философские сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии». Основной тезис рационализма Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum).

Философия, по Декарту, – это познание истины по ее первопричинам («Вся философия подобна дереву…»). Первое условие всякой философии – отвержение всех определений. Принцип Декарта – во всем надо сомневаться, но сомнения – не цель, а средство, позволяющее рушить всякие мнимые достоверности.

Дуализм Декарта заключался в том, что он различал две субстанции мира: духовную субстанцию (мышление) и материальную субстанцию (тело, протяженность и т.д.): «Человек – это мыслящая вещь».

Прежде чем овладеть истинным методом, нужно избавиться от «идолов познания», то есть от заблуждений. Существует 4 источника заблуждений:

· могущественная сила привычки (предубеждения детства);

· неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений;

· трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения;

· дезориентирующая сила слов не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.

Истинным методом является рационалистическая дедукция. Дедукция – это математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.

4 правила метода:

1. Принимать за истинное все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению. Интуиция – это исходный элемент познания, рациональный критерий истины, естественный свет разума. Интуиция – это осознание всплывших в разуме истин, состояний умственной самоочевидности.

2. Анализ предшествует дедукции.

3. В познании следует идти от простейших вещей к вещам более сложным (рационалистическая дедукция).

4. «Энумерация» – осуществление полных перечислений (классификаций) для достижения полноты истины.

Исходя из своего метода, Декарт выделял 4 правила (максимы) морали:

1. повиноваться законам и обычаям своей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости Божией был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностям мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми;

2. оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах;

3. всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира;

4. постараться выбрать лучшее из всех занятий в жизни.

Некоторые понятия и суждения являются «врожденными», а интуиция осознает истинность этих понятий и суждений, так как они самоочевидны. Врожденные идеи – это эмбрионы мысли. Они дают нам знания, а интуиция обеспечивает осознание этого знания.

«Врожденные идеи»: бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность тел. К «врожденным идеям» относятся также суждения – аксиомы:

· У всякой вещи есть причина.

· У «ничто» не бывает свойств.

· Нельзя одновременно быть и не быть.

· Целое больше части.

Доказательства бытия Бога:

1) Бог нужен нам как гарант существования мира, его познания и источник истины.

2) Только Бог в состоянии вселить в души людей, как существ несовершенных, мысль о существовании всесовершенного существа.

3) Логическая связь тождественна онтологической: из «мыслю» следует «я есть», из «Бог мыслим » – «Бог есть».

4) Существует врожденная идея Бога.

 

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) подверг критике картезианскую теорию «врожденных идей» с позиций сенсуализма. Сенсуализм – это учение, согласно которому, чувства и ощущения являются основой познания. Основное сочинение Локка – «Опыт о человеческом разуме». Основной тезис Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Душа человека – это чистый лист бумаги (tabula rasa), на который опыт наносит свои письмена. Не существует ни практических, ни теоретических врожденных идей. Все идеи возникают из опыта, который может быть двух видов: внешний и внутренний.

Внешний опыт (ощущения) дает нам простые идеи. Одни из них относятся к первичным качествам вещей (движение, протяженность, непроницаемость тел и т.д.), другие идеи относятся к вторичным качествам, которые возникают в результате воздействия тел на наши органы чувств (цвет, запах, вкус и т.д).

Внутренний опыт (рефлексия) – дает нам идеи о наших собственных состояниях, таких как мышление, волнение, тревога и т.д. Такие простые идеи как существование, единство, сила – порождены совместно внешним и внутренним опытом. Сложные идеи возникают из простых. Слова нашего языка обозначают идеи как простые, так и сложные, они не могут вывести нас за пределы опыта.

К действию человека побуждает желание собственного счастья или удовольствия. Поскольку мы живем в обществе, то мы должны учитывать такие же стремления других, без чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благоразумие делает человека моральным.

Придерживаясь договорной теории происхождения государства, Локк выступил с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма. Человек имеет неотчуждаемые права на жизнь, свободу и собственность. Собственность каждого человека есть результат его труда. Все индивиды обладают трудовым равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других. Философия Локка соответствовала научной программе Ньютона, его призыву: «Физика, бойся метафизики».

 

Учение Г. Лейбница о субстанции

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). Основными сочинениями Г. Лейбница являются: «Новый опыт о человеческом разуме» (критика Локка), «Монадология». Основной тезис рационализма Лейбница: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, то есть принципов логики». Г. Лейбниц заявлял, что нельзя согласиться с эмпирическим истолкованием принципов логики. Эти принципы не выводимы из опыта. Философ дополнил 3 закона логики 4-ым законом – законом достаточного основания: ни одно высказывание в мире не должно приниматься без логического доказательства.

Согласно Лейбницу, мир представляет собой совокупность субстанциональных единиц или монад, которые выступают предметами всех возможных высказываний о мире. Что такое монада мы узнаем из опыта самонаблюдения. Непосредственно познаваемая монада – это наша душа, обладающая представлениями и стремлениями. Представления могут быть смутными (чувственными) и ясными (рациональными). Все остальные монады, лежащие в основе воспринимаемого и мыслимого мира, аналогичны нашей душе, то есть являются духовными субстанциями, которые отличаются друг от друга лишь степенью ясности представлений:

· у монад, стоящих на низшей ступени, монад безжизненной природы, все представления смутные;

· у монад средней ступени (души животных и людей) одни представления смутны, другие ясны;

· у монад высшей ступени (ангелы и Бог) – все представления ясны.

Бог – это высшая из монад или монада монад. Бог приводит все монады в соответствие друг другу, при котором изменение одной монады влечет за собой изменение всех остальных. Эта «предустановленная гармония» делает наш мир лучшим из миров, поэтому «все, что ни делается, к лучшему». По мнению Лейбница, одни философы идут от философии Эпикура, поэтому являются материалистами, другие идут от философии Платона, поэтому являются идеалистами.

 

Учение Томаса Гоббса о государстве

Томас Гоббс (1588-1679) в своем сочинении «Левиафан» развивал учение о государстве. Он рассматривал учение о природе как единственно действительное знание. Реально существует только телесное, протяженное. Духовное не субстанционально. Гоббс излагал свою философию, используя математический метод рассуждения. Основание математики он пытался найти в опыте. Его социальная философия соответствует защищаемому им воззрению на природу и социальным потребностям английского общества того времени. «Все люди одинаковы от природы и стремятся к хорошей жизни, но так как от природы люди равны, то ни один не хочет уступить другому». До возникновения государства в «естественном состоянии» идет «война всех против всех». В государстве, созданном путем договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию гражданской войны. Поэтому любая власть лучше, чем гражданская война. Вся власть – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и духовная – принадлежит одному правителю, который силой сохраняет ее. Истинная вера - та, которую культивирует правитель. Суеверие есть то, во что он верить запрещает. Законы государства священны для всех граждан.

Философские идеи Нового времени важны не только для понимания истоков техногенной цивилизации, но и начавшейся в это время революции в науке.

 

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 281;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.