Эволюция подходов к решению проблемы бытия
Понятие бытия, основные формы и уровни бытия.
Онтология – это раздел философии, изучающий проблему бытия.
Исходным понятием на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.
Бытие – это сущее само по себе, действительность, которая существует до и независимо от человека, его познавательных способностей, верований, идеалов.
Категория Бытия тесно связана с содержанием категории «субстанция».
Одним из главных вопросов философии является вопрос о многообразии способов и форм бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира: материальный и идеальный. Материальный существует объективно, независимо от воли и сознания человека, «сам по себе». Идеальный – субъективно, т.к. зависим от воли и желания отдельных индивидов. Комбинация двух способов существования бытия позволяет выделить формы бытия:
1. бытие самого человека;
2. бытие вещей, создаваемых человеком;
3. духовный мир человека (индивидуальный уровень);
4. человеческое общество (материальная и духовная культуры),
5. природный мир.
Уровни бытия:
1. существование в возможности (потенциальное бытие) и
2. существование в действительности (актуальное бытие).
Практически все различия в философских учениях касаются различий в понимании форм бытия, трактовки их взаимоотношения и взаимодействия. Прежде всего, это различия в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы производны и вторичны. В зависимости от этого выделяют: материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм и дуализм.
Кроме того, онтология призвана решить ряд других проблем:
1. Существует ли материальный мир как объективная реальность?
2. Обладает ли мир единством и что является основой этого единства?
3. Является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается?
4. Подчиняется ли мир каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом?
5. Обладает ли мир системной организацией или он существует как простая сумма различных элементов?
В зависимости от их решения философские концепции делятся на монизм, плюрализм, детерминизм, индетерминизм, диалектику, метафизику и т.д.
Эволюция подходов к решению проблемы бытия
Первый подход – субстанциональный (с VI до н.э вплоть до XIX в.).
Второй подход к проблеме бытия формируется в ХХ веке. Единственно несомненным и подлинным в этом мире признается жизнь человека, его потребности, чувства, желания. Человек перестает искать высоких смыслов в жизни, он стремится устроиться сейчас и здесь, а не в загробном мире. – Экзистенциализм, философия жизни, феноменология, психоанализ.
Новейшее времяхарактеризуется полным отрицанием разумности человеческого существования; все оправдывается тем, что ничего в этом мире нет навеки.
2.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, (которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя») люди задумываются над тем, из чего состоит окружающие мир. Есть ли какая-то первооснова в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. В соответствии с развитием науки, можно выделить этапы развития материи как философской категории.
Этапы развития материи как философской категории.
1. Наглядно-чувственный – представлен в трудах древних греков. В качестве первоосновы мира рассматривались природные стихии: вода, воздух, земля Демокрит создал представление об атомах как о неделимых частицах, из которых состоят все тела окружающего мира.
2. Естественнонаучный –представлен в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона.Материя также отождествляется с первовеществом (атомами или корпускулами). Так, Декарт считал, что существует две субстанции: материальная и духовная.
3. Философский (французский материализм XVIII в., К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); Материя с философской точки зрения является категорией (абстракцией), в которой фиксируются наиболее общие свойства конкретных материальных форм бытия. «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).
4. Гуманистический материализм (Фейербах, отчасти Маркс), представляющий собой своеобразный синтез предшествующих этапов. Поскольку кроме материи ничего нет, а материя включает в себя сознание, постольку материя одухотворена. Человек – это часть материи, следовательно, материя включает в себя и духовность. Сознание не противопоставляется материи. Это свойство, которое принадлежит не всем материальным формам, а только человеческому мозгу. Мозг – это вещественная основа сознания.
В современной российской философской науке утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому, материя есть объективная реальность и основа бытия, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 771;