ПРАВО РАННЕФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА.
План лекции:
1. Общая характеристика варварских правд. Салическая правда.
2. Общественно-юридический быт франков по Салической правде.
3. Особенности уголовного права и судопроизводства.
ИСТОЧНИКИ:
Салическая правда. М., 1950
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996
2. Данилова Г.М. Алеманское и баварское общество восьмого начала девятого веков. Петрозаводск, 1963г.
«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию «Салический закон»), Рипуарская и Бургундская правды, Саксонская правда (803 г.).
К Варварским правдам относят и те англосаксонские судебники, которые появились на территории Англии в начале VII века (Правда Этельберга, законник короля Альфреда и т.п.), а также некоторые другие германские, кельтские юридические сборники (ирландский, алеманский, баварский и др.).
В варварских правдах немало общего. Все германские племена, решившиеся на запись своих обычаев, переживали переходный к феодализму период. Переход этот совершался неодинаково, и это не могло не сказаться на содержании правд. К тому же, одни правды были написаны раньше, другие позже. В одних сосредоточен богатый материал для суждения о старогерманском родоплеменном быте, в других преобладают нормы, фиксирующие процесс феодализации, медленный или, напротив, бурный. Варварские правды написаны на обиходной латыни (за исключением англосаксонских) и в некоторых отношениях испытали (особенно Бургундская и Вестготская) влияние римского права.
Свидетельства правд не всегда ясны и почти всегда недостаточно полны. По этой причине важное значение имеют и другие письменные источники: королевские законы, капитулярии, грамоты, формулы, фиксирующие разного рода гражданско-правовые сделки, хроники, летописи и т.д.
Основное внимание мы сосредоточим на Салической правде, самой ранней из вышеперечисленных. Временем ее возникновения принято считать конец V в. - период расселения франков на завоеванных землях.
Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей не завершился, не утвердилась частная феодальная собственность на землю.
Салическая правда, как и другие «Варварские правды» несет на себе печать старых родоплеменных отношений. Они выражают еще племенное сознание германцев. В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье, вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из тяжких наказаний, предусмотренных Салической правдой. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал.
С племенным сознанием варваров был связан персональный характер действия норм, зафиксированных в «Варварских правдах». Салические франки руководствовались своим «салическим законом», рипуарские - своим. В Салической правде «свое» население противопоставлялось «чужакам», римлянам.
Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Частное и общинное уживаются здесь на основе компромисса («отгороженное место» неприкосновенно, пока не будет убран урожай»).
В Салической правде нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей применялся термин “свои» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего, или родственнику со стороны матери или отца.
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности придается особое значение. Судебные штрафы за кражу этой собственности разработаны очень тщательно (причем особые штрафы накладываются за кражу ястреба, петуха, курицы, молочного поросенка, годовалой свиньи и т.п.).
Частной собственности на пахотную землю у франков еще нет, однако она находилась в индивидуальном пользовании семьи. Выделенные ей участки считались «огороженным местом». Различные посягательства на «чужое» поле были или преступлениями или вообще противоправными. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт – аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществам.
Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. /1Х,5/ Вопрос о том, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей, даже не ставился. Судя по всему, земля переходила роду.
В Салической правде ни единым словом не упоминается о купле-продаже земли. За исключением земли все другие вещи могли быть предметом купли-продажи, мены и дарения. Признавалась приобретательная давность, определяемая добросовестным одногодичным владением.
Особой защитой пользовались займовые операции. При просрочке платежа кредитор, сопровождаемый свидетелями, направлялся к дому должника для оценки имущества, за чем следует «скорейшее принуждение согласно Салическому закону».
Договоры продажи, мены, отпущения на волю, равно как и завещания, находят отражение в документах, о чем свидетельствуют нередкие упоминания деловых бумаг в разного рода известных историкам судебных процессах.
Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. В случае его смерти власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им.
Ко времени Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара. Жена, в свою очередь, приносила в семью приданое.
Разводы, вначале допускаемые, затем были запрещены по требованию церкви. Похищение свободной девушки каралось огромным штрафом (гл. 13).
В соответствии с древними обычаями вдова, чтобы имущество оставалось в роде, должна была стать женой своего холостого деверя (правило левирата). Салическая правда уже не требует этого, но она обязывает постороннего жениха уплатить родным покойного определенную сумму (гл. 13).
3.
Преступления и наказания.У всех народов Земли с незапамятных времен существовал обычай кровной мести. Возникнув как средство самозащиты, кровная месть надолго переживает эпоху и условия, сделавшие ее необходимой. Ничто не доказывает так ярко, как кровная месть, что обычай обладает такой степенью самостоятельности, в результате чего оказывается возможным передавать его в качестве священного завета многим будущим поколениям, живущим уже в других условиях.
По Салической правде, уже допускается отступление от принципа кровной мести, всякое преступление может быть выкуплено штрафом. Исключение из этого правила допускалось лишь для государственных преступлений и преступлений против церкви, о чем наглядно свидетельствует Саксонская правда, повелевающая казнить всякого умышляющего против жизни короля, всякого, кто убьет своего господина, кто украдет из церкви.
Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Новая эпоха в системе наказаний открывается с накоплением богатств внутри рода, а затем семьи. На смену кровной мести приходит штраф.
В самое раннее время размер штрафа должен был в каждом случае устанавливаться соглашением сторон. Германские правды знают уже только фиксированные суммы штрафов. Штраф за убийство они называют вергельдом - ценой человека. Убийство свободного франка искупалось по Салической правде уплатой 200 золотых солидов (XV, 1) (на эту сумму можно было купить 100 быков).
Чрезмерная величина судебных штрафов наводит на мысль, что они возникли в родовом обществе, когда родичи платили сообща и сообща получали удовлетворение, а богатые и знатные семьи рода платили тем охотнее, потому что они более других могли пострадать от кровной мести (убить «лучшего в роде» считалось особым подвигом).
Для человека, который не мог опереться на род, для изгоя судебный штраф означал одно - смертную казнь. Салическая правда свидетельствует: виновный должен себя выкупить или потерять жизнь.
Если найдется человек, пожелавший выкупить виновного, последний передавался ему в качествераба. С конца VI века положение осужденного еще более ухудшилось: во всех случаях он был обязан платить штраф сам.
Салическая правда назначает неодинаковые штрафы за убийство свободного мужчины, свободной женщины в детородном возрасте, свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышался до 600 солидов (XXIV, 1,6)
Этот обычай широко использовало государство для защиты короля, его семьи, чиновников, дружинников, всех «верных» вообще. За их убийство назначался тройной и больший вергельд.
С феодализацией франкского общества, разграблением общинных земель, распадением родовой общины распространенным и опасным преступлением становится воровство. Государство все решительнее начинает бороться с «разбойниками и ворами». По Салической правде воровство влекло за собой уплату штрафа, величина которого зависела от различных обстоятельств. Кто украдет годовалого поросенка, платит его стоимость и сверх того три солида, если угонит все стадо - 5 солидов. Кража в доме карается строже, чем кража вне дома, так же как и кража с взломом.
В различные исторические периоды принимались специальные королевские указы, направленные на борьбу с воровством. Сын Хлодберга Хильдеберт, в частности, постановил: уличенный в разбое должен быть казнен. По указу другого сына Хлодвига Лотаря пойманный с поличным вор, как и его укрыватели, наказывались смертной казнью.
Внимание юриста в особенности привлекают те статьи Правды, которые содержат попытку поставить наказание в зависимость от таких обстоятельств, как умысел и неосторожность, прямой и косвенный умысел (субъективная сторона преступления), отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Салическая правда выделяет в особый состав подстрекательство, подкуп другого лица для совершения кражи и назначает за это повышенный штраф (гл.28), а также организацию преступного скопища для совершения убийства, усиливая наказание инициатора (гл. 17).
О том, что касалось внешних обстоятельств (объективной стороны преступления), то грабеж карался строже кражи, «изнасилование скопом» - тяжелее обычного и т.д.
Судебный процесс. Старинные обычаи германцев, как и других народов, требовали, чтобы судебное дело возбуждалось по заявлению потерпевшей стороны. Никакого предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиваться доказательствами, которые представляли стороны.
Когда не удавалось добиться признания, судьи апеллировали к богу, считая, что бог укажет на виновного. Так рождается уже известный нам ордалий (суд богов), состоящий в испытании (на пытке) соответствующей стороны (чаще всего обвиняемой) в процессе (погружение руки в кипящую воду, взятие куска раскаленного железа).
Разрешая «выкуп руки от котелка», т.е., освобождение за деньги от испытания кипящей водой, Салическая правда идет навстречу интересам богатых и знатных (гл. 3,1). И, напротив, ордалий был неотвратим для всякого свободного человека, обвиненного в воровстве. Капитулярий одного из франкских королей гласит: «Если его рука обожжена, он несет наказание за то, в чем его обвиняют».
Большое распространение имел и судебный поединок, назначаемый, когда ответчик обвинял истца во лжи.
Своеобразным видом ордалия служила клятва, произносимая в форме соприсяжничества (число соприсяжников достигало 72). Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый сбивался, дело считалось проигранным.
Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, святых мощах. Но все они скоро стали орудием бесчестных людей и поэтому судьи предпочитали старинные способы ордалия.
Священнослужители, в том числе и епископы, «подлежали суду короля или герцога», особенно за такие тяжкие преступления «как убийство, распутство и соглашение с врагом». В это время и начали прорастать корни тех противоречий, которые привели в XI веке к «грегорианской революции», освободившей клириков от подсудности светским судам.
Сама Салическая правда, которая в течении 150 лет пополнялась и изменялась постановлениями франкских королей, была официально отменена законом Карла Великого /788 год/
Лекция 5.
Феодальное право Англии и Франции
План лекции
1. Источники и система феодального права Франции.
2. "Общее право" и "Право справедливости" в Англии.
3. Общее и особенное в основных институтах вещного, обязательственного, брачно-семейного и уголовного права этих стран.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996
2. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М., 1963
3. Арчер П. Английская судебная система. М., 1959
4. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы // Под ред. А.М. Конецкого. М., 1961.
По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области - Север и Юг. На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды У-УП вв., приспособленные к развитым феодальным отношениям. К этому правовому материалу прибавились с течением времени обычаи, выросшие из судебных решений по конкретным делам, королевские указы и распоряжения (капитулярии, ордонансы и пр.).
Обычаи во Франции носят название "кутюмов". В разных областях они очень отличались в отдельных положениях и деталях. Поэтому право Франции в эпоху средневековья характеризуется необычайной пестротой.
Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжало действовать римское право. Сохранение его было обусловлено существованием более развитых экономических отношений. Но и здесь в качестве дополнительных источников действовало множество местных кутюмов.
Несмотря на стремление королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолеть множественность источников права каждая область сохраняла свои собственные кутюмы. Для единого государства это было большим недостатком.
Распад феодальных производственных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных договорных отношений. Закрепленное в сборниках кутюмов феодальное право, основанное в первую очередь на земельных отношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшихся отношений в области договорного права. В то же время эти предпосылки заключали в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первая причина "рецепции" римского права. т.е. заимствования его положений во многих европейских странах.
Вторая причина усилившегося влияния римского права заключалась в том, что короли, находя в нем государственно-правовые положения, обосновавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и феодальными сеньорами.
В качестве третьей причины следует указать повышение теоретического интереса к римскому праву, в силу широкого обращения эпохи Возрождения к наследству античного мира, вызванного критическим отношением буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей.
Расцвет в изучении римского права во Франции приходится на XVI век, когда появилась так называемая "историческая школа", пытавшаяся давать историческое объяснение отдельных институтов римского права на основе общих данных истории, которыми она могла располагать.
Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деление Франции на области обычного и писаного права. На юге римское право было основой регулирования общественных отношений, а на севере оно считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве "писаного разума". Таким образом, в отношении Франции нельзя говорить о полной рецепции римского права.
К числу важных источников права, действовавших на территории всей страны, следует отнести нормы канонического права. Право церкви иметь собственную юридическую систему было унаследовано от римской империи и монархии франков. Своего расцвета каноническое право достигло в Х11-ХШ веках, когда расширилась компетенция церковных трибуналов, распространившись на светское население.
По мере усиления борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени, утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреты римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов.
Специфическая правовая система сложилась в период средневековья в Англии. Эта правовая система получила название "общего права". Возникновение его считают вопросом не вполне выясненным. Полагают, что королевские судьи, отправляя правосудие на местах, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвращаясь к себе в Вестминстер - резиденцию высших судов Англии - они отбирали "лучшее" или попросту отдавали предпочтение тому или другому из известных обычаев.
Для того, чтобы практика королевских судов могла сделаться источником "общего права" Англии судебные решения, снабженные должной мотивировкой, стали фиксироваться в сборниках судебных протоколов, "свитках тяжб", появившихся в XIII веке. А для того, чтобы эти решения (наиболее важные из них) могли служить в качестве общего руководства их стали заносить в "Ежегодники", издававшиеся вплоть до середины XVI века.
Решения Вестминстерских судов касались первоначально споров о земельной собственности, о налогах и сборах, шедших в королевскую казну, а также наиболее опасных и важных уголовных преступлениях. "Частные соглашения (договоры), как правило, охраняются судами нашего короля", - писал английский юрист XII в. Глэнвилл. Лишь постепенно королевские суды приобретают более широкую юрисдикцию, оттесняя на второй план суды графств, сотни, сеньориальные и церковные. Занесенные в свитки тяжб, опубликованные в "Ежегодниках", решения Вестминстерских судов сделались источником права, столь же неоспоримым, как и закон. Они стали рассматриваться как "право страны", и на них можно было ссылаться в подтверждение того, что данный принцип или данная норма действительно существует в английском праве.
Немаловажную роль в выработке "общего права" Англии сыграли и те предписания - приказы, которые канцлер, как представитель короны, выдавал, когда находил это нужным и возможным, стороне, возбуждавшей иск в королевском суде. По каждому определенному делу выдавался определенный приказ, составленный в соответствующих выражениях и по определенному образу. Общее число "типовых" предписаний было вначале небольшим, но уже в 20-ых годах XIII века их было 56.
Поскольку общее право Англии следовало "отыскивать" в протоколах Вестминстерских судов постольку сделалось возможным, а затем и необходимым обосновывать последующее судебное решение предыдущим. Так постепенно, но в особенности в период абсолютизма (ХУ-ХУ1 вв.) получает признание практика, согласно которой всякий сколько-нибудь общий принцип действия и применения права, установленный высшим судом (в решении конкретного дела) приобретает значение прецедента: всякое аналогичное дело, где бы оно не рассматривалось, должно было опираться (при совпадении фактических обстоятельств) на прецедент, созданный аналогичным случаем. Вне судебной практики не было и права.
Начиная с XIV века, в Англии возникает иная система права - система права "справедливости", существовавшая параллельно с системой общего права. Суд справедливости возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. Король оказывал помощь просителям в порядке "милости". Увеличивающееся число прошений привело к тому, что король стал передавать их на рассмотрение своему канцлеру, который разбирал их не по праву, а по справедливости, т.е. не был связан практикой общих судов. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, появление которых было обусловлено ростом торговли и других зарождавшихся отношений буржуазного общества.
Основные принципы "права справедливости", часть которых была заимствована из "общего права" сохранили свое значение и сегодня. Главный из них заключается в том, что "право справедливости" это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав. Это зависело от усмотрения судов (дискреционный характер "права справедливости"). Среди других принципов можно отметить следующие:
- "право справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на "общем праве", если эти лица не совершили неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;
- там, где возникает коллизия между нормами "права справедливости", действует норма "общего права";
- равенство - есть справедливость, тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;
- "право справедливости" признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон с целью достижения бесчестных намерений.
"Право справедливости" не заменяло "общее право", оно придавало ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил и создания средств защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами "общего права". Более того, указом короля Якова 1 провозглашалось, что в случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение.
Рецепция римского права в какой то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право в английское общее право не вошло, но оказало большое влияние на развитие юридических доктрин Х11-Х111 веков, когда закладывалось основание общего права. Римское право оказало определенное влияние на положение вилланов, на правовой режим движимых вещей и некоторые другие институты.
Имущественные правоотношения. Право земельной собственности было привилегией господствующего класса. Формула "нет земли без сеньора" была выражением этого принципа.
Феодальная земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал вассалам на условии феодальной службы.
Когда в XIII веке французские кутюмы стали признавать за вассалом право передавать феод другому лицу без согласия сеньора, было установлено:
- новый землевладелец обязан в пользу сеньора теми повинностями, которые лежали на предшественнике;
- приобретатель уплачивает сеньору высокую пошлину;
- сеньор может вернуть себе феод, заплатив его приобретателю, уплаченную им цену (право ретракта).
Во власти сеньора было разрешить или запретить всякую субинфеодацию, т.е. частичное отчуждение феода в пользу лица, которое благодаря этому становится вассалом вассала.
Феоды и лены были свободными, благородными держаниями. Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цензивы. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли.
В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Держание по рыцарской службе обязывало первоначально к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII века служба была заменена уплатой "щитовых денег".
В период образования общего права возник институт "доверительной собственности" или "траст". Существо его заключалось в том, что одно лицо передает другому в собственность свое имущество или часть его с тем, чтобы получатель управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указаниям.
В условиях существования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевым назначением была единственным способом превратить одни виды земельных держаний в другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правил наследования, дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы и т.п. Этим способом пользовались рыцари, отправляясь в дальние походы.
С точки зрения "общего права" лицо, отдавшее имущество с целевым назначением теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случае нарушения доверия королевский суд не знал способов воздействия на нарушителя. Но поскольку дело шло о нарушении слова, т.е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защиту канцлерским судом справедливости.
Крестьянское свободное землевладение в Англии носило название сокаж.
Таким образом, право неограниченного распоряжения - неотъемлемый атрибут всякого права собственности не было свойственно феодальному праву земельной собственности.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 352;