Раскрытие тайны происхождения сознания


 

Важной стороной антропосоциогенеза являлся генезис сознания. Со­знание — высшая форма отражения мира. Носителем сознания высту­пает человек, обладающий мозгом — высокоразвитой материальной системой, способной осуществлять идеальное отражение мира. Со­знание формируется только в системе социального общения людей и поэтому носит социально-исторический характер. Сознание позво­ляет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отноше­ние к этому миру, регулировать свою деятельность. В сфере сознания складываются цели деятельности человека (идеальное целеполагание), формы мышления (понятие, суждение, умозаключение и др.), чувственно-образные и волевые моменты человеческой жизнедея­тельности. Основой, ядром, стержнем сознания является мышление. Именно благодаря мышлению в сознании формируется объектив­ный образ, картина мира.

Генезис сознания, как и возникновение человека и общества, носит естественно-исторический характер *. Сознание складывалось на базе высокоразвитой психики животных — высших приматов. Ос­новные предпосылки генезиса сознания: увеличение размеров и ка­чественное (структурное) изменение мозга высших приматов; трудо­вая, практическая деятельность; развитие социальных отношений, разделение труда, коллективность; развитие коммуникативной, сиг­нальной деятельности, языка, речи.

* Анализ проблемы генезиса сознания см.: Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М.,1997.

 

Основой генезиса сознания является обобщение (и коллектив­ное закрепление) результатов действий по производству орудий труда. Сознание возникает как отражение прежде всего тех объективных свойств природных предметов, которые выявляются в про­цессе производства орудий труда. В этом процессе необходимо вза­имодействие между собой (по крайней мере) двух природных пред­метов (камней, палок, костей). Результат их взаимодействия (т.е. орудие труда) определяется объективными свойствами таких природ­ных предметов. Ставя во взаимодействие между собой два природных предмета, человек получает возможность выделять их объек­тивные свойства (если одним камнем ударить по другому, то резуль­тат совсем иной, чем в ситуации удара камня по дереву: так прояв­ляется объективное свойство твердости). Взаимодействие двух ма­териальных предметов между собой позволяет выделять их объек­тивные свойства, т.е. свойства, не зависящие от того, кто ставит во взаимодействие эти предметы. Это принципиально важно и во многом объясняет, почему труд является основой сознания, позна­ния, мышления. Без учета объективных свойств материальных предметов систематическое производство орудий труда просто невоз­можно. Другими словами, производя орудия труда, субъект получил возможность отражать не только преимущественно ситуативные, относительные связи между организмом и средой (что свойственно-психике животных), но и объективные связи между предметами, ве­щами самой природной среды. Животное непосредственно не вы­деляет объективных свойств предметов среды, а выделяет лишь те свойства среды, которые для него биологически значимы, опреде­ляются инстинктивными программами поведения. Объективные свойства среды отражаются животными только в ходе исторической эволюции вида, естественного отбора, т.е. через смену поколений, отбор одних и вымирание других особей и др.

На уровне человека объективные связи, свойства среды проявля­ют себя прежде всего через устойчивые, повторяющиеся предмет­ные действия субъекта. Их фиксация и выделение из множества слу­чайных, второстепенных действий есть не что иное, как обобщение. Если результат обобщения закрепляется в каком-нибудь знаке, то тогда он может, во-первых, передаваться другим членам коллектива, во-вторых, достаточно долго сохраняться в коллективной памяти. Итак, производство и воспроизводство сознания изначально носит коллективистский характер, оно невозможно вне деятельности и общения людей; развитие форм деятельности и общения есть усло­вие развития сознания.

Обобщение, зафиксированное в некотором знаке, в самом широ­ком смысле уже есть познание как таковое. Таким образом, в созна­нии изначально заложен познавательный компонент. Когда мы говорим о том, что человек обладает сознанием, то прежде всего подразу­меваем, что человек познает мир, что он обладает определенной системой знаний. Знания — это выраженные в определенной системе знаков (слово, навык, жест, схема и др.) обобщенные элементы созна­ния, благодаря которым различаются вещи объективного мира, их существенные и несущественные свойства, сам человек и его отноше­ние к внешнему миру. Система знаний складывается в историческом опыте человечества. Каждый отдельный индивид осваивает ее зано­во в процессе социализации, обучения, образования, воспитания и др.

Безусловно, знание является сердцевиной, ядром сознания, но содержание сознания не может быть сведено только к знанию. Оно обладает еще одной стороной — эмоционально-волевой, т.е. сферой переживания действительности, которая выражает отношение субъ­екта к тому, что он отражает, преобразовывает. Это сфера выраже­ния потребностей, интересов и целей. Человек не только познает мир, но и оценивает его свойства с точки зрения их значимости для удовлетворения своих потребностей. Функцию оценки во многом выполняют эмоции человека. Эмоциональная сфера гоминид высту­пала базой исторического формирования ценностного аспекта со­знания человека.

На начальных этапах сознание было предметно-действенным, было включено в акты предметных действий, логика отдельных иде­альных действий еще отсутствовала, наличествовала лишь логика внешнего предметного действия. Поэтому человек не мог воспроиз­вести каких-либо действий по производству орудий труда в отрыве от этих орудий. Накапливавшийся опыт такого рода передавался в про­цессе коллективного подражания. На этом этапе еще не было устой­чивого идеального целеполагания как некоторой сложившейся под­системы сознания, о чем свидетельствует случайная, нестабильная форма орудий труда, создаваемых в результате еще во многом ин­стинктивных действий. В сознании еще не воспроизводилась законо­мерная связь между началом, процессом и результатом обработки предмета труда, поскольку логика практических действий была однозвенной (т.е. для производства орудий труда требовалось осуществле­ние одного типа действий — скалывание заготовки отбойником). Орудия были однотипны и приспосабливались не к объекту, а к че­ловеку.

Качественное изменение в характере труда и сознания связано с переходом к многозвенной структуре трудового процесса, к созда­нию составных и специализированных орудий. Сначала процесс про­изводства разделился на два этапа: на первом изготавливались стан­дартизированные заготовки для орудий, на втором они превраща­лись в собственно орудия. Вместе с этим возрастали опыт, квалификация, навыки работников, вырабатывались более совершенные приемы использования орудий труда, улучшалась организация труда, развивалось разделение труда. Качественный переход завершился в эпоху мустье, когда действия по изготовлению орудий стали много­ступенчатыми: изготовление из ядрища заготовки путем оббивки; скалывание; вторичная подправка.

При этом происходит интериоризация сознания, т.е. предметное действие человека, выражающее обобщенное значение, уходит во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становится язык. Предметно-действенное сознание сменяется мифологическим. Обобщение мира происходит не в форме предметных действий, а форме идеальных чувственных образов. Вместе с тем стихийно-эмпирическое накопление первобытных рациональных знаний приобре­тает пока еще несовершенный, но уже системный характер (см. 1.1).

 

Генезис языка

 

Генезис и развитие сознания неразрывно связаны с генезисом и раз­витием языка, речи. Происхождение и начальные этапы развития языка — одна из интереснейших проблем истории культуры. Далеко не все детали этого процесса известны. Но в общих чертах можно воспроизвести его основные направления.

Коммуникация животных — необходимое условие их жизнедея­тельности, обеспечивающая их взаимодействие и согласованность, стадную организацию, в конечном счете их безопасность. Исходной базой, предпосылкой формирования человеческого языка являлись виды коммуникации животных: зрительно-двигательная, жестовая (позы, жесты, движения, выражающие страх, угрозу, подчинение и др.), действующая только при дневном свете и в пределах видимос­ти; обонятельная (с помощью запахов); звуковая.

Звуковая коммуникация имеет ряд несомненных преимуществ: звуки могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоциональных состояний; звуковая сигнализация не огра­ничивается дневным светом и воспринимается практически мгновенно.

Современные теории языка исходят из того, что у человекооб­разных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуще­ствовали два типа языка — первичный и вторичный *. Первичный язык развивался на основе зрительно-двигательной (жестовой) ком­муникации и выражал информацию об эмоциональном состоянии и поведенческих установках особи, значимую для другой особи. (В современной приматологии существует целое направление, ис­следующее способности человекообразных обезьян к жестовой ком­муникации.) Вторичный язык формировался на базе звуковой ком­муникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся види­мым возбуждением.

* О происхождении языка см.: Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.,1985.

 

В истории становления человека (общества, сознания) соотноше­ние между этими двумя типами языка было, по-видимому, весьма непростым. На начальных этапах антропогоциогенеза, когда развивалось предметно-действенное сознание, определенное развитие и преимущество получила зрительно-двигательная, жестовая коммуни­кация. Австралопитековые, по-видимому, общались между собой пре­имущественно языком жестов, которые, по-видимому, сопровожда­лись звуковыми восклицаниями (лалии). Жест являлся ведущим сред­ством предметного обобщения-действия, а значит, и регуляции (ин­дивидуального и коллективного) действия.

Но в этой своей роли язык жестов является несовершенной фор­мой коммуникации. Поскольку жест осуществлялся с помощью рук — главных рабочих органов, то он не всегда был возможен (в некоторых ситуациях руки просто заняты). Жестовый язык не мог при­меняться ночью, на больших расстояниях, в условиях ограниченной видимости и проч. Кроме того, жест не приспособлен для выраже­ния сложных ситуаций, так как он плохо подразделяется на состав­ные элементы. Все эти факторы не позволяли жестовому языку стать полноценным вторым (наряду с предметным действием) материаль­ным носителем мысли в условиях, когда дальнейшее развитие со­знания было связано с его интериоризацией, т.е. уходом во внут­ренний план.

Интериоризация сознания стала возможной, когда для обобщен­ной мысли подошел иной материальный носитель — звуковой носи­тель мысли, звуковая коммуникация. Ведь процесс становления чело­века включал в себя наряду с развитием языка жестов и параллельное непрерывное совершенствование звуковой коммуникации. Посте­пенно она приобретала характер вокально-информационной систе­мы. Так, например, если у человекообразных обезьян было 20-30 сигналов, то у австралопитековых их могло быть уже несколько де­сятков или даже свыше сотни.

Язык развивался вместе с развитием речи. Можно предположить, что членораздельная речь возникла в эпоху формирования питекан­тропа. В его речи присутствовали щелкающие и носовые звуки; наря­ду с жестами слова выступали обозначениями предметов и лишь в отдельных случаях переходили в слова-предложения; речь носила диалогический характер. Но в целом в речи питекантропов и синан­тропов еще преобладает жестовая коммуникация, а речевые акты подобны телеграфному стилю.

У неандертальцев совершенствовалась артикуляция. Правда, воз­можно, были затруднения с произнесением отдельных гласных. Постепенно формировалась простейшая грамматика и синтаксис; появилась монологическая речь; расширялась лексика. Как показывают новейшие макетные исследования ротовой полости неандертальца, неандертальцы в принципе могли общаться с помощью членораздельной звуковой речи*, и у них уже образовались сложные формы высказываний, синтаксически сложные предложения **.

* Панов Е.Г. Знаки, символы, языки. М., 1983.

** См.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. С 222-224.

 

Язык всегда предполагает определенную систему знаков. С развитием языка зарождается сложная система знаков как выразителей смыслов и значений сознания. Генезис сознания, становление языка и речи завершились при переходе к верхнему палеолиту, к первобытно-общинному строю, к чувственно-образному мифологическому сознанию.

 

Часть третья



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 280;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.