Зимний дворец (1754 – 1762гг.)
Постройкой Зимнего дворца (рис.119) Растрелли закрепил ведущее значение в оформлении ансамбля городской набережной Невы и положил начало образованию системы центральных площадей. В зависимости от организуемых городских пространств фасады дворца получили различную композицию.
Северный фасад, обращённый к Неве более скромен. Со стороны Невы собранные на флангах фасада двухярусные ордерные устои образуют мощные крупномасштабные “колоннады”, соответствующие своим характером, масштабом и протяжёнными пропорциями пространству Невы. С противоположной стороны, где были предусмотрены главный проезд ко дворцу и площадь, фасад имел строгое осевое построение с динамически нарастающим к центру ритмом ордерных акцентов. Осевая композиция фасада предопределила характер дворцовой площади, главная ось которой позже была закреплена аркой Генштаба. Ансамбль Зимнего дворца решен в виде замкнутого двора.
Западный фасад обращён к Адмиралтейству, восточный – к жилым покоям, объединяющимся возле небольших внутренних двориков.
Огромный дворец необходимо было построить за 2 года, что было невозможным. В течение 3 лет продолжалось лихорадочное строительство, помимо Растрелли в разные годы над оформлением его интерьеров работали: А. А. Монферран, К. И. Росси, А. П. Брюллов и др.
Дворец явился вершиной творчества Растрелли. Тронный зал его имеет площадь130м2. Сейчас здесь находится главный музей страны – Эрмитаж, который вместе со Старым Эрмитажем, Малым Эрмитажем (1764 – 1775г. Ж. Б. Вален – Деламот и Ю. М. Фельтен) и другими дворцовыми зданиями содержит более 60 тысяч картин и около 2,6 млн. произведений искусства.
Старый Эрмитаж предназначался для интимных приёмов и отдыха царской семьи (в переводе с франц. – “отшельник”, “пустынька”). Во втором этаже находился зимний сад – “оранжерейный дом” (1771 – 1787гг., архитектор Ю. М. Фельтен).
Рис. 119 Рис.120
Композиционное и декоративное мастерство Растрелли особенно ярко проявилось в ансамбле учебно-воспитательного учреждения на 120 воспитанниц благородного происхождения -Смольного монастыря
Смольный монастырь (1748 – 1764гг.)
На основе богатого творчества русских зодчих Растрелли создаёт композицию, состоящую из главного собора и окружающих его келий. Жилые корпуса монастыря окружал широкий, в форме греческого креста, двор, в центре которого – собор высотой 85 метров с большим куполом на широком барабане и 4 стройными двухярусными башнями. Композиция собора увенчалась лёгкими изящными главками.
Монастырь долгое время находился в проектах. В 1748 году Елизавета приказала переделать проект: “Не по римскому манеру, а как здешняя Успенская церковь”, т. к. он был очень близок к западным образцам. Возле монастыря создаётся 120 садиков, под каждой кельей комната служанки и погребок. Растрелли сделал липовую модель монастыря за 1750-1756 годы. Сначала строились кельи, а затем собор, который позже достраивали другие русские архитекторы. Не была построена въездная башня, которая могла полностью закрыть фасад собора.
Творчество Растрелли зрелого периода ярко выразилось в Большом Царскосельском дворце.
Большой Царскосельский дворец (1752 – 1757гг.)
Построенный ещё в петровское время, дворец перестраивался в 1743 – 1744 гг. А. В. Квасовым и в 1752 -1757 Растрелли создаёт монументальное дворцовое сооружение с величественной анфиладой дворцовых залов. Необходимость сохранения существующего здания усложнила задачу и дворец получил сильно вытянутую форму длиной более 300м. Мощная пластика фасадов с рельефными выступами и впадинами, украшенных скульптурой и колоннами большого ордера, сочность архитектурных форм и лепного декора, праздничное сочетание голубого цвета стен с позолоченными деталями и белыми лепнинами – создаёт величественный образ русской дворцовой архитектуры. Великолепны интерьеры дворца с живописными плафонами, деревянной резьбой, позолочёнными волютами катушками, гирляндами и зеркалами.
Дворец делит обширный парк на две части – основную восточную – Старый парк и западную – Новый парк. В облике Старого парка, имеющего регулярный характер, архитекторы стремились создать “Русский Версаль”.
В 1747 – 1748г Растрелли создает проект Андреевской церкви в Киеве, построенный после его смерти.
Из памятников деревянного зодчества, созданных в России в первой половине XVIII века, высокие художественные достоинства имеет церковь Преображения на острове Онежского озера Кижи
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 335;