Особенности готической архитектуры в странах Европы. Германия
Готика в Германии появилась несколько позже, чем во Франции, сформировавшись к XIII веку. Стиль готики носил здесь более суровый и «мужественный» облик.
Памятники западных областей Германии (Рейна и Эльзаса) наиболее близки французской готике. В южной Германии часто строят храмы с одинаковыми нефами. Кирпичная архитектура, характерная для северо-восточной Германии, более массивна, членение фасадов не такое сильное, как на юге, а живописность достигается возведением высоких фронтонов. Каменная кладка стен всегда выполнена основательно и аккуратно.
Внешняя черта, сразу отличающая немецкую готику - мощные башни над центральной частью западного фасада с высокими ажурными шатровыми завершениями. Примерами немецкой готики являются:
Собор во Фрейбурге (1260 – 1350 гг.)
Это трехнефная базилика с двухъярусным членением фасадов. Высота среднего нефа 25 м, а ширина нефов - 9-11-9 м. Средний неф почти равен боковым, чего не было во французской готике. Башни достроены в XIV в. Они имеют шатровые завершения - это типично для немецкой готики. Собор выполнен из серого камня, поэтому создает несколько мрачное впечатление.
Амъенский собор (1270 – 1882)
Собор построен по типу Амьенского и представляет собой пятинефное здание с поперечным тройным нефом и галереей с капеллами. Его хоры достроены в 1248-1320. Ширина главного нефа 43,5м. Второй верхний ярус трифориев сквозной. Верхняя часть башен была достроена в 1882г., их высота 150 м - это самые высокие башни, но выполнены они не совсем в готическом стиле. Сдвоенные башни «сжимают» центральную часть настолько, что она теряетсвое значение композиционного центра .Как и многие другие, собор был окончательно достроен только в 1882 году, поэтому некоторые элементы сооружения несут на себе отпечаток изменения вкусов.
Англия
В Англии, где стиль готики появился несколько позже и продержался до конца XV века в значительной степени проявилось влияние местной архитектурной школы. В английской готике выделяют:
Раннеанглийский стиль до 1270-х годов "Украшенный стиль" до 1370-х годов "Перпендикулярный стиль" XV – XVI века.
Английские соборы имеют своеобразное планировочное решение. Алтарная часть вместо апсид имела прямоугольное завершение, поперечных нефов было два, а над средокрестием обычно возводилась мощная башня, а башни на углах западного фасада отсутствуют. Окно - роза заменяется проемами с вертикальным членением или сплошным витражом.
К концу XIV века внутреннее убранство английских соборов становится гораздо богаче и сложнее - появляется "украшенный" стиль - черта поздней готики придворного характера- повышение пышности интерьера. В это время появляются веерные своды - нервюры со сложным переплетением, поэтому утрачивается ощущение каркаса. Часто своды имеют звездчатый орнамент. Планы усложняются различными пристройками: дворами, капеллами. Фасадам присуща размельченность деталей.
К образцам раннеанглийской готики можно отнести собор в Уэльсе (1180 - 1239). Он имеет трехнефный трансепт, пересекающий середину здания и, в отличие от других, две мощные башни по сторонам широкого фасада, богато украшенного скульптурой. Собор широко известен великолепными веерными сводами.
Вестминстерское аббатствопредставляет собой целый комплекс разнообразных культовых сооружений. В его ансамбле доминирует здание собора размером 156 х 22 м. Хоры были построены в 1245 - 1269. Архитектор Джон из Глостера.
Италия
Итальянские готические храмы сохраняют тип базилики, где ширина внутреннего пространства преобладает над высотой. Своды в основном крестовые, но часто применялось и плоское перекрытие. Французская каркасная система почти не применялась. Одним из наиболее значительных примеров итальянской готики является Миланский собор, заложенный в 1386 году. Его планировочное решение – в духе итальянских традиций, подверженных французским и немецким влияниям.
В своеобразной форме проявилась готика в северной и центральной Италии: в Венеции, Флоренции, Болонье, Сиене. Архитектуру готического периода XIII – XV в.в. принято называть "проторенессансной", т.е. предшествующей Ренессансу XV века.
Полнее всего своеобразие итальянской готики отразились в архитектуре соборов Сиены и Орьвьетто. В этих зданиях горизонтальные членения фасадов и интерьеров придают их архитектуре спокойствие и ощущение массивности. Характерно чередование темного и светлого камня в отделке колонн и стен – переработанный мотив византийской кладки.
В основном же в Италии наблюдаются лишь отдельные черты готики: "модные" мотивы арок, башни, их строенные окна - как декоративное оформление.
В Италии сохранилось много памятников готики светского характера: ратуши, дворцы, лоджии, фонтаны. Из наиболее крупных примеров - палаццо Веккио во Флоренции , палаццо Публике в Сиене, Дворец Дожей.
Стилистические особенности складываются в эпоху, завершающую развитие средневекового европейского искусства, где скульптурой, цветными витражами создавалось архитектурное пространство, исключительное по силе эмоционального воздействия на человека. Хотя скульптура и живопись в период готики еще не отделилась в самостоятельные ветви искусства, но уже в это время живописные работы и крупная пластика отличается высоким мастерством и экспрессией образов.
Струящиеся формы скульптур, арок, переплетов, обилие тонких вертикальных членений были продиктованы не только средневековой эстетикой, но и практическими соображениями: в таких формах не задерживается дождевая вода - главный враг каменных конструкций. Нередко крыши соборов возводились раньше, чем арочные и сводчатые завершения.
Гуманистический характер итальянской архитектуры способствовал преодолению основных противоречий готики: рациональности и стремления к художественной правде, а с другой стороны, избытка декоративности и мистицизма. Развитие реалистических тенденций итальянской готики подготовило расцвет архитектуры Ренессанса.
Основные достижения готики:
1. Появление новой конструктивной схемы храмов с oчень сложной каркасной системой, облегченными сводами на гуртах и нервюрах, позволяющей создать большое свободное внутреннее пространство.
2. Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, - это
единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и
новое понимание организации пространства и объемной композиции.
3. Синтез различных видов искусств и архитектуры
3.5. Средневековая архитектура стран Азии и Северной Африки.
Тема 3.5.1. Архитектура Арабского халифата, Ирана и Турции VII – XVIII вв.
Архитектура Арабского халифата.
До VII века полудикие кочевые племена арабов (бедуинов) ведут постоянные межплеменные войны. В начале века начинается распад родового строя. Постепенное формирование городов в оазисах Аравии на пересечении торговых путей привело к развитию торговли и ремесел. Крупнейшие города – Мекка и Медина быстро становятся культурными центрами Востока
В VII века происходит объединение Аравии на почве единства бытовых, культурных и религиозных традиций, которые были обусловлены одинаковым климатом и хозяйственным укладом.
Важную роль в объединение стран мусульманского Востока играл ислам - мусульманская религия, призывающая к покорности перед единым богом и уничтожению “неверных”. Основателем религии стал Магомет (Мухаммед), который жил в Медине, а позже в Мекке, где до сих пор хранится священный черный камень Кааба – метеорит. Поэтому летоисчисление у мусульман ведется от 622 года хиджиры (переселения) - времени падения метеорита.. Магомет стал первым главой халифата, а позже правили его преемники – халифы.
Начавшаяся в VII веке арабская экспансия охватила огромную территорию от Афганистана и Северной Индии на востоке до Испании на западе. Подчинив себе страны более развитые, халифат перенимал их традиции и культуру, перерабатывал их и создавал новую культуру. Халифат просуществовал до X века, после чего распался на отдельные мелкие государства - султанаты. Столицей был Дамаск, а позже - Багдад.
Распространение ислама вызвало в истории Ближнего Востока большой политический перелом. Исламская религия поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются новые типы гражданских и культовых зданий.
Конструкции в арабской архитектуре не всегда отличались последовательностью: так, часто декоративные украшения сводов часто выполнялись из гипса. В интерьерах широко применялись колоннады со стройными пропорциями. На колонны опирались арки самых различных форм: подковообразные, остроконечные, «персидские» и др.
Следуя классической традиции, строители сначала применяли полуциркульные формы арок, но позже стали использовать и другие виды арок. Стрельчатый профиль арок, уменьшая распорные усилия, делал конструкцию более устойчивой при землетрясениях. Подковообразный профиль развился в основном из эстетических соображений. Тенденция к декоративности нашла выражение и в трехлопастных арках. Были разработаны интересные системы многоярусных переплетающихся арок. Необходимость достигнуть большой высоты привела к 2-х ярусной аркаде, в которой самонесущие арки служат лишь элементом, связывающим опоры и обеспечивающим их устойчивость (в Кордове).
Значительные достижения встречаются и в конструктивных решениях перекрытий. В странах Магриба купольно-сводчатые конструкции не имели большого развития (лишь в Тунисе). Ведущее значение приобрела стоечно-арочная конструкция.
При возведении сводов из кирпича строители старались избежать кладки, требующей опалубки из дефицитного дерева, поэтому использовали бескружальный метод строительства из поперечных рядов кирпича. В ряде построек в толщу сводов вводили нервюры из кирпича по алебастровым аркам, армированных камышом.
В Иране был распространен монастырский свод, возводимый с помощью предварительно возведенного каркаса. Применялись две параллельные армированные арки из алебастра, по которым укладывались кирпичные нервюры.
В Средней Азии и Иране использовался свод, перекрывающий квадратные или близкие к квадрату помещения. В этом своде кирпичная кладка велась от углов помещения арочками под 45 градусов к середине стен, где ряды кирпича соединялись "в ёлку".
Купольные покрытия осуществлялись на квадратном основании стен. При переходе от 4-х и восьмигранных оснований применяются паруса, тромпы и «сталактиты» различной формы (декоративные свисающие элементы). Купола чаще делались высокими, иногда с двойной оболочкой. Их форма – ребристая или луковицеобразная.
В интерьерах, а часто и снаружи стены декорировались стилизованным растительным или геометрическим орнаментом, украшались надписями.
У ислама не было своих традиций, поэтому искусство ориентировалось на местные традиции. Значительное влияние оказывали традиции эллинизма, поскольку в прошлом эта территория была государством Александра Македонского, а позже – римской территорией.
На общие черты исламской культуры повлияла единая религия, общие феодальные формации, сравнительно близкие климатические условия.
Общие черты архитектуры:
1. Одинаковый строительный материал: сырцовый и обожженный кирпич, камень (в
капитальном строительстве и фундаментах), дерево, поливная керамика (фаянс и майолика),
а также гипс и тростник.
2. Приемы борьбы с землетрясениями (строительство домов с деревянным каркасом).
3. Одинаковые типы архитектурных сооружений.
4. Замкнутый характер сооружений.
5. Высотные доминанты (минареты)
6. Отсутствие в монументальном и декоративном искусстве изображений людей и животных.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 352;