В системе арбитражных судов первой инстанцией, т.е. принимающей по существу первое решение по делу, являются арбитражные суды субъектов РФ.


Суд второй (апелляционной) инстанции — это суд, рассмат­ривающий дело по апелляционной жалобе или представлению прокурора на приговоры и иные решения суда первой инстанции, постановления судьи, не вступившие в законную силу.

Кассационная инстанция – суд (орган суда), проверяющий по жалобам (представлениям) управомоченных лиц законность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решений суда апелляционной и нижестоящей кассационной инстанции.

Надзорной (исключительной) инстанцией является Пре­зидиум Верховного Суда РФ, рассматривающий в особом порядке отнесенные к его компетенции решения нижестоящих судебных инстанций.

Еще одной формой пересмотра вступивших в законную силу решений судов является возобновление производства по делуввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Здесь еще обратим внимание на содержание таких терминов, как «вышестоящая инстанция», «вышестоящий суд» и «высшая судебная инстанция». Первыми двумя принято называть суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень в иерархии судов. Так, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

«Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, - отмечается в ч. 2 ст. 36 данного Закона, - считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Верховный Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, считается вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу».

Что касается созвучного первым двум терминам словосочетания «высшая судебная инстанция», то оно является синонимом статуса Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, которые Конституцией РФ относятся к высшим органам судебной системы России (ст. 126, 127).

 

4. Правозащитные и правоохранительные аспекты в деятельности судов

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Право на судебную защиту, будучи одним из конституционных прав, служит одновременно гарантией для всех иных прав и свобод, в чем состоит его особая черта и ценность. Конституция РФ в ст.18 прямо указывает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием. Обратиться за судебной защитой своих нарушенных прав и свобод вправе каждый, находящийся под юрисдикцией Российской Федерации. Эта принципиальная позиция была подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г.[24], где сказано, что право на судебную защиту является личным неотчуждаемым правом каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, должно гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами РФ.

Усиленную правозащитную нагрузку несут правозащитные позиции Конституционного Суда РФ. Такой вывод следует из ч.4 ст.125 Конституции РФ, которая предусматривает право граждан обжаловать нарушение своих прав и свобод в данный конституционный судебный орган; такая жалоба актуализирует проверку конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона; неконституционные акты или их отдельные положения утрачивают силу (ч.6 ст.125), что способствует обеспечению конституционности правозащитного пространства России.

Таким образом, защита прав граждан реализуется КС РФ посредством рассмотрения их жалоб о на­рушении конституционных прав и свобод. Специфика данного рода деятельности заключается в том, что орган конституци­онного правосудия предпринимает опре­деленные действия только тогда, когда кон­ституционные права человека нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, о чем долж­но быть сообщено суду в виде жалобы. За­щита прав граждан может осуществляться также и по обращениям иных субъектов, а именно: судебных органов, Уполномочен­ного по правам человека Российской Феде­рации, Генерального прокурора Российской Федерации. Таким образом, защита прав граждан как вид публичной деятельности имеет место только с момента возникнове­ния нарушения конституционного права.

Конституционный Суд Российской Федерации, принимая к про­изводству дела в порядке конкретного нор­моконтроля в связи с применением оспари­ваемой нормы в отношении определенного лица, никак не ограничен целью защиты кон­ституционных прав только этого субъекта, как это предусмотрено, к примеру, в граж­данском судопроизводстве, где решение мо­жет касаться только участвующих в деле лиц. Последствия решений, принятых в порядке судебного конституционного контроля, зна­чительно шире по объему затрагиваемых общественных отношений. Путем принятия решения по конкретному делу орган консти­туционного правосудия не только защищает нарушенное конституционное право или ре­шает иной конституционно-правовой спор, но и выполняет превентивную функцию, суть которой составляет предупреждение право­нарушений в будущем, т.е. правоохрану. Конституционный Суд Российской Федерации посредством правовых позиций, сформулированных в ре­шениях, предостерегает и законодателей, и правоприменителей от будущих ошибок, обозначая конституционно-правовую трак­товку положений нормативных правовых ак­тов или практики их применения. Поэтому очевидным является тот факт, что наряду с правозащитной деятельностью Конституци­онным Судом Российской Федерации осу­ществляется и правоохранительная.

Следует выделить ст. 46 ГПК РФ «Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц»:

«В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 настоящего Кодекса».

Субъектом, выполняющим дополнительную правозащитную нагрузку, выступает суд с участием присяжных заседателей, о котором упоминает ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. Праву обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных в предусмотренных законом случаях Конституция РФ придает настолько важное правозащитное значение, что запрещает ограничивать его даже в условиях чрезвычайного положения (ч.3 ст.56 Конституции РФ). Участие граждан в отправлении правосудия нацеливает именно на правозащитное понимание суда с участием присяжных заседателей с учетом установленного законом процессуального механизма.

Возрождение, становление и совершенствование в России института суда с участием присяжных заседателей служит образцом не только признания, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и нацеленности государства на их эффективную защиту через судебные процедуры с участием граждан.

Широкая возможность осуществления правозащитной деятельности предусмотрена полномочиями суда в ходе досудебного производства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве органами предварительного расследования процессуальных действий или принятии процессуальных решений, ограничивающих конституционные права граждан. А в соответствии с ч. 3 ст. 29 УПК РФ суд правомочен в ходе судебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателям в случаях и в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Вместе с тем, как уже ранее отмечалось, понятия защиты права и охраны прав, свобод и законных интересов взаимосвязаны. Это выражается в том, что на практике правозащитные отношения порождают возникновение правоотношений правоохранительного характера. Так, в деятельности суда это может происходить следующим образом: вышестоящая судебная инстанция, проверяя доводы, изложенные в жалобе стороны по поводу неправомерного поведения судьи в ходе процесса, может отменить несправедливый и незаконный обвинительный приговор. Рассматривая жалобу лица в порядке уголовного судопроизводства суд вправе вынести решение не только о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным, но и о его обязанности устранить допущенное нарушение (ч. 5 ст. 125 УПК РФ).

Правоохранительный характер имеют и судебные решения, которые обязательны для исполнения. Так, злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению влечет за собой уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ если суд при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым. При этом, суд использует не только свои властные полномочия по применению мер государственного принуждения, но и реализует предупредительные (профилактические) функции, что является элементами правоохранительной деятельности.

Правоохранительная и правозащитная деятель­ность судов представляет собой форму ак­тивно-властного отношения органа судебной власти к нарушениям прав и свобод граждан, их причинам и последствиям в целях способствования их реализации и восстановления, а также предупреждения подобных правонарушений со стороны должностных лиц различных органов и организаций.

В заключение еще раз отметим, что и за­щитная, и охранительная виды деятельности суда при всех различиях имеют много общих черт и характеристик, таких как: предмет де­ятельности, властность ее осуществления, правовая опосредованность, процессуаль­ная упорядоченность и др.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 318;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.