Просвещение (XVIII в.)
Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.
В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности.
Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.
И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.
XIX в.
Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения. Дистервег(1790–1866) и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848),А. И. Герцен(1812–1870),Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828–1910),Н. И. Пирогова(1810–1881).
К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.
Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.
XX в.
В этот период целью воспитания становится развитие личности.
Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семейного воспитания.
Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Это явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан.
С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:
1) изучить опыт предыдущих поколений;
2) обогатить и приумножить этот опыт;
3) передать его следующему поколению.
Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки.
Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. Провозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. Практика показывает, что люди должны уметь жить в условиях предоставленных свобод. Жизнь при демократии возможна лишь при условии, что демократия будет существовать в нас, также как мораль, справедливость, право. Для педагогики данная задача является серьезной проблемой.
ТЕМА 1.6. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев: 2006).
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 267;