Практическое задание.



Цель занятия. Получение навыков подготовки и написания судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний.

Оснащение. Выписка из материалов уголовного дела и результаты экспериментально- психологического исследования обвиняемого.

Порядок работы.

1. Основываясь на имеющихся материалах уголовного дела и результатах проведенного экспериментально-психологического исследования обвиняемого, самостоятельно подготовить заключение судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний с четкой формулировкой ответов на поставленные вопросы.

2. Оформить заключение судебно-психологической экспертизы в соответствии с необходимыми требованиями.

 

Задание 2

На основании постановления следователя прокуратуры в помещении следственного изолятора провели судебно-психологическую экспертизу гр-ну «А», обвиняемому в нанесении тяжких телесных повреждений гр-ну Иванову.

 

Во время проведения судебно-психологической экспертизы поставлены вопросы:

1. Каковы основные особенности личности и характера подэкспертного «А»?

2. Находился ли «А» в период совершения инкриминируемых ему действий в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (физиологического аффекта)?

3. Подберите основные методы/методики, способные диагностировать индивидуально- психологические особенности личности и характера подэкспертного «А» при проведении СПЭ.

Помимо изучения материалов уголовного дела комиссия провела экспериментально- психологическое исследование подэкспертного. При этом установлено следующее:

Отец «А» страдал алкоголизмом. Брат и сестра подэкспертного умерли в детстве. «А» рос физически слабым, часто болел. В отношениях со сверстниками стеснялся своей физической слабости, «драк избегал, но уж если дрался, то до конца... либо я его (обидчика), либо он меня... Чаще доставалось мне». Тяжело переживал обиды, в мечтах видел себя сильным, с 16 лет с этой целью начал заниматься спортом. Проявлял большое старание, выполнил норму кандидата в мастера спорта по гребле.

Отчим подэкспертного также пил, конфликтовал с подэкспертным и его матерью. Рассказы матери о поведении пьяного отца, а также общение с отчимом, злоупотребляющим алкоголем, воспитали у «А» острую неприязнь ко всему, что связано с пьянством.

После окончания школы и профтехучилища «А» начал работать на стройке каменщиком, но вскоре был призван в армию. После увольнения в запас он вновь продолжил работу на стройке. По данным характеристики с места работы и по показаниям товарищей, «А» в работе, в выполнении порученных ему заданий и в отношениях с окружающими отличался добросовестностью, высоким чувством ответственности. С окружающими был доброжелателен, сдержан, несколько замкнут, молчалив. Отмечается высокое чувство собственного достоинства,

болезненная реакция на обиды и оскорбления.

В последнее время у «А» сложились неприязненные отношения с рабочим соседней бригады Ивановым, который часто допускал оскорбительные высказывания в адрес «А», вел себя развязно, цинично выражался.

04.12 днем, когда «А» находился в бытовом помещении на стройке, туда вошли Иванов и Петров с намерением распить бутылку вина. Иванов в грубой форме потребовал от «А» дать или разыскать кружку для распития вина. «А» воспринял это требование как оскорбительное для себя

— «Почему я должен искать ему кружку, чтобы они пили тут. И вообще, я не хотел, чтобы они пьянствовали в нашей каптерке, я не люблю, когда люди вино пьют» — и отказался выполнить это требование. Тогда Иванов набросился на «А», сбросил его с топчана, прижал спиной к лежавшему на полу оборудованию и начал бить его. Как показывает «А», за спиной оказались два


электродвигателя, «они впились мне под лопатки, у меня даже дыхание сперло». «А» просил отпустить его, несколько раз спрашивал Иванова, за что он его бьет. «Я почувствовал себя страшно униженным — он меня бьет, а я должен просить его не бить меня, хотя никакой вины за мной нет». Иванов при этом приговаривал: «Будешь еще, чурбан?!» Отпустив «А», Иванов сел на топчан и, как показывает Петров, продолжал высказывать угрозы в адрес «А». «А» встал с пола в состоянии крайней обиды и озлобленности и услышал новые угрозы и оскорбления со стороны Иванова в свой адрес. Как показывает «А», «...у меня была страшная злоба, но я все равно сдержался бы... я не хотел драться...». В этот момент Иванов поднялся с места и снова крайне цинично оскорбил «А», выразившись нецензурно. О дальнейшем «А» помнит неотчетливо —

«...меня просто взорвало... я вспомнил случай, когда меня били шесть человек за то, что я не поставил им бутылку вина... Не помню, какие мысли еще были!..». Затрудняется сказать, какой рукой схватил нож, лежавший на столе («Показалось, что это отвертка, я до этого клал на стол отвертку...»), и нанес удар Иванову в область живота.

Иванов, который после нанесения ему удара вырвал у «А» нож и вместе с Петровым выталкивал его из помещения, показывает, что «А» был в разъяренном состоянии... Я знаю «А» как спокойного парня; что с ним случилось, я и сам не знаю, но он был слишком обижен, как я считаю, из-за пустяка».

Петров показывает, что лицо у «А» при нанесении удара было «напряженным... очень бледным...», что, когда у него отобрали нож и он увидел, что Иванов корчится от боли, он громко разрыдался и потом долго не мог успокоиться, плакал, выражал сожаление в связи с происшедшим.

 

Задание 3

1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта?

2. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (психическая напряженность, фрустрация, растерянность, стресс), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Военнослужащий К., обвиняется в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что: развитие без заметных отклонений, был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным.

Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.




Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 347;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.