КУЛЬТУРА АХЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА


 

Греческая культура эпохи бронзы начала формироваться еще в раннеэлладский период, в условиях первобытного строя. Но ее расцвет приходится на период, когда у ахейцев возникла цивилизация. Ахейское общество, вышедшее на историческую арену вслед за минойским, естественно, испытало огромное влияние Крита не только во всех сферах духовной и материальной культуры, но и в повседневной жизни. Ахейцы научились у минойцев строительству водопровода и канализации, технике фресковой живописи, заимствовали у них отдельные виды оружия, художественных и ремесленных изделий, копировали фасоны одежды и причесок. В жизнь греков‑ахейцев вошли некоторые минойские религиозные культы и обряды, линейная письменность. Подражание было настолько буквальным, что первые исследователи микенского общества считали, что Микены эпохи шахтных гробниц находились под полным политическим контролем Крита.

Однако уже к 1600 г. до н. э. в культуре балканских греков наметилось заметное своеобразие. В первую очередь это касается архитектуры.Опираясь на местную традицию, греческие зодчие выработали новые архитектурные приемы, а потому ахейские дворцы никогда не копировали минойские. Их планировка основывалась на традиционном жилище рядового грека, наиболее приспособленном для сурового климата. Они были меньших размеров, и их центром был уже не внутренний двор, а мегарон – крытый большой зал, в середине которого находился очаг, который служил одновременно и алтарем. Уникальными являются и крепостные сооружения, сложенные из огромных глыб (толщина стен 8–17 метров). Столь же уникальными были и созданные ахейцами купольные гробницы, неизвестные минойцам.

У ахейцев были искусные камнерезы и художники, выработавшие свой художественный стиль. Отражая огромные сдвиги в общественном сознании, они отходят от канонов, характерных для архаических культур древности, с их условностью и орнаментальностью. Рельефы и росписи, как, например, рельеф со львами над крепостными воротами Микен или фреска с изображением музыканта из Тронного зала Пилосского дворца, свидетельствуют о высоком уровне художественного творчества, в котором чувствуется внимание к внутреннему миру человека, а декоративность сочетается с отражением явлений живой природы.

Микенские статуэтки (XIII в. до н. э.)

Для микенской эпохи характерно складывание и развитых религиозных представлений.О богатстве духовного мира ахейского общества свидетельствует сложная система верований и обрядов, зафиксированных в памятниках XX–XII вв. до н. э. Греческая религия отразила все те кардинальные изменения, которые произошли в ахейском обществе во II тысячелетии до н. э. В ее основе лежало обожествление сил природы и всего растительного и животного мира. Прежде всего микенские земледельцы почитали культурные растения, от которых зависела их жизнь. Но в свою религию они включили и поклонение дубу, посвященному верховному богу греков. Одним из древних культовых центров стало святилище в Додоне, где в могучем дубе якобы обитал Зевс. Священными для греков были также платан и пальма.

В эпоху бронзы ахейцы поклонялись и животным: льву, козлу, некоторым птицам. Причем уже в это время священные животные выступали лишь атрибутами богов. Сохранились изображения владычицы зверей с двумя львами по бокам. А в рельефе на Львиных воротах в Микенах звери, опираясь передними лапами на священную колонну, охраняют вход в царский дворец. Однако поклонение божеству‑животному не получило у ахейцев широкого распространения и в эпоху бронзы сменилось поклонением антропоморфным божествам. Ахейский пантеон известен не полностью, но в письменных источниках из Кносса и Пилоса сохранились имена многих богов, которые впоследствии составили сонм олимпийских богов: Зевс, Посейдон, Гера, Гермес, Афина, Артемида, Аполлон, Деметра и др.

Микены. «Львиные» ворота (XV в. до н.э.). Фотография

Для поклонения этим богам были выработаны ритуалы, сохранившиеся и развитые в религии классической Греции. Основой сакральных обрядов было жертвоприношение. В раннегреческом обществе оно начиналось с личного очищения с помощью омовения водой и окуривания серой. Затем приносили жертву либо возлиянием вина и воскурением, либо закланием жертвенных животных. В особо торжественных случаях жертвовали быка, по менее значимому поводу богам приносили в жертву мелкий скот или птицу. Жертвоприношение дополнялось дарением богам плодов и овощей. Религиозные действа сопровождались молитвами, различными шествиями, ритуальными танцами. При церемонии погребения устраивались или состязания в стрельбе из лука, или кулачный бой, или конные ристания на колесницах.

Поклонение антропоморфным богам было неотъемлемо от почитания тех мест, где, по представлениям греков, обитали боги: рощ, скал, рек, пещер, отдельных деревьев. Ахейские греки создают и святилища. Первоначально они были домовыми (в мегароне дворца) и отличались скромностью убранства: фигурки божеств, сосуды и священные предметы для жертвоприношений. Но в позднемикенский период возникают и первые сакральные здания – прообраз будущих храмов.

В культуре ахейской Греции гармонично сочеталось художественное изображение окружающего мира и самобытное традиционное искусство материковой и островной Греции. Микенская культура эпохи бронзы заложила основы развития греческого общества в последующие эпохи.

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 369;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.