Архитектура эллинистического периода
Разрозненные города-государства Греции IV в. до н. э, были завоеваны македонским царем Филиппом, а в 332 г. до н. э. его сын Александр предпринимает ряд дальних походов и создает огромную державу, распавшуюся после его смерти на несколько эллинистических государств на обширной территории от Балкан до Индии, от Черноморья до Египта.
В зависимости от устойчивости местных традиций эллинистическая культура оказала разное по силе влияние в захваченных странах и сама претерпела значительные изменения.
С продвижением македонян и колонизацией новых земель возводились новые города, расширялись и реконструировались старые. Эти работы носили широкий масштаб, были государственным делом и проводились в сжатые сроки. На смену стихийному развитию города пришла регулярная застройка с четким выделением общественных и религиозных центров, главных магистралей.
Гипподамова система была применена при реконструкции Милета и строительстве Приемы, заменившей город Гелину, разрушенную землетрясением и смытую наводнением.
Приена(IV—II вв. до н. э.) располагалась на крутом склоне горы недалеко от моря и примыкала с юга к скале акрополя. Ее продольные улицы имели широтную ориентацию, поперечные пересекали склон и в большинстве случаев представляли собой лестницы. Живописность такой планировки не скрывает, однако, недостатков применения в подобных условиях абстрактно геометрического трассирования магистралей, не характерного в целом для греческой архитектуры, сооружения которой возводились в гармонии с природой и градостроительный замысел исходил из условий рельефа.
Милет(рис. 9) получил новую регулярную планировку в эпоху эллинизма. Расположенный на изрезанном бухтами полуострове, город огражден со стороны материка изломанной в плане линией стен. Торговый характер города определил тяготение центра к гавани, насыщенность его портовыми сооружениями. Здания общественного назначения объединялись здесь стоями ионического ордера. С юга к главной площади примыкал Большой рынок размером 162x116 м, окруженный дорическим портиком, за которым с юго-востока и юго-запада располагались торговые и складские помещения. Обе площади, завершенные уже при римлянах, композиционно связывались зданием Булевтерия. Он имел зал, вмещавший 1500 человек и предназначался для заседаний совета города. Культурный центр Милета к западу от Большого рынка включал театр, гимнасий и стадион, живописно расположенные вокруг бухты. Жилые кварталы деловой части города более мелки.
Рис. 9. Город Милет. II в. до н. э. План.
В некоторых городах сохранялась подчиненная рельефу планировка центральных частей, сложившихся еще в эпохи архаики и классики. В Пергаме сооружения акрополя живописно развернуты на концентрических террасах, ниспадающих к морю гак, что центром композиции, ее ключом, стал театр на 14 тыс. зрителей.
Простота и монументальность классики сменяются динамизмом, размельченностью, богатством деталей, игрой света и тени, активным использованием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры. Идея обобщения застройки площадей пери-стильными колоннадами проникает и в культовую архитектуру. Святилище Афины в Пергаме представляет обширную площадь, окруженную с трех сторон двухъярусной стоей; южнее святилища располагалсяалтарь Зевса,также решенный в виде ионического перистиля. Цоколь алтаря обработан скульптурным фризом общей длиной 120 м, изображающим борьбу богов с гигантами (рис. 10). Динамичная, эмоционально напряженная композиция скульптурных групп алтаря характеризует общую направленность искусства эллинистической эпохи, его склонность к психологической характеристике, изображению грандиозных и драматичных событий.
Рис. 10. Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н. э. Общий вид, план.
В использовании ордеров уже не придерживались канонических схем. Ордер сохраняет значение основной конструктивно-художественной системы, но приобретает более богатые декоративные формы. В сочетаниях ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический—внизу, легкий ионический—на втором ярусе. В объемно-планировочных решениях фасад украшается дорическим или ионическим ордером, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Излюбленным становится ионический ордер.
Широкое распространение эллинистической культуры и включение в сферу ее влияния стран, где до этого развивались местные традиции, вызывает новые, смешанные явления в архитектуре, что приводит к обратному воздействию на сложившиеся формы греческой архитектуры объемно-планировочных принципов архитектуры Малой Азии и Египта.
Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинистических областях. По-прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны.
Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохранила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.
Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса — бога Солнца и покровителя острова (рис. 11) — с зажженным факелом, указывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.
Рис. 11.Стагуя-маяк на о. Родос. III в. до н. э. Реконструкция общего вида.
Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».
Александрия — столица эллинистического Египта, части основанной Александром Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь организуется крупнейший научный центр — Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми сооружениями, удобными бухтами.
На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н. э. был сооружен маяк в виде высокой многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150—180 м (Ф1—8).
В эпоху эллинизма греческая культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший внутренний расцвет Греции совпал с эпохой Перинла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра», — писал К. Маркс.
Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.
Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.
Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.
Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природным окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику градостроительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2197;