Механические способы лечения в народной медицине
Применение механических, в том числе и ручных, способов при лечении многообразных болезней позвоночника начинается с глубокой древности на ранних этапах развития народной медицины. Приобретенные ею на протяжении многих тысячелетий способы лечения болезней позвоночника передавались из поколения в поколение и некоторые из них частично вошли в современную научную медицину. Истинными носителями народных медицинских традиций были да и сейчас есть люди, обогащенные народной мудростью, практикой и опытом.
В эпоху первобытного общественного строя вся медицина была народной. По мере развития общества в нее начали проникать религия, мистика и разное поверье, что, в свою очередь, открывало широкие пространства для развития магии и знахарства.
Потому не является случайным, что некоторые манипуляционные способы лечения, которые дошли до наших дней, сопровождаются своеобразными ритуалами или религиозными обрядами.
Одним из наиболее распространенных народных способов лечения является «топтание» (рис. 2.1).
Первое описание этого метода встречается в трудах придворного врача короля Теодосиуса I, который еще в 400 г. писал: «...женщина, которая родила близнецов, должна потоптать больные участки тела, и человек сразу же выздоровеет». В 1211 году опять вспоминалось о лечении «топтанием», но в этот раз уже ставились особенные требования к самой топталки, а именно: «...она должна была обязательно родить близнецов мужского пола» (F. Liebrecht, 1856).
Как сообщает Эйлер Шиотц (E. Schiotz, 1958), в Норвегии в г. Скиен в 1655 году жила женщина, которая применяла самые разнообразные способы лечения при болях в позвоночнике. О себе она сообщала, что ее еще с трехлетнего возраста заставляли ходить по спинам тех, кто страдал подагрой, и она настолько овладела таким методом лечения, что в дальнейшем выполняла подобные манипуляции, но значительно лучше – руками.
В фольклорной литературе разных народов встречаются сообщения, которые свидетельствуют о том, что лечение «топтанием» было широко распространено во многих странах мира: Швейцарии, Финляндии, Дании, Англии, Германии, Польше, России, Китае, Японии и др. Однако в каждой из этих стран методы «топтания» были своеобразными и носили на себе отпечаток национальной культуры и религиозных ритуалов. Среди гуцулов, например, при болях в пояснице по спине больного ходил священник во время церковной проповеди или такую же процедуру выполнял прирученный медведь (R. F. Kaindl, 1910); в Украине по спине больного отца должен был ходить сын (Z. Kuzela, 1906). В Индии, Египте, Китае и других странах крестьяне после длительной работы в поле в согнутом положении тоже заставляли своих детей ходить по спине. Аналогичные «испытания» переносили также и казаки, которые возвращались домой из походов после долговременного пребывания в седле.
Датский фольклорист Ганс Елькилд (H. Ellekilde, 1923) в одном из рассказов писал: „...когда в старые времена, у мужчин болела спина, то по ним должны были ходить малые дети..., и тот, кому было больно, ложился на живот…». Во многих странах процесс лечения «топтанием» сопровождался произношением вслух многообразных заклинаний, молитв, считалок и все такое.
Манипуляционные процедуры, которые включали в себе элементы топтания, применяли в давние времена и в банях магометанских стран. Некоторые из них как разновидность восточного массажа применяют в банях Японии, Грузии и стран Средней Азии и в наше время (рис. 2.2, 2.3, 2.4).
Русский поэт А.С. Пушкин оставил нам яркое описание процедур, которые он испытал на себе в Тифлисской бане в 1829 году во время путешествия в Арзрум (Эрзерум). «Гасан... начал с того, – пишет поэт, – что положил меня на теплый каменный пол, после чего стал ломать мне все члены... Банщики иногда приходят в экстаз, заскакивают мне на плечи, танцуют по спине вприсядку... Ощущений нельзя объяснить». Генерал Н.Н. Муравьёв-Карский, который победил турков на Кавказе, такими словами описывает свое увлечение восточным массажем: «...выйдя из воды, я приказал банщику мять и ломать меня по их обычаям.
Они это чрезвычайно умело делают, всячески «коверкуют», да так, что все ребра и кости трещат, стучат и бьют тебя кулаками и, положив на живот, запрыгивают на плечи и скользят пятками по мокрому телу. Они так ловко это делают, что я только мог хохотать с товарищами» («Российский архив», 1880). Российский писатель В. О. Гиляровский в произведении «Москва и москвичи» приводит описание лечебного процесса в бане, когда больного укладывали на порог, а бабка-костоправка клала на его спину горячие веники и била по ним обухом топора. Это свидетельствует о том, что в народе способы традиционного лечения передавались из поколения в поколение, талантливо переделывались, способствуя становлению костоправа. К сожалению, опыт народных целителей в виде отдельного постулата к нам не дошел. Применение процедур, которые взбадривают и освежают в турецких банях, описывали также В. Лейн в 1836 году и В. Г. Теккерей в 1846 году: «...больные ложатся на мраморный пол, после чего банщик начинает свою работу, да так, что появляется «хруст» во всех отделах позвоночника, но от этой процедуры никогда не бывает вреда. После этого он приступает к разминанию мышц» (цит. по E. Schiotz, 1958).
В народной медицине применялись и другие способы лечения болезней позвоночника. Педер Лунде (P. Lunde,1924), например, описал примитивный способ лечения боли в позвоночнике и назвал его «ломи-ломи» или «ломание хребта». Он заключается в том, что человека, который страдает от боли в позвоночнике, другой человек, неожиданно для него, должен перебросить его через свою спину на землю. В некоторых негритянских племенах при лечении недомоганий в поясничном отделе до наших дней применяют инструмент, похожий на молоток, ударами которого будто возобновляют нормальное соотношение позвонков (цит. по E. Schiotz, 1958). В скандинавських странах в давние времена человека, который страдал от боли в спине, незаметно били по больному участку метлой (L.Lloid,1870) или же палкой (K. Braset, 1910). Кристиан Ромке (Ch. Romcke, 1885) описал применяемый в народной медицине способ лечения острого люмбаго тремя ударами безмена (самые простые рычажные весы) в поясничный участок. Он, в некоторой мере, аналогичен способу «удар бронзовым пестом», который описал ещё Авиценна.
При болях в грудном и поясничном отделах позвоночника в народной медицине широко применяли и применяют доныне манипуляцию, названную в дословном переводе со скандинавских слов «встряхивание соли» (H. Aminson, 1883). В Украине и по сей день широко применяют в костоправной практике способ, описанный З. Кузела (Z. Kuzela, 1906), и называют его «взять на колокол» (рис. 2.5).
Выполнение данного способа заключается в том, что здоровый человек становится спиной к спине больного, обхватив его под подмышки руками, кладет себе на спину и резко встряхивает его туловище три раза. Эйлер Шиотц (E. Schiotz, 1958) описывает лечение острой боли в поясничном отделе способом подвешивания за подмышки. Считается, что при такой позе больной может сам «довисеть» до выздоровления. Бидерман (F. Bidermann, 1954) сообщает о том, что индианцы в Мексике широко практикуют специальное лечение болезней позвоночника способами, которые напоминают хиропрактику. Такое лечение применяется местным населением. В свое время эти способы были заимствованы португальскими и испанскими завоевателями и применяются во многих странах Европы в наши дни под названием «объятия пастуха» или «объятия крестьянина». В Средней Европе на протяжении многих поколений существовали цыгане, которые владели искусством лечения болей в спине и шее. Некоторые из аборигенов Тибета в совершенстве владеют техникой ручных способов лечения, описанных в книге древней китайской медицины конг-фу. В Японии растяжения сухожилий и мышц, вызванные приемами дзюдо и джиу-джитсу (особенно в шейном отделе), успешно излечивают простыми манипуляциями.
Следует считать, что в России также не только были известны, но и широко применялись в народной медицине многообразные способы лечения болезней, в т.ч. и болезней позвоночника. О некоторых из них вспоминается, например, в произведениях российских классиков. В поэме Н. А. Некрасова «Мороз – Красный Нос» (ч. 1.«Смерть крестьянина») упоминается о таких способах лечения в народной медицине, как «протягивании больного через потный хомут» и «топтании медведя»:
Тогда ворожеек созвали
И поят, и шепчут, и трут
Всё худо! Его продевали
Три раза сквозь потный хомут,
Спускали родимого в прорубь,
Под куричий клали насест...,
Всему покорялся, как голубь,
А плохо – не пьет и не ест!
Еще положить под медведя,
Чтоб тот ему кости размял,
Ходебщик сергачевский Федя
Случившийся тут – предлагал.
В беседе со старожилами поселков вокруг Златоуста, что на Урале, автору удалось услышать интересные сведения о применении примитивного способа лечения радикулита. Он заключается в том, что распаренного в бане больного укладывают на пол, на живот, а на его спину кладут один на второй два горячих березовых веника, и, в момент протягивания их сверху донизу по спине, сильно бьют по ним специально затупленным топором.
Оценка народных способов лечения болезней позвоночника, в частности, как и самой народной медицины в целом, была и остается в наши дни достаточно противоречивой. Некоторые авторы, недостаточно критически относясь к анализу народных способов лечения, выражают позитивное мнение о них и, таким образом, считают, что современная медицина пока не дает ничего качественно нового, а только пытается усовершенствовать основы прошлого. Другие же, умаляя эффективность народных способов лечения, способствуют этим самым препятствиям на пути к их изучению, научному обоснованию и рациональному применению в современной медицине. Представители официальной медицины всегда притесняли народных лекарей, способствуя разделению медицины на медицину для зажиточных и убогих прослоек населения. Очевидно, это справедливо не только относительно костоправной практики, которая в дальнейшем превратилась в мануальную медицину, но и относительно других разновидностей народной медицины. Бесспорно, на фоне успехов в развитии хирургии, фармакологии и других отраслей медицинской науки в ученых возникло не только недоверие, но и неприязнь к мануальным способам лечения, что способствовало усилению разногласий между теоретическими достижениями официальной и практическими результатами народной медицины.
Уважение к достижениям народной медицины, наблюдательности древнего человека, который обогатил арсенал целебных мероприятий, однако, не дает оснований изображать отдаленный период медицины как идиллию, а народных врачей – первооткрывателями и обладателями медицинских ценностей, аналогичных современным. Но, большинство из самых эффективных способов лечения народной медицины в дальнейшем нашло широкое применение в официальной медицине античного периода и средневековья.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 2849;