Статьи, понятия, термины 3 глава
Во-вторых, уже появилась возможность информационного, технологического управления сознанием: незаметного и ненасильственного внушения определенных взглядов путем помещения человека в замкнутую информационную среду. Технологизация создала мощный инструмент иррационализации массового сознания – рекламные технологии, используемые средствами массовой информации. Необходимая для развития рыночной экономики и дальнейшего технического роста, реклама создает потребности людей во все новых товарах. Поскольку рациональных доводов для потребительской гонки мало, реклама превращается в современную мифологию, создавая легенды и убеждая потребителя покупать не сами товары, а символы позитивного имиджа. По сути, новейшие рекламные технологии – это технологии «сотворения мифа». Используя разработки в области нейролингвистического программирования, активизируя подсознание, они изменяют общественное сознание. Экспансия дискурса производства и потребления вещей ведет к тому, что с ростом экономического благополучия усиливается потребность потреблять все, что угодно.
В-третьих, в техногенном обществе формируется совершенно иное мировоззрение. Мировоззренческие трансформации начались уже в индустриальном обществе. Ценность контроля была признана абсолютной: всё, что увеличивало власть человека над собой или природой, приветствовалось. Все сферы жизни рассматривались как поле приложения технологий, и даже социальные проблемы считались легко решаемыми через повышение материального благосостояния в результате технологического развития. Эти ценностные установки стали стимулом техногенного развития. В современном обществе эти процессы охватили все стороны жизни. Техносфера создает для человека целостную среду, почти полностью изменив традиционные способы производства, умственного труда, общения. Необходимая для участия в современном производстве гибкость и универсальность работника доходит до крайностей: постоянная смена технологий опережает возможность человека их осваивать. Массовая безработица становится участью работников целых отраслей: ни один человек, в начале трудового пути овладевший профессией, не может быть уверен в ее постоянной востребованности. Очередная технологическая инновация может обесценить его знания и умения. Ненадежность долгосрочных планов из производственной области распространяется на всю человеческую жизнь, что проявляется, например, в замене характерного для прошедших эпох принципа отсроченного удовольствия (зарабатываемого долгим самоограничением) на требование немедленных результатов. Способность людей к переквалификации утрачивается с возрастом: в результате работа в области современных технологий – удел молодежи, а старшие поколения находятся под угрозой потери рабочего места и социальной значимости. Обесценивание опыта старших поколений – как в производстве, так и в области бытовых технологий, – лишь одно из проявлений падения ценностей постоянного, долгосрочного, традиционного. Критика авторитетов и стремление к инновациям продолжается, доходя до ревизии моральных и культурных норм. Принцип аскетизма, самоограничения отвергается. Прослеживается рост потребительских настроений. В течение тысячелетий принципы аскезы, самоограничения, самоконтроля – материального и духовного – считались необходимыми признаками любой ценностной системы, претендующей на цивилизованность. Развитие науки и техники, увеличивая материальное благополучие, сделало возрастающее потребление повседневным для миллионов человек. Современная культура уже не считает позитивной ценностью принцип самоограничения или отказ от реализации своих желаний. Поэтому моральные нормы, ограничивающие людей, кажутся слишком суровыми, подавляющими «естественные» влечения. Самодисциплина, требующаяся для овладения профессией, верность моральному долгу или выполнение общественных обязанностей уже рассматриваются как «неумение жить». Основной вред от потребительской ориентации (навязываемой через средства массовой информации) выходит за рамки вызываемого ею дальнейшего роста производства и перерасхода природных ресурсов, о котором вспоминают чаще всего. Бесконтрольность потребления распространяется не только на материальные, но и на духовные потребности, увеличивая вероятность формирования сверхпотребителя, который все окружающее рассматривает с точки зрения своих желаний и не способен отказаться от удовлетворения даже мимолетного каприза.
Многие философы обращают внимание на характерное для постиндустриального общества несоответствие между потребительской направленностью массового сознания (поощряемой рекламными технологиями) и качествами, которые требуются для продолжения самого научно-технического прогресса. Тенденция разрушения при техногенном развитии тех мировоззренческих парадигм, которые участвовали в его обеспечении, может оцениваться как один из симптомов кризиса цивилизации. Эмоциональные связи между людьми ослабляются, заменяясь деловым сотрудничеством или безразличием. Стандартизация товаров и услуг, единообразие профессиональных навыков и приемов дошли до унификации духовной жизни людей: распространяются принципы, ценности, стереотипы – электронные СМИ формируют «массового человека».
Традиционное представление технического мира как результата деятельности человека сталкивается с неумением прогнозировать влияние технологических инноваций (за пределами промышленной области) или контролировать техногенные трансформации в природе, обществе, культуре, быту. Человек не только творец искусственного мира, он и сам в значительной мере его творение, «человек техногенный». Создатель искусственного мира становится его частью, деятель становится изделием.Поэтому раздаются голоса ученых и философов, предупреждающие, что отдельные кризисные процессы – не преходящие «болезни роста», а проявления системного кризиса самой техногенной (и даже более – технической) цивилизации: человечество приближается к качественному изменению пути своего развития. Поскольку кризисные явления в антропологической сфере последовали за научно-технической революцией, многие философы делают вывод, что между этими явлениями существует связь.
Хотя в основе антропологического кризиса лежит ускорение технологического прогресса, он связан не с переразвитием техники, а с отставанием социокультурного прогресса: перспективы цивилизации зависят от того, успеют ли люди преодолеть это отставание. Выход из кризиса потребует революционного изменения социальной и культурной сфер. Необходим мировоззренческий и социокультурный сдвиг – столь же радикальный, каким был вызванный научно-технической революцией переход в экономике. В философской литературе эта проектируемая трансформация духовной сферы получила название «гуманитарной революции», или «революции постматериальных ценностей».
Лит: Демиденко, Э.С. Глобальная проблема техногеннной трансформации человека / Э.С.Демиденко // Социально-гуманитарные исследования в БГТУ. - Брянск, 2009; Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. - Брянск, 1993; Кутырёв, В.А. Разум против человека / В.А.Кутырев. - М., 2000; Попкова, Н.В. Антропология техники: Становление / Н.В.Попкова. – М., 2009; Попкова, Н.В. Антропологический кризис и его философский анализ / Н.В.Попкова // Социально-гуманитарные исследования в БГТУ. - Брянск, 2009; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М.,2010; Чувин, С.Н. Человек в техногенном мире / С.Н.Чувин. - Брянск, 2009.
Антропология техники – это перспективное направление философии, цель которого – исследовать связь человека и техники, показать их взаимную обусловленность и создать новые формы их теоретического представления. Неотложная задача философии техники в настоящее время такова: систематизация собственных концепций, их упорядочивание, методологическая проверка и изложение на доступном большинству людей языке. Отсеивая мнения, необоснованные или ведущие к губительным практическим последствиям, и оставляя обоснованные (хотя и противоречивые), философия поможет решать современные проблемы. Невозможность формирования единой точки зрения должна быть доведена до формулировки аксиологических оснований противоречивых концепций, требующих уже не продолжения анализа, а мировоззренческого выбора. Поскольку человек остается главным предметом философии, именно связь философии техники с философской антропологией – связь, последовательно проведенная и методологически выверенная, – становится необходимостью, единственным способом разделить философскую рефлексию (обладающую всеми критериями доказанности, какие возможны для философии) и публицистические упражнения на тему «Несет ли техника добро или зло?».
Несовместимость философских подходов к исследованию техники неизбежна, поскольку не существует единого представления о человеке и его активности. Констатировав различные подходы в философии техники и показав их несовместимость, следует вывести эти различия из более глубоких оснований – антропологических. Поскольку техника является творением человека, а современный человек во все большей степени – объектом техники, их рассмотрение связано. Те принципы антропологии, которые были наработаны за тысячи лет дискуссий, проникая в область философии техники, породили различные представления об обоснованности преобразования природы, о цели технического прогресса, допустимости трансформации человека и т.д. Человек и техника не могут изучаться изолированно, потому что анализ человеческой жизни влечет рассмотрение ее техногенных аспектов, а анализ техники приходит к рассмотрению ее воздействия на человека, закономерностей ее создания и т.п. Техника предстает перед человеком как зеркало, в котором он видит стороны своей сущности, которые доселе оставались ему неведомыми; техногенные проблемы современности оказываются проблемами антропогенными – рожденными человеком. Анализ любой проблемы, имеющей техногенный фактор, переходит в дискуссию о сущности человека, смысле и пределах его активности.
Новое направление философских исследований должно быть названо антропологией техники: употребляемый термин, хотя и встречался в философских исследованиях (например, у Х.Закссе: Sachsse H. Anthropologie der Technik. Braunschweig, 1978), не относится к числу распространенных. Формирование антропологии техники – необходимая ступень развития современного философского знания. Реализация этого плана исследования потребует рассмотрения основных дискурсов относительно человека и его активности. Основной методологической трудностью на этом этапе исследования станет понимание концептов «человек» и «техника»: даже мыслители, принадлежащие к одной (современной) цивилизации, часто вкладывают в них разный смысл, тем осторожнее следует их применять для анализа мировоззрения предшествующих эпох. Имеющиеся концепции следует анализировать по нескольким направлениям: выявление характерного для данного философа понимания техники, изложение его взглядов на сущность человека и на техногенные характеристики современного общества, культуры и природы. Глядя в зеркало искусственного мира, мы различим то, что есть в человеке, но дотоле оставалось незамеченным.
Можно выделить следующие подходы, разработанные в русле антропологии техники, но еще не получившие от нее методологическое обоснование.
I. Традиционные подходы – основаны на разделении Техники, Человечества и Природы, понимаемых как относительно автономные целостности:
1) дофилософский, или инструментальный подход – техника рассматривается не как целостность, а как совокупность инструментов, сознательно созданных человеком для получения от природы материальных благ и управляемых людьми (негативные последствия технического прогресса – ошибки людей), системные связи между техническими объектами и ответное воздействие (техники или измененной технически природы на человека) не учитываются;
2) философские подходы – рассматривают технику как целостность, имеющую системные характеристики (отдельные технические объекты – лишь элементы техногенной среды, которая имеет собственные законы и воздействует на человека и природу), одно из традиционных понятий считается базовым: а) биосферный подход – первична Природа, которая создает Человека, а тот создает Технику; человек должен во всем подчиняться законам природы. Биосферный подход состоит в том, что первична Биосфера (а не природа) и техника не должна нарушать развития биосферы и биосферного человека; б) антропосферный подход – первична активность Человека, изменяющего (и имеющего право изменять) Природу (с помощью Техники) и самого себя (с помощью социального и культурного творчества); выдвигается принцип активности (совершенствование природы людьми возможно); иногда техногенные трансформации идут во вред человеку, ухудшая социокультурные условия; в) техносферный подход – техника по мере развития становится все более автономной (замкнутой на собственных системных потребностях и подчиненной собственным законам), поэтому она рассматривается как не зависящая от Человека и Природы, а, напротив, определяющая их характеристики.
II. Нетрадиционные подходы – основаны на ином выделении понятий или ином понимании отношений между традиционными понятиями. Наиболее легки для построения (и уже появляются) подходы, которые просто стремятся преодолеть противопоставление между одной из пар традиционных понятий, показывая их как этапы некоего единого эволюционного процесса или как стороны единого целого. Можно поэтому выделить три уже появляющихся нетрадиционных подхода (остальные – еще более нестандартные – только зарождаются):
1) биосоциальный подход – развитие Человечества есть этап эволюции Природы, подчиненный естественным закономерностям; признается право людей изменять природу и себя, но не разрушая при этом природную среду, а выявляя существующие законы и ограничения и развиваясь только в их пределах;
2) биотехнический подход – Техника есть следующая (за биологической жизнью) эволюционная ступень развития Природы, а роль Человечества – создать ее и довести до автономии; поэтому исчезновение биосферы – не катастрофа, а обычная практика эволюции – вытеснение одних видов другими;
3) социотехнический подход – Техника есть часть Социума; промышленные технологии рассматриваются как часть технологий социальных (практик переработки естественного в искусственное); редуцируется материальная составляющая техники, рассматриваемой как способ социальной коммуникации.
Необходимы детальная разработка этих подходов и их использование для методологического обоснования предлагаемых глобальных программ.
Лит: Демиденко, Э.С. Формирование метаобщества и постбиосферной земной жизни Э.С.Демиденко. – М.-Брянск, 2006.; Демиденко, Э.С. Глобальная проблема техногенной ирансфермации человека / Э.С.Деиденко // Социально-гуманитарные исследования в БГТУ. – Брянск, 2009; Попкова, Н.В. Антропология техники: Становление / Н.В.Попкова. – М., 2009; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010; Розин, В.М. Техника и социальность / В.М.Розин // Вопросы философии. – 2005. – №5; Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
Антропософия( от греч.antropos – человек и sofia – мудрость) – теория известного австрийского философа Рудольфа Штейнера (1861-1925), согласно которой человек должен ощущать себя частью Вселенной и стремиться жить в гармонии и согласии с окружающей его природой, поддерживая баланс между моральным и материальным.
Антропосоциотехногенез(от греч.anthropos – человек, techno – техническое, искусственное, genesis – происхождение) – современный историко-эволюционный процесс трансформации биосферного типа человека в условиях техногенного общественного и социоприродного развития и формирования человека как постбиосферного разумного существа с изменениями в его биологии, теле, психике, сознании, появлением стойких социально-техногенных качеств на основе интеграции с техносферой по мере перехода его из биосферно-природной оболочки жизни в техногенную оболочку, или техносферу. Понятие вводится в научный оборот Э.С.Демиденко в 2010 г., хотя сама идея была высказана в 1993 г. на Х1Х Всемирном философском конгрессе.
Лит.: Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. - Брянск, 1993; Он же. Великий переход и социокультурное будущее человечества: идеал и реальность / Э.С.Демиденко // Возвращение Питирима Сорокина. - М., 2000; Он же. Экотрансформация человека в техногенных условиях развития общества / Э.С.Демиденко // Международная конференция «Экологическая безопасность жизнедеятельности человека в ХХ1 веке – проблемы и решения». - М., 2005; Он же. Обострение противоречивости биосоциальной природы человека в техногенном обществе / Э.С.Демиденко // Труды членов РФО. Вып. 11. - М., 2006.
Антропотехногенные изменения биосферной жизни–эти изменения представляютсобойопределенную систему, они формируются под воздействиемкомплекса социально-техногенных условий, приводящих не только к коренным изменениям в жизнедеятельности человечества, но в ходе его усиливающейся научной и практической активности ведут и к коренным изменениям в биосферной жизни. Во-первых, человек уже на ранних стадиях своего развития начинает изменять биосферу: уничтожает крупных животных, лесные и другие природные пространства, почвы и гумус в них. Во-вторых, на основе создаваемых орудий труда, а затем и развитых научно-технических производительных сил стремительно трансформирует и уничтожает биосферу во всех ее составляющих частях. В-третьих, в ходе удовлетворения своих возрастающих потребностей создает техносферу как неживой искусственный вещественно-предметный и электромагнитный мир, сокращающий биосферные пространства и биологическую активность биосферы. В-четвертых, на основе интеграции «био», «социо» и «техно» формируется уже постбиосферный мир жизни с преобладанием искусственной среды – живое вещество приобретает взамен биосферно-природной оболочки своейжизниновую, техносферную оболочку, что коренным образом изменяет характер биогенного обмена в земном пространстве, насыщение его новым, постбиосферным химическим окружением. В-пятых, на основе биосферных живых организмов создаются и расширяются при помощи новейших биотехнологий генетически измененные, трансгенные организмы, формирующие уже постбиосферный, техно-ноосферный мир.
Лит.: Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. - М., 2010; Григорьев, А.В. Антропология: от организмов к техносфере / А.В.Григорьев. - М., 2009.
Антропоцентризм– философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, «венец» эволюции мира. Найболее полным выражением А. является гуманизм – учение о человеке как высшей ценности и цели общественного прогресса, получившее широкое распространение в эпоху Возрождения (XV – XVI вв.). В технократических концепциях процесс развития человека рассматривается со времени генезиса технической реальности.
Антропоцентризм и экоцентризм – типы отношения людей к природе.
Мировоззрение, господствующее с начала промышленной революции, называют антропоцентризмом. Его тезисы таковы: высшей ценностью считается человек, а правильным – то, что полезно человеку; природа воспринимается как безличная окружающая среда, предназначенная для удовлетворения человеческих потребностей, а цель взаимодействия с природой – удовлетворение практических потребностей человека; этические нормы действительны лишь между людьми, а биологические объекты ценны постольку, поскольку они нужны человеку, и даже охрана природной среды обоснована антропоцентризмом прагматически – необходимостью сохранить ее для будущих поколений.
Этим старым взглядам, как ответственным за экологический кризис, противопоставляют экоцентризм, внедрение которого должно кризис облегчить. Экоцентризм воспринимает природу как полноправного субъекта взаимодействия с человечеством (которое должно при удовлетворении своих потребностей не нарушать экологическое равновесие); одностороннее техногенное воздействие должно смениться взаимодействием человека и природы, не нарушающим биосферный баланс; этические нормы должны расшириться, включив в себя биосферу и живые существа (природу будут сохранять ради нее самой).
Именно деятельностную природу человека, его стремление изменять окружающий мир в своих интересах, противники антропоцентризма считают причиной экологических кризисов. Провозглашается, что необходима замена антропоцентризма (способствовавшего формированию утилитарного отношения к природе как к источнику ресурсов, необходимых человеку), то есть «природопотребительских» взглядов, новым мировоззрением, называемым экоцентризмом, или биосфероцентризмом. Эта концепция рассматривает каждое живое существо как уникальную ценность. Отвергая понимание человека как царя природы, сторонники экоцентризма утверждают: человек – часть природы, а нее ее властелин, и он не может противопоставить свой ограниченный разум процессам самоорганизации мира. Для предотвращения экологической катастрофы сторонники экоцентризма считают необходимым не разработку ресурсосберегающих технологий или эффективных систем очистки, а смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей. Для достижения этой цели предлагается проведение воспитательной работы с человечеством.
К сожалению, многие люди еще не научились уважать интересы других людей, поэтому реализация экоцентризма откладывается на далекую историческую перспективу.
Предлагаются различные разновидности экоцентризма: антропокосмизм (человек рассматривается в качестве не господина Вселенной, а очередной ступени ее развития, предназначенной для ускорения процессов самоорганизации); биофилософия (указывает на уникальность живых организмов как особых форм бытия и невозможность использовать человеческие аналогии для их познания); витацентризм (рассматривает жизнь как всемирную стихию, а человека – как одну из ее форм); естественный гуманизм (понимает человека как соединенного со всем, что существует в природе и ради своих же интересов обязанного охранять природу); экогуманизм (преодолевает противопоставление общества и природы, рассматривая их как единое целое); экологическая культура (система культурных ценностей, в основе которой находится императив: «недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений»); экософия (призывает человека строить отношения с природой исходя из подлинных ценностей, не зависящих от интересов человека) и т.д.
Широкое распространение ценностей экоцентризма, маловероятное в условиях общества потребления, ожидается после гуманитарной революции.
Лит.: Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Горохов, В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники / В.Г.Горохов // Философские науки. – 2006. – №4; Моисеев, Н.Н. Рациональный гуманизм / Н.Н.Моисеев // Общественные науки и современность. – 1993. – №3; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010.
Артефакт– искусственно сделанный продукт человеческой деятельности. Ранее это относилось обычно к продуктам древним, ископаемым, сейчас получает расширительное толкование именно как любой вещественный продукт человеческой деятельности.
Био –одно из основных понятий философии социально-техногенного развития жизни, используется как синоним биосферного биологического вещества в противовес биотехнологическим продуктам и трансформированному биосферному биологическому веществу. В этом смысле введено в философский и научный оборот Э.С.Демиденко. См.: Биосфера. Центральные понятия философии социально-техногенного развития жизни.
Биология (от био... и ...логия), совокупность наук о живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Б. устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).
Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). В 17-18 вв. в Б. проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей, 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи — создание системы классификации растений и животных (К. Линней, 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойствах живых существ (самозарождения, преформации и др.). В 19 в. в результате резко возросшего числа изучаемых биологических объектов (новые методы, экспедиции в тропические и малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциации знаний сформировались многие специальные биологические науки. Так, ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений Б. — клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Г. Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в Б. привело эволюционное учение Ч. Дарвина (1859). Для Б. 20 в. характерны 2 взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различных уровнях организации живой природы: молекулярном (молекулярная Б., биохимия и др. науки, объединяемые понятием физико-химическая Б.), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография). С др. стороны, стремление к целостному, синтетическому познанию живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях её организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др.). Поразительных успехов, начиная с 50-х гг., достигла молекулярная Б., вскрывшая химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическое значение биологических исследований и методов (в т.ч. генетической инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули Б. с середины ХХ в. на передовые рубежи естествознания.
Биосфера – (от греч. bios – жизнь и sphaire – шар) – одна из важнейших оболочек (сфер) Земли, ее наружная оболочка, в которой протекают, развиваются и усложняются геобиохимические жизненные процессы на протяжении около 4 млрд лет. Ее состав и энергетика определены в своих существенных чертах длительной прошлой и современной деятельностью эволюционирующего живого вещества.
В 1875 г. австрийский геолог Э. Зюсс, наряду с введенным до него понятием атмосферы – газовой оболочки Земли, обосновывает понятия об оболочках земной поверхности: литосферой он назвал твердую оболочку, гидросферой – водную, биосферой – всю область, охваченную жизнью в литосфере, гидросфере и атмосфере. Системно-целостное учение о Б. получило свое фундаментальное развитие и обоснование в трудах русского ученого В.И. Вернадского. Он создал концепцию Б. как специфической оболочки Земли, которая в своих основных параметрах – физических, химических, энергетических – определяется не только геологическими процессами, но и прошлой и нынешней деятельностью живых организмов. Наиболее полно концепция Б. была разработана В.И. Вернадским в работе «Биосфера» (1926) и во многих последующих трудах. «Его учение о биосфере, – отмечает Б.С.Соколов,– несомненно, одно из крупнейших обобщений естествознания ХХ в. Оно неизмеримо шире таких расплывчатых, хотя и модных, понятий как «окружающая среда», «географическая оболочка» и т.п.». Нынешняя биосфера представляет собой всего лишь израненную человечеством крону древа, его вершину, древа, уходящего своими историческими корнями в глубины геологических и биосферно-биологических пластов.
Биосфере предшествовала протобиосфера с определенными условиями для возникновения и развития жизни на Земле. Жизнь зародилась в водных бассейнах (как утверждают ученые, первичном Мировом океане) около 4 млрд. лет назад в виде примитивных протобиогеоценозов, и вместе с ней зарождается Б. как совокупность всех экосистем, или биогеоценозов, и которой предстоит стать единой и системной. Б. прошла свои эволюционные этапы развития и насчитывает 6 эр – катархейскую, архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую. Первые две эры, длившиеся не менее 1,6 млрд лет развития жизни, включали доклеточные организмы – бактериоподобные, бактериальные и водоросли. Около 2 млрд лет назад началось бурное развитие жизни в воде, а около 450 млн – живые организмы стали заселять сушу, где их эволюция заметно ускорилась и в результате соотношение числа видов животных и растений в Мировом океане и на суше составляет примерно 1:5. За весь период эволюции Б. на нашей планете было около 500 млн видов живых организмов. Сейчас ученые насчитывают их немногим более 2 млн. Основными факторами эволюции Б. они отмечают абиотические (геологические, космические), биотические (изменчивость, т.е. мутации, наследственность, борьба за существование, естественный отбор), а также антропогенные.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 305;