Модели интерпретации человека
Объективной предпосылкой, во многом объясняющей интерес к проблеме человека является наличие у последнего самосознания. Именно благодаря самосознанию человек способен сделать себя предметом собственного исследования, задавая себе т.н. «вечные» вопросы: «А кто же я на самом деле?» и «Для чего я живу и в чем смысл моего существования?».
Если исходить из того, что такую процедуру может проделать каждый, то следствием этого, казалось бы, будет утверждение о том, что сколько людей – столько и мнений о себе, образов самого себя. Индивидуально-психологически это, конечно, так и есть, ибо никто за конкретного человека не может ответить на вопрос, в чем смысл именно его жизни.
В философии – если говорить о мнении разных философов (а последние тоже люди) – также нет недостатка в различных суждениях на этот счет. Но гораздо интереснее другое – а именно: как вообще возможны подобные вопросы, почему человек все время (или хотя бы периодически) их перед собой ставит? Представляется, что ответ на этот – поистине философский – вопрос можно получить исходя из анализа тех структур психики homo sapiens, которые были описаны в параграфе 5.1. Инфинитное целеполагание как специфически-человеческая структура психики и есть то объективное основание, благодаря существованию которого человек и ставит предельные вопросы о смысле.
Философия очень давно, с того момента, как она появилась, пыталась постичь «проблему человека». Хотя концепций человека в философии всегда было много, тем не менее, последние можно попытаться как-то упорядочить, в первую очередь для того, чтобы понять, а как вообще, в принципе, можно мыслить человека, какие существует для этого подходы, как они оказываются возможны и почему получают распространение. Исходя из этого соображения, мы попытались упорядочить возможные подходы к интерпретации человека, выделив при этом 4 модели[176]: 1) идеалистическую, 2) натуралистическую, 3) деятельностную и 4) феноменологическую.
Идеалистическая и натуралистическая модели противоположны друг другу: если первая соотносит человека с идеальными факторам и поэтому здесь большое значение уделяется концепции «души», то в рамках натуралистической, наоборот, акцент делается на материальной, телесной составляющей. Человек здесь рассматривается как часть природы. Деятельностная модель занимает как бы промежуточное положение между двумя первыми моделями. Здесь на первый план выходит момент активности, особое внимание уделяется тому, что человек – это существо создающее, делающее себя в процессе своей жизнедеятельности, тогда как в рамках идеалистической и натуралистической моделей речь скорее идет о каких-либо неизменных, субстанциональных качествах. В рамках феноменологической модели человек рассматривается как бы «изнутри», подчеркнуто субъективно, как бы с точки зрения самого себя. Здесь речь идет о герменевтических практиках самоистолкования.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1422;