История развития русских шрифтов
Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (отсюда древнерусское письмо - кириллица) и Мефодий. Заслуга Кирилла (Константина Философа) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее буквами свистящих, шипящих и йотированных звуков.
В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные каллиграфические варианты кириллицы:
• устав (XI в.) - ранняя форма кириллицы. Буквы имели квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью (рис. 12); в строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было;
• полуустав (XIV в.): буквы округлены, слова и предложения разделены промежутками; появляются сокращения, различные надстроечные знаки, ударения (силы) и система знаков препинания. Письмо приобретает чуть заметный наклон (рис. 13);
Рис. 12. Древнерусский устав XI в. |
Рис. 13. Древнерусский полуустав |
• скоропись (XV в.) - тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания (рис. 14);
• русская вязь - особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV в. для выделения заглавий и других целей (рис. 15);
• гражданский петровский шрифт - результат реформы алфавита
и шрифта, проведенной Петром I в начале XVIII в. Реформа способствовала его удобочитаемости (рис.16).
В конце XVIII - начале XIX вв. появились шрифты классического типа (рис. 17). Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась параллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах.
Рис. 14. Древнерусская скоропись |
Рис. 15. Декоративное древнерусское письмо (вязь) |
Рис. 4.17. Русский классический шрифт |
Рис. 16. Гражданский петровский шрифт |
В настоящее время шрифты, используемые для типографского набора, объединены по общим графическим признакам в следующие группы:
• рубленые - шрифты, не имеющие засечек;
• шрифты с едва наметившимися засечками;
• медиевалъные - шрифты с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв;
• обыкновенные - шрифты, характеризуемые контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом;
• брусковые - шрифты, характеризуемые неконтрастными или малоконтрастными штрихами с длинными засечками той же толщины, что и вертикальные штрихи, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением;
• новые малоконтрастные - шрифты, отличающиеся малоконтрастными штрихами с длинными засечками (преимущественно с закругленными концами), соединенными с основными штрихами под прямым угломили с легким закруглением.
Считается, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах, оформленных очень большим и, в особенности, очень малым кеглем.
Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсивные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью (рис. 19).
Рис. 19. Примеры наклонного курсивного шрифтов |
Рис. 20. Современные русские гарнитуры шрифтов |
Почти все европейские шрифты, а также шрифты некоторых народов других континентов созданы на следующих графических основах.
• на основе русского алфавита построены шрифты большинства народов Российской Федерации;
• на основе латинского алфавита построены шрифты почти всех народов Западной Европы, Америки, Австралии и Африки;
• на основе арабского алфавита построены шрифты арабских народов, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран;
• многие народы применяют шрифты, построенные на национальной графической основе (Греция, Индия, Израиль).
В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков; акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шрифты преимущественно декоративные).
На рис. 20 приведены примеры русских гарнитур. Гарнитуры Академическая, Лазурского, как правило, используются для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский шрифт Петровского периода и шрифты эпохи Возрождения); журнальная рубленая - для журналов; «Ижица», «Родео», «Акцент» - для титульных элементов и в рекламе.
Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 8474;