Основы сценического движения. Техника простых двигательных навыков

Осанка, походка, позы сидя, жесты

Количество простых навыков, выполняемых в бытовой и общественной жизни, относительно невелико. Однако число их оттенков (так называемых «приспособлений») практически не поддается учету. Многие из простых навыков приобретают в быту некрасивые формы. Иногда складывается неверное представление о том, что красиво и что некрасиво в поведении человека. Думают, что все то, что обычно выполняется окружающими в повседневной жизни, правильно, — а это далеко не так. И бывает, что эстетически недопустимые положения тела и движения постепенно превращаются в дурные привычки. Механически переносимые на сцену, они придают актеру ложную характерность, иногда совершенно не соответствующую пластике героя.

У каждого сценического героя должны быть свои, лишь ему присущие осанка, походка, позы и жесты; их нельзя выполнять одним, постоянным подбором движений, так как это приводит к сценическому штампу.

В современном обществе существует эстетическая норма в пластическом поведении, т. е. то, что в этой области принимается как прекрасное. Правильно воспитанный человек должен придерживаться этой нормы.

Осанка. Осанка, соответствующая эстетическим нормам, определяется, во-первых, верными пропорциями тела; во-вторых, она зависит от умения правильно держать тело.
Первый признак хорошей осанки — правильное положение стоп. При любом положении тела ступни должны быть носками несколько развернуты наружу. Однако излишне развернутые ступни совершенно недопустимы — они создают неестественную осанку, а при расставленных ногах — и вульгарный вид.

Второй признак хорошей осанки — привычка стоять с выпрямленными коленями. Ноги при этом могут быть сомкнуты или немного расставлены (рис. 1, а, б).


Если тело опирается на одну ногу (так называемая «свободная стойка»), то опорная нога должна быть прямой в колене, отставленная (вперед или в сторону)—несколько ослаблена в суставах (рис. 2).

Если же у человека обе ноги несколько ослаблены в коленях, то создается впечатление несобранности, нестройности тела, т. е. плохой осанки. У женщин такая манера часто возникает от туфель с излишне высокими каблуками.

Для мужчин характерны немного расставленные ноги. Стойка «смирно», если она не требуется для характеристики образа (герой — военный), мешает. При свободной стойке, когда одна нога выставлена вперед или в сторону, она должна быть ослаблена в суставах.

Третьим признаком хорошей осанки является правильное положение спины, прежде всего позвоночника и лопаток. Мышцы спины должны быть достаточно сильны, а хребет достаточно гибок, чтобы туловище не выглядело напряженным в вертикальном положении и человек мог естественно принимать различные позы. Если спина слаба и актер держит ее прямой, искусственно напрягаясь, у него возникают мышечные зажимы, которые переходят и на конечности.

При правильной осанке позвоночник вертикален (рис. 1, б); в поясничной части он имеет небольшой прогиб, а в грудной — чуть наклонен вперед. Внутренние углы лопаток прижаты к ребрам. Правильное положение лопаток создает развернутые плечи и приподнятую грудь.

Четвертый признак хорошей осанки — верное положение шеи. Ее следует держать прямо. Если человек наклоняет шею вперед, он непроизвольно сутулится. Кроме того, при такой осанке зрители прежде всего видят лоб и темя исполнителя и плохо видят лицо. Прямая шея создает нужное положение головы и лица.

Пятый признак хорошей осанки — подтянутый живот. Отвисшая передняя стенка или большой жировой слой на ней делает тело некрасивым, они допустимы только в случае спе-циальной внешней характерности. Различные искривления туловища, неодинаковая высота плеч и другие недостатки, если они заметны зрителям, — недопустимы. Исключения возможны только при исполнении острохарактерных ролей.

Бывают случаи, когда внутренние данные актера — явно героического плана, а пропорции тела и осанка не соответствуют этому амплуа. Если такие недостатки нельзя исправить физи-ческими упражнениями, нужно овладеть привычкой ставить тело в такие положения, при которых недостатки телосложения как можно меньше видны зрителям.

Перед созданием сценического костюма необходимо обратить внимание на внешние данные исполнителя. Костюм должен соответствовать не только содержанию пьесы, стилю спектакля, национальности, эпохе, но и особенностям телосложения исполнителя; он должен помочь актеру во внешней характеристике образа. Если костюм не соответствует этим условиям, он актеру мешает. Необходимо также тщательно подбирать различные аксессуары, принадлежности костюма. Они помогают рождению нужного самочувствия в роли.
Походка. Часто в походке людей (как и в речи) встречаются характерные ошибки. Такие ошибки, даже незначительные, на сцене становятся очень заметными. Исправить походку — зна-чит избавиться от ее недостатков, а для этого надо знать их. Недостатки, как правило, вырабатываясь с детства, становятся автоматическими.

Если человек, излишне разгибая голеностопный сустав, толкает тело вверх при каждом шаге, возникают «подпрыгивания». При такой походке тело движется скачкообразно.
Когда тело при каждом шаге качается то вправо, то влево, возникает «раскачивание». Происходит это в том случае, если человек ставит пятки ног не по одной линии, а по двум. Чем шире будет расстояние между этими линиями, тем больше качается тело. Такая походка у женщин называется «утиной»; она некрасива.

«Кручение» возникает при движении плеч в направлении, противоположном шагающей ноге. Одновременно с плечами, но в противоположном направлении вращается таз. Такая поход-ка особенно некрасива, если на актрисе надет кринолин. Мужчин же такая походка делает манерными, женственными.

«Шлепанье» возникает, если нога ставится на землю с каблука и носок при этом излишне приподнят. При перешагивании стопа резко опускается. Это некрасивое движение сопровождается шлепающим звуком. Такая походка тяжела. Она особенно портит пластику женщин.

Если при ходьбе носки развернуты в одну и ту же сторону, возникает «ходьба боком». При такой постановке ног положение таза и плеч неправильно и идущий человек выглядит неуклюже. Такая походка наблюдается у некоторых мужчин.

«Вихляние бедрами» характерно для женщин. Оно возникает, если таз ,на каждом шаге правой ноги отходит вправо, а на каждом шаге левой ноги — влево. Когда эти колебательные движения явно заметны, походка выглядит вульгарной.

К ошибкам в походке следует также отнести неверные по размеру шаги. Мужчины и женщины даже одинакового роста должны делать шаги разных размеров: мужчины ходят более широкими шагами, чем женщины. При быстрой ходьбе мужчины размахивают руками; эти взмахи должны быть естественны по размеру и эстетичны по форме. Для женщин характерны небольшие, едва заметные покачивания туловища и самые незначительные движения рук.

Техника правильной бытовой походки. Первый признак правильной бытовой походки в том, что пятки ставятся по одной линии, а носки чуть врозь (рис. 3, а, б).

Второй признак пра-вильной походки — ее плавность. Тело должно двигаться без толчков, спокойно, свободно. Толчки обычно появляются при переходе тела с одной ноги на другую. Этот переход должен быть плавным. Третий признак хорошей, походки — непрерывность. Она достигается непрерывным потоком, мышечной энергии, двигающей тело вперед. Для того чтобы походка была легкой, «летящей», необходимо активное движение толкающей ноги. Это достигается путем полного вытягивания колена и разгибания голеностопного сустава.

Заслуживают особого внимания два вида походки — так называемая «военная походка», свойственная военным XIX столетия, и походка, типичная для представителей европейского светского общества XVIII столетия (см. соответствующие главы).

Ходьба по лестнице вверх. При подъеме ставятся на ступеньку только пальцы и подушечки ступни. Вес тела сразу передается на ногу, поставленную на верхнюю ступеньку. Колено этой ноги должно плавно выпрямляться, поднимая тело. В момент полного разгибания колена вторая нога ставится на следующую ступеньку.

Ходьба по лестнице вниз. При спуске по лестнице необходимо ставить стопы с опущенными вниз носками; опора на весь след создает неловкое движение. Слегка развернутые стопы ставятся на ступеньку с носка. Когда опускающаяся на нижнюю ступеньку нога выносится вперед, вес тела остается на ноге, опирающейся на верхнюю ступеньку. Колено этой ноги сгибается до тех пор, пока опускающаяся нога не коснется носком нижней ступеньки, — только тогда вес тела переносится на эту ногу. Не следует забывать, что спуск с лестницы небезопасен, если на актрисе длинная юбка и она в обуви на высоких каблуках.

Независимо от направления, скорости и амплитуды шагов передвижение по сценической лестнице всегда должно быть бесшумным (вообразите «мраморную лестницу», сделанную из дерева, которая под ногами актера издает шум, свойственный фанере или тонким доскам).

Положение тела в позах сидя. Позы сидя, отличаясь большим разнообразием, являются средством внешней характеристики героя. Общим положением тела, ног и рук можно достигнуть определенной пластической характерности, положительной или отрицательной.

Правильная осанка сидящего человека соответствует осанке стоящего. У мужчин ноги сомкнуты или несколько расставлены; излишне раздвинутые колени портят позу. Если женщина сидит с расставленными ногами, ее поза выглядит некрасивой, а при широко расставленных ногах — и вульгарной (рис. 4).

Правильное положение — когда ступни ног находятся рядом или когда одна из них несколько выставлена вперед. Можно класть ступню на ступню — в положение «ноги бантиком»; при этом колени согнуты и ступни находятся или под стулом, или на линии ножек стула, или даже несколько выставлены вперед (рис. 5, а, б, в, г).


Сомкнутые колени при расставленных в стороны ступнях — поза плохая, а если они подвернуты носками вовнутрь — безобразная (рис. 6).

Поза, когда одна нога положена на другую (рис. 7), допустима, но пользоваться ею можно на отдыхе, в приятельской компании, в театре, на концерте и т. п.; так сидеть в официальной обстановке не следует.

О руках не надо беспокоиться: они сами непроизвольно примут наиболее удобное положение. Не следует класть руки под себя или в карманы брюк. Сидя за столом во время еды, не следует опираться на спинку стула или касаться грудью стола. Руки можно держать на столе, опираясь предплечьями о его край.

Позы отдыхающих сидя должны быть свободны, но без чрезмерной развязности.

Жесты. Выразительно действующие руки актера — немаловажное средство сценической характеристики образа. Поэтому овладение культурой жеста входит в задачу нашего курса.
Слово «жест» в русском языке означает движение семантического, иллюстративного или эмоционального типа и не относится к движениям локомоторным и рабочим. Мы никогда не скажем: «Каким неверным жестом он это делает», но можем сказать: «Когда он сердится, то противно машет руками».

Жестами человек досказывает то, что не может или не хочет объяснить словами. Жест должен быть действенен, иметь конкретную цель или выражать эмоциональное состояние.
Жесты производятся не только руками. Можно, например, показать направление головой. Можно многое выразить движением туловища, головы, даже ноги. Но чаще всего люди пользуются жестами рук.

Следует сказать, что южные народы во время беседы сильно жестикулируют, северяне, наоборот, сдержанны в жестах. Такие особенности в движениях людей нужно изучать и уметь ими пользоваться.

Жест на сцене только тогда оправдан, когда он возникает по внутреннему побуждению. Богатство выразительного жеста следует искать не в готовых рецептах, а в сценическом дейст-вии и в верном эмоциональном состоянии, непроизвольно вызывающем у актера все виды сценических движений, в том числе и жесты.

Форма рук, их общая гибкость и подвижность не создают сами по себе выразительных жестов. Даже некрасивые по форме руки могут прекрасно передать зрителю как логику дей-ствия, так и эмоции исполнителя. Руки выразительны, когда умеют «разговаривать», работать, указывать, просить и т. д.

А это бывает в том случае, если все их движения окрашены тончайшими оттенками, передающими чувства героя.

Тем не менее первым недостатком, который мешает рукам быть выразительными, является их плохое развитие: отсутствие достаточной свободы движений, излишне высокий, тонус муску-латуры, отставание в развитии одной руки от другой. Известно, что у большинства людей наиболее развита правая рука, однако на сиене очень многое приходится выполнять и левой.

Вторым недостатком является неумение действовать руками экономно и точно. Бывает, что должны работать только пальцы, а человек двигает и плечом и предплечьем. Движения рук в профессиях хирурга, музыканта, гравера и т. д. очень точны, поэтому они выразительны, красивы. Для того чтобы руки на сцене действовали так же точно, нужно, во-первых, знать, что делать руками, а во-вторых, уметь выполнить это экономно. Вследствие отдаленности актера от зрителей иногда возникает необходимость выполнять малое движение с несколько увеличенной амплитудой и в более медленном темпе.

Третий недостаток состоит в том, что иногда руки выражают на сцене свойственные актеру бытовые привычки, а не пластику образа. Если, например, в жизни характер движения рук актера быстрый и малый по размеру, то это может вступить в противоречие с необходимой в историческом спектакле характерностью — там, где возникает необходимость в больших, за-медленных и плавных жестах. Работа над расширением движенческих возможностей помогает не попадать в зависимость от бытовых привычек и облегчает создание пластической характе-ристики героя.

Четвертый недостаток — отсутствие верного мышечного напряжения. Этот недостаток часто усугубляется волнением, вызывающим у актера перенапряжение, зажимы. Бывает, что актер с зажатой мускулатурой может двигать руками в плечевых и локтевых суставах, но его кисти и пальцы остаются скованными. Жест такой рукой непонятен и неприятен. Борясь с подобными зажимами, педагоги ряда театральных школ добиваются «мышечной свободы» будущих актеров через расслабление мускулатуры. В результате такой подготовки возможно появление бездеятельных и ничего не выражающих рук. У такого актера не возникает активный жест, особенно необходимый в ситуациях, когда требуется энергичная мобилизация организма. Между тем руки этих же актеров в бытовой и общественной жизни продуктивно работают, «говорят», выражают чувства.

Руки в зависимости от сценических обстоятельств должны быть то сильными, то ослабленными; они должны уметь выполнять как большие движения, так и малые, двигаться быстро и медленно, всегда в соответствии с пластической характеристикой героя, с логикой действия и обязательно в темпо-ритме играемого куска. "Какая бы физическая задача ни стояла перед актером, его тело должно быть внутренне активным, так как в результате психической пассивности возникают невыразительные движения. Подчиняясь воле актера, его психическому настрою, тело почти непроизвольно выражает жизнь героя, и в этом случае отпадает необходимость пользоваться искусственным набором жестов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дисконтирование. Расчет первоначальной стоимости | Как в технологической документации обозначить опоры, зажимы и установочные устройства.

Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 186;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.