ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АХРОМАТИЧЕСКИХ ГАРМОНИЙ
Ахроматические цвета - это белый, черный и оттенки серого, которые располагаются в растяжке от белого к черному.
Ахроматические цвета обладают лишь одной из трех основных характеристик цвета – светлотой (степенью приближенности к белому).
Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу. Ступеней в шкале может быть разное количество - важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равноступенчатой.
Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными (в соответствии с законом трехкомпонентности). Причем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, художники часто на этапе эскиза и композиционных поисков стараются свести светлотные отношения к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой посредством тональных отношений. Далее внутри данных пятен разрабатываются более тонкие градации, не нарушая при этом целостность трех основных пятен и отношений между ними.
Если оттенки для композиции из ахроматической шкалы выбирают с включением черного, белого и одного или нескольких серых, то такая гармоническая схема называется полной.
Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой.
Если выбирают черный и темные оттенки серого,то такая схема называется темно-серой.
Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.
Конечно, данные схемы достаточно условны, например, сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом композиция в целом может быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.
Считается, что если выбирают оттенки, расположенные на ахроматической шкале через равные промежутки, то такая схеме наиболее гармонична, то есть она воспринимается как наиболее спокойная. Если промежутки между выбранными оттенками не равны, то получается более экспрессивная гармония.
Если приходится на практике использовать ахроматическую шкалу для гармонизации, то желательно разбить ее на большое количество ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.
Что касается соотношения площадей выбранных оттенков в композиции, то тут могут быть разные подходы.
Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем: разделить площадь композиции таким образом, что один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18% площади формата. Получается соотношение, близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень гармоничная композиция.
Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить следующим образом: 1/6 - белый, 1/6 - черный, 2/6 - первый серый, 2/6 - второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.
Гармонизация оттенков серого может быть использована как первый этап при гармонизации хроматических цветов, когда художники перед тем, как приступить к созданию цветной композиции, часто разрабатывают чёрно-белый эскиз, который помогает создать светлотный баланс.
2. АХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ
1) Пассивная статика (маленький равный интервал). Ассоциация - «Тихое утро».
Пассивная статика может быть в любом ОДНОМ светлотном диапазоне (только светлые оттенки, только средне-серые, только темные), чтобы не было светлотного контраста.
Светлый диапазон
Средне-серый диапазон
2) Активная статика (большой равный интервал). Ассоциация - «В разгаре дня».
Активная статика может быть в 2 или 3 диапазонах, чтобы светлотный контраст был, но интервал между оттенками при этом сохранялся равным.
Очень большой интервал
Интервал поменьше, но светлотный контраст все равно присутствует
3) Динамика (неравный интервал). Ассоциация - «Переполох в деревне».
Динамика может быть с любым неравным интервалом (много средне-серых и мало светлого, много средне-серых и мало темного, много светлых и мало средне-серого, много светлых и мало темного, много темных и мало средне-серого, много темных и мало белого (это эффект свечения).
Много разных светлых, мало темного
Много разных средне-серых, мало белого
4) Частный случай динамики=эффект свечения (неравный интервал, где много темного и мало очень светлого). Ассоциация – «Звезды светят над селом».
Количество оттенков для любой полноценной гармонии может быть от 3 и выше!
3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ
Цель: Научиться выполнять4 ахроматические гармонии на основе светлотной растяжки на выявление степени динамичности и эмоциональности.
Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 2188;