Литературно-документальный материал сценария


Перечитывая еще и еще раз материал, режиссер устанавливает, где, в каком из выбранного им материала наиболее полно раскрывается основная идея. Верное определение идейно-эстетической направленности действа во многом предопределяет успех будущего спектакля. Какими средствами лучше всего выразить идею и тему, как сделать, чтобы они органически вытекали из самого существа, - это задача будущей работы постановщика. Великое счастье, когда режиссер находит подлинно художественную литературу, которая поднимает злободневные вопросы, затрагивает насущные проблемы жизни. Хороший материал оказывает влияние не только на формирование режиссерского и актерского мастерства, но и - что особенно важно - формирует высокий уровень художественной культуры общества.

Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов изучения материала. Но, можно, предложить изучать их по следующие схеме:

· Изучение эпохи. Если действо будет выдержанно в каком-либо стиле прошлых годов и веков, режиссер должен детально изучить данную категорию.

· Окружающая обстановка. Нрав, быт, уклад жизни. Для некоторых постановок доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене, из того, что описано, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения.

· Прошлое. Режиссер должен ознакомиться с исторической базой материала, так как это может стать основной частью сценария.

· Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства которые дадут толчок к созданию действа. Злободневность, актуальность и прочие определяющие факторы.

2. Идейно-тематический анализ сценария выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы - если говорить более точно - «суть абстрактные и универсальные понятия» по определению Пави, а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены - тема измены Катерины своему мужу, Тихону; мотив любви - Тема Любви Ромео и Джульетты; В литературе посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях.

Раздел идейно-тематический анализ постановочного плана должен раскрывать следующие моменты содержания и формы представления:

· Тема (от греческого thema, дословно то, что положено в основу)

Тема сценария - это главная проблема воплощена в конкретный жизненный материал, в котором происходит решение этой проблемы. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Тема - всегда конкретная, она вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в сценарии. Она всегда объективна.

Тема - которая имеет огромное значение в создании исценического образа. Магическое «если бы», вымысел, который мгновенно рождает массу ассоциаций, мыслей, забот и тревог. М.А. Корпушкин

Тема - основной жизненный материал, круг жизненных явлений, изображённых в драме. Основная общая проблема, поставленная в драматургическом произведении. К.С. Станиславский

Тема - круг жизненных явлений. Проблема, причины, размышления, вариант решения или вопрос. Проблему нужно взорвать, чтобы зритель задумался. Е.Б.Вахтангов

· Идея (от греческого idea - понятие, воображение).

Идея сценария - это отношения автора, к отображенной им действительности.

Идея формулируется в лаконичной зазывно лозунговой форме.

Идея - главная мысль художественного произведения ради которой он создается.

Идея - в искусстве чужая тенденция должна превращаться в собственную идею, претворится в чувство, стать искренним стремлением. Основной принципиальный смысл произведении выступающий через все единство образов. Философская оценка изображение действительности, действующих лиц, событий. В идее заключен вывод. К.С. Станиславский

· Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение, спорность, раздор).

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мыслей, взглядов, противостояния между отдельными слоями материала, отдельными фактами, или героями литературного сценария. Он имеет две тенденции развития и в результате побеждает одна из них.

Конфликт - обязательный элемент структуры драматургического произведения - столкновение противоположных идей и взглядов, заострение противоречий, которое имеет форму драматичной борьбы.

В связи с этим нужно придерживаться определений, «действие» как составная часть конфликта, учитывая, что действие - основная тенденция развития конфликта - контрдействие - главная тенденция, противодействующая основной.

Конфликт - объективно точное соотношение сверхзадачи и сквозного действия, а также отбор необходимых для выявления темы и понимания проблем событий формирует конфликт. М.А. Корпушкин

Конфликт (столкновение) - противоборство, столкновение героев, которые стремятся к поставленным целям; степень противоречия, степень его распространения в действенной борьбе. К.С. Станиславский



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 737;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.