Скульптура Адмиралтейства.


Искусство 1 половины XIX в. Архитектура Высокого классицизма.

Политическая обстановка в России.

· Дворцовый переворот 1801 г. В Михайловском замке был убит император Павел I.

· Императором стал Александр I

· Отечественная война 1812 г. Сплотила русских людей: крепостные крестьяне и ремесленники плачем к плечу с дворянами сражались с Наполеоном.

· Восстание декабристов 1825 г.. Требовали установить в России республику или конституционную монархию, отменить крепостное право. Николай 1 жестоко подавил его.

· В архитектуре этого времени господствовал стиль ампир – поздняя стадия классицизма.

Термин ампир возник во Франции во время империи Наполеона Бонапарта (с 1804 по 1815 г.) Ампир ориентируется на античность. Архитекторы обязательно используют античный ордер. Мастера ампира решают градостроительные задачи. Здания подчиняются городскому ансамблю – улице, площади или набережной; поэтому формы здания укрупняются и согласовываются с формами соседних зданий. Зодчие отказываются от декоративных. Мелких деталей, используют в оформлении скульптуру. В эпоху ампира создается образ города как целого.

Петербург-

город регулярный, построенный по единому плану и замыслу. Нева – композиционная ось города. Силуэты зданий, стоящие по берегам Невы, рассчитаны на восприятие издалека, поэтому выдержаны в крупных формах.

· Адмиралтейство

· Ростральные колонны

· Биржа

· Арка Главного штаба

1. Здание Адмиралтейства, архитектор Андреян Захаров.

Захаров родился в Сакт-Петербурге в семье мелкого чиновника, окончил Академию художеств с большой золотой медалью, был отправлен в заграничную поездку. По возвращении в Петербург начал преподавать архитектуру и получил звание академика.

Адмиралтейство – не простое здание, искусно скомпонованное и мастерски выстроенное. Одно из первых крупных государственных зданий Петербурга. Первое Адмиралтейство было заложено Петром I по собственному чертежу. С учреждением морского министерства, Адмиралтейство стало не только верфью, но и правительственным зданием. Ещё Петром I была намечена основная архитектурная задача: сочетать производственную, деловую функцию с репрезентативной, парадной.

А. Захаров сохранил сложившуюся до него композицию здания. Адмиралтейство находилось между Зимним дворцом и монументом «Медный всадник» Э.Фальконе.

Нынешнее Адмиралтейство представляет собой два здания в форме буквы П ( в старину говорили «покоем»), которые вставлены одно в другое. Большое, обращено к городу, меньшее к Неве, к верфи. Линия городского фасада чрезвычайно длинна – 400 м. Преодоление её горизонтальной монотонности стало одной из главных задач архитектора.

Захаров разделил фасад на 5 частей: центральную башню, выступающие крылья и соединительные звенья между ними. Каждое крыло разделено на главную и подчиненные части. Центральная башня представляет собой пирамидальную композицию: массивный куб, прорезанный аркой, на нем меньший куб, охваченный легкой ионической колонной и «адмиралтейская игла» сохранившая первоначальную, задуманную еще Коробовым форму.

Скульптура Адмиралтейства.

Основные части фасада украшены скульптурой. Скульптура неотделима от здания, необходима ему. Захаров сам определил тему и наметил исполнителей – Ф. Щедрина, И. Теребенева и других русских скульпторов. В результате в здании Адмиралтейства блестяще осуществился синтез искусств: архитектура и скульптура.

Тема скульптуры:море, власть человека над водной стихией, прославление мореходства и морских побед. Она воплощена и в монументальных статуях и мелких лепных украшениях и громадных барельефах, и масках на оконных замковых камнях.

Центральный башенный объем. Его архитектурная градация от тяжёлого низа к легкому верху повторена в скульптуре. Внизу стоят две группы нимф, несущих огромный шар – «небесную сферу». Щедрин свободно соединил два античных образа – трёх граций (воплощение женственности, изящества) и атлантов ( воплощение силы , мощи, способной вынести всю тяжесть земли).

На кровле нижнего куба, по четырем углам, восседают четыре прославленных воина древности: Александр, Пирр, Ахилл и Аякс - собирательный образ воинской доблести.

Верхний куб башни увенчан по периметру 28-ю фигурами в рост – соответственно числу колонн. Здесь есть олицетворение времен года, стихий, ветров и статуи античных богинь.

Важное место в скульптурном убранстве Адмиралтейства занимают барельефы, выполненные Иваном Теребенёвым. Это фигуры летящих «слав» над аркой нижнего куба и многофигурный барельеф «Заведение флота в России» на аттике. В центре его – сцена вручения Нептунова трезубца Петру I , символа обретения власти над морем.

__________________________________________________________________________

 

 

Первая российская биржа – место, ГДЕ СОВЕРШАЛИСЬ ТОРГОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ, БЫЛА ЗАВЕДЕНА Петром I в Петербурге в начале XVIII в.. Это была торговая площадь у стрелки Васильевского острова. При Екатерине II экономические связи государства расширились, его политический авторитет возрос. Был заложен фундамент Биржи Д. Кваренги, но строительство затянулось до XIX в.. Тогда достроить Биржу заказали архитектору из Швейцарии



Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 227;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.053 сек.