Внутренняя политика Н.С. Хрущева. «Оттепель»
Развенчание культа личности И.В. Сталина на XX съезде КПСС и последовавшая за этим десталинизация породили в общественной жизни явление, получившее название «оттепель» (так определил этот период И.Г. Эренбург). Переименовывались многие десятки населенных пунктов, заводов, каналов, стадионов и т.д., названных именем Сталина, демонтировались тысячи статуй «вождя». Массовый характер приобрела реабилитация, некоторые репрессированные при Сталине народы получили возможность вернуться на родину. Упразднялся ГУЛАГ, из лагерей на волю вышли сотни тысяч человек. Исчез страх, сковывавший каждого человека в годы сталинского террора.
Особенно ярким явлением стала «оттепель» в отечественной культуре. Ослаблялся идеологический диктат, реабилитировались репрессированные деятели науки и искусства (Н.И. Вавилов, В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, И.Э. Бабель, И.И. Катаев и др.), в открытую обсуждались запретные раньше темы – репрессии, ужасы лагерной жизни, тяготы войны, судьба деревни.
Появились новые издания стихов С.А. Есенина и А.А. Ахматовой, рассказов М.М. Зощенко. Резко увеличилось число издаваемых литературных журналов. В «Юности», «Нашем современнике», «Молодой гвардии» печатались ранее воспрещенные и новые произведения Д.А. Гранина, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, Ю.В. Бондарева и др. Литературным центром «оттепели» стал журнал «Новый мир», редактируемый А.Т. Твардовским. Он публиковал статьи Ф. Абрамова и В. Овечкина, без прикрас показывавших советскую действительность. Культурным событием того времени стали появившиеся в «Новом мире» рассказы В.М. Шукшина, повести «Звездный билет» и «Коллеги» В.П. Аксенова, роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», а главное – повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
В Политехническом музее проходили творческие вечера, где читали свои стихи молодые поэты А.А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко. В новом жанре авторской песни исполняли свои произведения Б.Ш. Окуджава и А.А. Галич.
Снова зазвучала в концертных залах симфоническая музыка западноевропейских композиторов. В мае 1958 г. было принято постановление ЦК, снимавшее запрет с произведений Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьва, А.И. Хачатуряна и других, чьи симфонии, оперы, балеты были «не рекомендованы к исполнению» в сталинские времена.
Художественным открытием стала выставка 1962 г. в Манеже, где выставлялись работы 1920–1930-х гг. и картины молодых авторов, объединенные тем, что не вписывались в узкие рамки казенного «социалистического реализма», продолжали традиции русского авангарда.
Настоящий расцвет переживал в это время советский кинематограф. Картина режиссера М.М. Хуциева «Весна на Заречной улице», снятая в 1956 г., стала одной из самых популярных советских кинолент периода «оттепели». Вышли на экраны фильмы А.Г. Зархи «Высота», Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате», С.Ф. Бондарчука «Судьба человека», М. И. Ромма «Девять дней одного года», Г.М. Козинцева «Гамлет» и др. Многие из советских кинопроизведений стали вкладом в мировую культуру. Творчество кинорежиссера М.К. Калатозова быо высоко оценено не только на Родине, но и за рубежом. В 1957 г. его фильм «Летят журавли» удостоился «Золотой пальмовой ветви» на МКФ в Каннах. В 1962 г. «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля получила лента «Иваново детство» А.А. Тарковского. В период «оттепели» вообще укрепляются связи советских деятелей культуры с зарубежными коллегами. С середины 1950-х гг. в СССР начали издаваться журналы «Иностранная литература» и «Литературная Москва», в которых публиковались произведения популярных на Западе авторов. В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, среди участников которого было много ставших впоследствии знаменитыми деятелей искусства. В 1958 г. в Москве начал проводиться международный конкурс молодых исполнителей им. П.И. Чайковского. С 1959 г. Московский кинофестиваль приобрел международный статус. В 1962 г. Гран-при на нем получил, несмотря на противодействие советской номенклатуры, фильм Ф. Феллини «8 1/2».
Однако следует помнить о том, что государственный контроль над культурой в период «оттепели» хоть и ослаб, но не был полностью упразднен. Лидер советского государства Н.С. Хрущев неоднократно заявлял: «Искусство относится к области идеологии, а в области идеологии шутить нельзя». Рамки дозволенного в творчестве расширились, но цензура продолжала существовать. Яркими примерами этого могут служить организованная партийно-государственными органами в 1958–1959 гг. травля Нобелевского лауреата Б.Л. Пастернака за его роман «Доктор Живаго», опубликованный за рубежом; грубые разносы, которым подвергал Н.С. Хрущев писателя Д.А. Гранина, поэта А.А. Вознесенского, художника Р.Р. Фалька, скульптора Э.Н. Неизвестного, режиссера М.И. Хуциева. По его мнению, интеллигенция должна «проводить в массы» идейный курс, намеченный партией. Если она выходит за рамки этой задачи, то зачем она нужна? Особо ожесточенный скандал произошел после посещения Хрущевым художественной выставки в Манеже в 1962 г. Недоступное его пониманию искусство все скопом было обвинено в «ревизионизме», «формализме» и угодливо запрещено чиновниками.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2412;