Курская битва. Завершение коренного перелома в войне
После поражения под Сталинградом в феврале 1943 г. Гитлер мечтал о реванше. Сохранение стратегической инициативы, возрождение боевого духа солдат были возможны только в случае крупной победы на Востоке. Однако сил для организации нескольких серьезных наступательных операций у Германии уже не было. Поэтому немецкое командование решило ограничиться одним мощным наступлением, которое, в случае его успешного завершения, возвратит Германии утраченное преимущество. Внимание гитлеровских генералов привлек огромный выступ (длина – около 200 км, глубина – около 130 км) в центральной части линии фронта. Он сформировался в результате военных действий конца 1942 – начала 1943 гг. и вошел в историю под названием «Курская дуга». Ударив в ее основание одновременно с севера и юга, немцы рассчитывали нанести серьезное поражение Красной Армии. Разрабатываемая в строжайшей тайне германским Генштабом операция получила название «Цитадель».
Важно заметить, что советское военное руководство к тому времени уже хорошо изучило основные стратегические и тактические методы немцев. Ставка ожидала удара в районе Курской дуги (это подтверждалось и разведданными) и тщательно готовилась к его отражению. Пока гитлеровцы в апреле – июне 1943 г. перебрасывали в район Курска дополнительные подкрепления, войска Воронежского (Н.Ф. Ватутин) и Центрального (К.К. Рокоссовский) фронтов создавали эшелонированную оборону.
Для проведения операции «Цитадель» Гитлер выделил около 900 тыс. солдат и офицеров, 2700 танков (среди них были новейшие образцы – Т IV («тигр»), Т V («пантера»)), около 100 тыс. орудий (среди них – самоходные установки «Фердинанд»), 2 тыс. самолетов (среди них – новый штурмовик «Хенкель – 129» и истребитель «Фокке Вульф – 190»). Однако советские войска численно превосходили противника и ни в чем не уступали ему качественно. Огромное преимущество Красной Армии заключалось еще и в том, что советское командование знало не только суть операции «Цитадель», но даже и примерную дату ее начала (3 – 6 июля).
5 июля 1943 г. войска генералов Моделя и Э. Манштейна начали наступление на северный и южный уступы Курской дуги, но за несколько минут до этого Центральный фронт К.К. Рокоссовского устроил мощнейший артобстрел немецких позиций, что внесло большую сумятицу в боевые порядки готовящегося к атаке врага.
Немецкое наступление продолжалось с 5 по 12 июля 1943 г. Это был первый (оборонительный этап Курской битвы). Советские войска с огромным трудом сдерживали натиск противника, но эшелонированная линия укреплений выдержала. Манштейн смог продвинуться в среднем только на 30 км, а Модель – на 15 км.
12 июля 1943 г. наступил перелом. Именно в этот день состоялось грандиозное встречное танковое сражение под Прохоровкой. С обеих сторон в нем приняли участие около 1200 боевых машин. В воздухе постоянно находились несколько сотен самолетов.
С 12 июля, измотав врага, войска Центрального, Воронежского, а также Брянского (М. Попов), Западного (В. Соколовский), Степного (И.С. Конев) фронтов переходят в наступление (операция «Кутузов»), продолжавшееся до 23 августа 1943 г.
В результате Курской битвы советские войска «выровняли дугу», освободив города Орел и Белгород 5 августа 1943 г. (в этот день в Москве победа Красной Армии отмечалась артиллерийским салютом), Харьков – 23 августа 1943 г. Победа под Курском довершила коренной перелом в войне, начатый под стенами Сталинграда. Инициатива окончательно перешла к Красной Армии, которая с этого момента начинает преимущественно наступать, тогда как германские войска переходят к стратегической обороне.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 4119;