Театр и кинематограф
Декретом СНК от 26 августа 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью, 27 августа национализирована киноиндустрия. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство». Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли московские театры им. Е.Б. Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы, – А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.
В конце 1920 г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа «Театральный Октябрь», воплощенная на сцене 7-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20-х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: «Шторм» В.Н. Билъ-Белоцерковского (1925); «Любовь Яровая» К.А. Тренева (1926), «Бронепоезд 14–69» Вс.В. Иванова (1927), «Разлом» Б. А. Лавренева (1928), «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского (1928–1929).
В.И. Ленин говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Его воздействие на массы было важнейшим рычагом государственной пропаганды. Уже в 1919 г. в Москве была открыта первая киношкола. С 1918 по 1921 гг. в прокат вышли 13 художественных, 35 агитационных и более 100 документальных лент. С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец «Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе. В 1923–1927 гг. были сняты «Красные дьяволята» И. Перестиани, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина, «Аэлита» Я. Протазанова и др.
Музыка
В первые годы Советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Звучали как старые (гимн «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»), так и новые пролетарские песни («Марш Буденного», «Проводы», «Песня о Красной Армии»), созданные молодыми композиторами – участниками Гражданской войны Д.Я. Покрассом, А.В. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом, такие, как «За власть советов», переделанная из гимна юнкеров.
Среди первых музыкальных сочинений, написанных в эти годы и посвященных революции, 3-я симфония Н.Я. Мясковского, балет «Красный мак» Р.М. Глиэра, оперетта «Свадьба в Малиновке» О.П. Рябова и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А. К. Глазунов, К.Н. Игумнов, М.М. Ипполитов-Иванов.
Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Российская ассоциация пролетарских музыкантов – РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.
Русское зарубежье
В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры – мастера оперы и балета – Ф.И. Шаляпин, С.М. Лифарь (30 лет руководивший французским балетом), А.П. Павлова, композиторы – И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, художники – П.К. Рерих, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, писатели и поэты – И.А. Бунин, И.С. Шмелев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и др.
Центрами русского зарубежья в Западной Европе были, прежде всего, Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Африки. В результате эмиграции и высылки из советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.
Естественные и технические науки в эмиграции представляли авиа- и вертолетоконструктор И.И. Сикорский, крупнейший ученый-механик С.П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В.К. Зворыкин, кораблестроитель В.И. Юркевич и др.
Гуманитарные науки – историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, С.С. Ольденбург, социолог П.А. Сорокин. П.А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции «Путь», сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1625;