Репрессии конца 1920 – начала 1940-х гг.
Установление культа личности И.В. Сталина на рубеже 1920–1930-х гг. и создание тоталитарного режима власти сопровождались массовыми преследованиями истинных и мнимых противников сталинской политики и лично И.В. Сталина – репрессиями.
Целями установления репрессивного режима было то, что индустриализация и коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся в массовом терроре; снижение уровня жизни объяснялось действиями «врагов народа». Важной целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости «закручивания гаек», установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и ее вождя.
Первоначально власти инспирировали ряд политических процессов над «буржуазными специалистами» (1928 г. – «Шахтинское дело»; 1930 г. – процесс над членами не существовавшей также изобретенной чекистами «Промпартии» – Л.К. Рамзиным, И.А. Иконниковым, В.А. Ларичевым). За 1931 г. репрессии затронули около 5% общего числа специалистов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Позже репрессии и дискриминация интеллигенции были смягчены, так как процессы сыграли свою роль, подчинив эту социальную группу режиму. Кроме того, народное хозяйство, наука и образование лишались необходимых и незаменимых кадров.
Были репрессированы антисталинские группировки: в 1930–1932 гг. – группа И.Н. Смирнова, а также группа М.Н. Рютина («Союз марксистов-ленинцев»), выступившая в манифесте «Ко всем членам ВКП (б)» против террора и сталинской диктатуры в партии. На XVII съезде ВКП (б) в 1934 г., Сталин получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (оглашенные результаты были фальсифицированы счетной комиссией). Позже 1108 человек из 1966 делегатов этого «съезда победителей» также были репрессированы.
После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г. Сталин получил повод для развертывания новой кампании репрессий. В 1935 г. Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев были осуждены на 10 лет как «нравственные пособники» убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на Первом московском открытом процессе (по делу «Московского центра») летом 1936 г., где были приговорены к смертной казни 16 человек. В годы так называемого «большого террора» (1936–1940 гг.) продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции – Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым, Г.Л. Пятаковым, К.Б. Радеком и др.
В январе 1937 и в марте 1938 гг. были организованы соответственно Второй («Пятакова – Радека») и Третий («Рыкова – Бухарина») процессы. Вслед за этим был осужден и организатор первых репрессий, руководитель НКВД Г.Г. Ягода, замененный на этом посту Н.И. Ежовым, также расстрелянным в 1938 г. за «перегибы» и «шпионаж».
Контроль за деятельностью Коминтерна, полностью установленный верхушкой ВКП (б) и лично Сталиным, привел к тому, что сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР иностранных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил.
К этим репрессиям примыкал закрытый процесс 1937 г. по делу о так называемой «Антисоветской троцкистской организации в Красной Армии». Маршалы М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, а позже И.Э. Якир, В.К. Блюхер и другие военачальники обвинялись в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии.
Всего за годы большого террора в Красной Армии было репрессировано 40 из 80 тыс. командиров (из них 90% командующих армиями и корпусами, половина командиров полков).
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2016;