СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Понятие личности, ее определяющие свойства.
2. Личность и общество.
3. Структура и типология личности.
4. Социализация личности.
Вопрос 1. Понятие личности, ее определяющие свойства
Проблема человеческой личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Ведь это понятие играет принципиально важную роль в системе социального знания, помогая лучше понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только и исключительно на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. Главным элементом любой социальной системы, обязательным субстратом социального всегда и везде выступает человек. По существу, социальный мир представляет собой совокупность процессов и явлений, происходящих между индивидами, каждый из которых обладает биопсихологической организацией. Следовательно, социология не может игнорировать базовые характеристики людей, влияющие на социальные взаимодействия. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться и раскрыться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество – личность» выступает как базовое социологическое отношение. Социология личности как специальная социологическая теория сложилась на рубеже XIX и ХХ вв. В этой теории, как никакой другой, нашли свое отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении людей и влияние разнообразных социальных условий на жизнедеятельность каждого индивида.
Личность является объектом изучения ряда наук и, прежде всего философии и психологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества, психология – с точки зрения устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.
Социология же выделяет в личности социально-типические черты характеристики и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны — самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве автономного и активного социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеют, по сути, один источник — общественную жизнь человека. Поэтому человек с социологической точки зрения является и субъектом, и объектом общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди — таково и общество. Но не менее верно и то, что каково общество — таковы и люди, составляющие это общество.
В современной науке существует два подхода к определению личности:
Ø формально-логический, по которому понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое, родовое понятие «человек», а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами. Поэтому личностью нельзя признать, к примеру, феральных людей, «изолянтов» типа Маугли — персонажа книги Р. Киплинга;
Ø диалектико-логический, где личность определяется посредством диалектики единичного и общего — как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное — личность.
Представляется, что второй подход целесообразнее и продуктивнее. Поэтому в дальнейшем будем руководствоваться именно этим подходом.
Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить смысловые различия в терминах. Личность, индивид, человек – это близкие, но не тождественные понятия, которые являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.
Человек – это понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента выделения homo sapiens. Это характеристика общих признаков и свойств, присущих всем людям. Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д. И всеми этими возможностями человеческий младенец кардинально отличается от детенышей животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «человек». Понятие «человек» широко используется в философии, когда хотят подчеркнуть его двойственную, биосоциальную природу и когда рассматривают человека в противопоставлении с природой.
Индивид понимается как конкретный человек со своими психофизиологическими особенностями, как единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его социальным и антропологическим особенностям, например, ребенок в роддоме, человек на улице, на стадионе, в армии.
Однако каждый индивид наделен только ему свойственными чертами внешности, свойствами психики; специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека также определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все это фиксируется в понятии «индивидуальность». Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого в биологическом, т.е. психофизиологическом, плане. Причем различия проводятся на самых разных уровнях:
¨ биохимическом (цвет кожи, глаз, структура волос);
¨ нейрофизиологическом (структура тела, фигура);
¨ психологическом (черты характера, уровень эмоциональности).
Социология чаще оперирует именно понятием «индивид». Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э. Дюркгейма. Однако еще М. Вебер заметил, что такой подход явно недостаточен. Но понимание личностного у Вебера ограничивалось лишь выделением специфических мотивов и основанных на них типах действий. Т. Парсонс сделал еще один шаг вперед — ввел в социологию понятия «ценности» и «культуры», которые рассматривал как атрибуты личностного в человеке.
Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Поэтому наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность – это индивид, включенный в социальные связи и отношения.
Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность» можно проиллюстрировать следующей схемой:
Понятие «личность» вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида, т.е. того, что не детерминировано генетически и биологически. На то, что личность является «продуктом» взаимодействий, указывает тот факт, что личностью становятся, а не рождаются: мы никогда не говорим о личности новорожденного. Новорожденный – это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя социальные обязательства, не включился в систему социальных отношений.
Данное определение открыто и подвижно, оно включает меру усвоения социального опыта, глубину социальных связей и отношений. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности.
Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни и в процессе взаимодействия с другими людьми. Личность можно представить как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. Вместе с тем при исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Таким образом, в социологии личность рассматривается как (относительно) автономный субъект социальных отношений. Личность – это устойчивая система социально значимых свойств индивида, сформировавшихся в процессе общественного развития и включения индивидов в данную систему социальных отношений.
Считается, что личность как социально типическая характеристика человека пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью исключительно адаптивной, приспособительной, в то время как современный человек имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе. Поэтому можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого». В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой общественной природы.
Характерные свойства и признаки личности:
¨ самосознание;
¨ включенность в систему общественных отношений;
¨ усвоение норм и правил, ценностей и процедур, которые регулируют социальные отношения в данном обществе;
¨ выработка человеком своего собственного отношения к этим общественным нормам и правилам, своего индивидуального стиля и способа реализации этих социальных правил в собственном поведении;
¨ наличие мировоззрения, собственного понимания проблем;
¨ автономность, определенная степень независимости, дистанцированности от общества, группы. Личность – это именно субъект социальных отношений.
Личность – это любой человек, а не только выдающийся, талантливый, потому, что все люди включены в общественные отношения. Следовательно, любой человек обладает определенными социальными качествами.
Социальные качества личности — это целостная совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.
Наиболее значимыми социальными качествами личности являются:
1. Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.
2. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки – регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит, она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков и поведения.
3. Активность – способность личности производить самостоятельно и энергично, осознанно и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.
4. Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.
5. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.
6. Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.
7. Установка – социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной, важной для нее сфере социальной действительности – в экономической, политической, научной и т.п.
8. Ценностная ориентация – это устойчивая совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения данного человека, группы.
9. Идентичность – социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации – процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной общностью (Я – русский, Я – студент, Я – москвич, Я – православный и т.п.).
Социальные качества представляют в своей совокупности сложную социально-психологическую структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
В системе социальных взаимодействий человек представлен как активное начало, поскольку наряду с отражением действительности в его сознании и поведении формируется и некоторое отношение к ней. Согласно теории известного отечественного психолога Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего протекающая на ее основе активность носит целесообразный характер. В установке отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания (подробнее см.: Ядов В.А., Саганенко Г.И. Ценностные ориентации как отражение условий образа жизни // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979).
Взаимосвязь установок и ценностных ориентаций проявляется в том, что каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, а также в том, что индивидуальные и внутригрупповые установки неизбежно проявляют себя в интерпретации ценностных ориентаций, характерных для группы, общности, общества в целом.
Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор и, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Иначе говоря, в этих ориентациях реализуется избирательность человеческого поведения, его непосредственная обусловленность представлениями индивида о смысле в ценностях человеческой жизни. При этом ценности выявляются в связи между субъектом, познающим и преобразующим мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта.
На установки и ценностные ориентации человека оказывают влияние как его природные задатки, так и социальная среда, в которой он живет. Социальное влияние порождает эффекты подражания, конформности, а также другие феномены и ориентации личности. Вследствие усложнения и дифференциации социальной среды социальное воздействие на личность приобретает все более сложный структурный характер. Выявлением процессов и закономерностей, воздействующих на формирование личности, ее типических свойств, а также изучением типов ориентации и установок и занимается социология личности.
П.А. Сорокин отмечал, что «индивид, взятый как некий соций или личность, является одним из самых сложных социальных явлений. Сказать, что соций есть конечная неделимая единица, все равно что назвать букет цветов простейшей и конечной единицей структур растений»[46]. С позиций системного анализа можно констатировать, что социально явление «личность» есть целостный комплекс социальных взаимодействий, связей, отношений. По образному выражению философа Э.В. Ильенкова, личность – это опрокинутый вовнутрь индивида социум, а общество есть совокупность и особая организация личностных форм бытия индивидов, социальных качеств людей, мир человека. Следовательно, личность – это единство индивидуальности и социальности. Одна сторона этих отношений представляет собой внешний аспект личности (объективное), другая – внутренний (субъективное).
Объективная сторона (система свойств) личности – это комплекс характеристик, присущих ей как члену социальных общностей – класса, семьи, нации, государства и т.д. Здесь личность получает определенное место в социальной структуре общества, развивает определенные навыки и умения. Внутренняя (субъективная) сторона личности – это комплекс свойств ее внутреннего мира, развития ее способностей и мировоззрения, специфика овладения культурой общества и отношения к себе и другим.
Система личности обладает определенными особенностями:
1. Целостность, т.е. интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных свойств и качеств личности, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопоставлении с другими людьми, составляющими ее социальное окружение.
2. Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.
3. Динамически изменяющаяся система, находящаяся в непрерывном процессе изменений и развития, личностного роста.
4. Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.
5. Саморегулирующаяся система, которая сама себя организует, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собственный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, навыки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.
6. Саморазвивающаяся система – не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, умения и навыки, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.
Итак, личность — наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров — биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.
Вопрос 2. Личность и общество
Человек становится личностью в обществе и благодаря обществу. Установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями среды, так и ее индивидуальностью, особенностями мировосприятия, духовного мира. Они реализуются в социальной деятельности, где каждая личность выполняет определенные социальные функции: для студента и школьника это учеба, для солдата – служба, для профессора – преподавание и т. д.
Взаимодействие личности и общества регулируется статусно-ролевой структурой, в которой каждый человек занимает определенное положение. Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Статус – это соотносительное положение человека или группы в общественной структуре, связанное с определенными правами и обязанностями. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оценку деятельности личности со стороны общества [47]. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, звание и т.п.
Каждый статус связан с другими социальными позициями через систему прав и обязанностей, поэтому-то он и является соотносительным. Ведь статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. При этом учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но между собой они не взаимодействуют. Взаимодействуют между собой только люди – обладатели определенных статусов. Иначе говоря, социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. Статус фиксирует определенный набор конкретных типовых действий, которые должен выполнить человек в данном социальном институте, а также тех условий и прав, которые предоставляются человеку для осуществления его деятельности. Таким образом, социальный статус включает в себя определенные функции, функциональные обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия. Благодаря этому социальный статус организует и программирует социальные отношения между людьми, придает им упорядоченность и стабильность.
Типология социальных статусов:
Ø предписанные – это статусы, приобретаемые индивидом от рождения. Они присваиваются обществом вне зависимости от личных усилий и заслуг. К числу таких статусов относятся:
ü национальность;
ü место рождения и
ü социальное происхождение;
Ø приобретенные – это статус, который определяется и достигается личными усилиями самого человека (учитель, врач, футболист, директор, жена и т.п.);
Ø естественные – это статусы, которые определяются относительно устойчивыми биолого-демографическими признаками (мужчина – женщина, детство – юность – зрелость – старость);
Ø профессионально-должностные – это социальные статусы, которые фиксируют социально-экономическое и производственное положение человека в соответствии с его функциями в системе общественного разделения труда. В современном обществе именно этот статус является главным, базисным статусом личности (врач, инженер, преподаватель, банкир, ректор). Сюда же относится и семейное положение;
Ø личный статус – это положение индивида в малой группе, которое полностью зависит от того, как его воспринимают и оценивают другие в этой группе (в соответствии с его личными качествами и групповыми нормами). Индивид может быть лидером или аутсайдером, занимать определенное положение в структуре межличностных отношений;
Ø социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии и т.п.);
Ø формализованный статус – это положение человека, которое фиксируется и определяется какими-либо документами, инструкциями, официальными предписаниями, уставами;
Ø неформализованный статус – это положение индивида в малой группе, которое определяется не официальными документами, а межличностными отношениями, привязанностями и групповыми нормами;
Ø генеральный статус – общий для всех людей – это статус человека, статус гражданина.
Кроме перечисленных основных статусов существует еще огромное множество эпизодических, не основных статусов, например, статусы пешехода, прохожего, читателя, слушателя, телезрителя, обедающего в столовой и т.п. Как правило, это все временные состояния. В каждый момент времени ни один человек не может существовать вне статуса(ов). Если он покинул одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. При этом вовсе не обязательно, что в данный момент времени у этого человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много. Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп. Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида. Поэтому в социологии вводится специальное понятие – статусный набор. Каждого человека можно охарактеризовать определенным «статусным набором». Статусный набор – это совокупность всех статусов, занимаемых одним конкретным человеком. Это понятие было введено американским социологом Р. Мертоном.
Человек имеет ряд статусов, но лишь главный из них определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться. Часто главный статус человека определен его работой, профессией. Именно профессия служит наиболее используемым, интегративным показателем статусной позиции: зачастую вид работы определяет такие статусные ресурсы человека, как авторитет, престиж, власть.
Статусы не равны. В общественном мнении вырабатывается и изустно передается (хотя ни в каких официальных документах не регистрируемая) определенная иерархия статусов, где одни статусы ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой, но действенной иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Ранг, в свою очередь, определяется на основе престижа. Престиж – это иерархически ранжированная оценка статуса в общественном сознании. Престиж может быть личным, но чаще он определяется принадлежностью к определенной социальной группе. Если человек собственными усилиями добивается определенного статуса или общественного признания (престижа), то говорят о «достигаемом» статусе. Но если человек приобрел статус (или престиж) не собственными усилиями, но криминальными или безнравственными с точки зрения данного общества способами, то такой статус называется аскриптивным. Именно престиж определяет привлекательность того или иного статуса для людей, отношение индивидов к своему положению в обществе, к самим себе.
Престиж статуса определяется несколькими основными факторами:
1) реальное значение для общества данного вида деятельности, данного положения;
2) сложность и длительность подготовки и обучения специалистов данного профиля;
3) наличие кадров для данного вида деятельности, их дефицитность;
4) система ценностей в обществе, установившаяся шкала предпочтений [48].
Таким образом, социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, обязывает ко многому. С помощью статусов упорядочиваются и регламентируются отношения между людьми. Статусы определяют сознание и поведение индивидов. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике (в одежде, жаргоне, манерах), так и во внутренней позиции личности, в ее установках, ценностных ориентациях, мотивах.
Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него определенного типового набора действий и типового набора свойств и качеств, которые соответствуют данному статусу и которые необходимы для исполнения этих функций. Иначе говоря, с каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.
Например, студент — это, вероятно, достаточно образованный, обладающий необходимой культурой и кругозором человек. Его отличают социальная активность и тяга к знаниям, к приобретению и развитию профессиональных навыков и умений. Этим и определяется соответствующий тип взаимоотношений с преподавателями, сокурсниками, в быту.
Таким образом, совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Для комфортного взаимодействия с другими людьми каждый человек берет на себя определенные социальные роли и старается их выполнять.
Социальная роль – это стандартизированная модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. Социальная роль — это, попросту говоря, набор типичных действий и процедур, которые должен выполнить человек с данным конкретным статусом. Роль – это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Для любого статуса в обществе закрепляются и утверждаются определенные (неиндивидуальные) образцы поведения. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером-технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д.
Роль представляет собой динамическую сторону социального статуса. Сами слова «динамическая» и «поведение» указывают на то, что мы имеем дело не просто с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. С другой стороны, социальная роль – это явно не свойство отдельного индивида и очень редко – общества в целом. Это всегда система поведения, принятая в определенной социальной группе. Следовательно, социальная роль – это элемент определенной социальной группы, ее системы взаимодействий, поэтому она должна рассматриваться в контексте группы.
В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г.[49] Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли относится к таким ситуациям, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальная роль представляет собой совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.
Американский социолог Т. Парсонс определил, что любая роль может быть описана при помощи пяти основных характеристик:
1. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия (роль милиционера, врача, преподавателя) – это роли узкого масштаба. Другие роли имеют несколько аспектов взаимодействия, например, роль матери.
2. Эмоциональность. Степень эмоциональной включенности в роль. Например, роль актера предполагает высокий уровень эмоциональности, а роль милиционера – низкий уровень эмоциональности.
3. Способ получения. Один человек предпринял какие-то усилия, чтобы достигнуть определенной роли (например, роль преподавателя высшего учебного заведения); роль другого человека обусловлена предписанным статусом (например, роль ребенка, юноши).
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействия с людьми в соответствии с установленными правилами. Отдел кадров обязан выдать вам студенческий билет на определенный срок и потребовать вернуть его после окончания вуза. Если вы его не вернете, заплатите штраф – это формальные или предписанные отношения. А если начальник отдела кадров – ваша соседка, она не возьмет с вас штрафа – это неформальные, или выходящие за рамки предписанных, отношения.
5. Мотивация. Наличие интереса, который толкает человека к добросовестному исполнению своей роли.
Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.
Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.
При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — структура. Структура социальной роли включает в себя:
1) экспектации – ожидания людей. Эти экспектации включают представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли. Эти образцы, шаблоны поведения могут быть официально оформлены в виде должностных инструк
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 889;