СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА
В условиях революционного подъема, охватившего в 40-е годы XIX в. страны Западной Европы, шло формирование еще одного направления в развитии социологической мысли – марксизма. Основатели этого направления – К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). Они стремились по-новому осмыслить почти все современные им социальные науки – экономические, исторические, правовые, политические и др. В отличие от большинства адептов формирующейся социологии Маркс нигде не ставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе. Отрицательно отнесся Маркс и к контовской классификации наук, и к проекту социологии. Переворот во взглядах на общество К. Маркс связывает не с появлением социологии, а с принципиально новым пониманием сущности, первоосновы общественной жизни.
В основе социологической теории марксизма лежит тезис о социальной сущности человека. Идея состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества. Соответственно, общество – это совокупность связей и отношений между людьми, которые образуются в процессе деятельности, прежде всего, трудовой. Социальность проявляется не только в форме непосредственной коллективности. Общество присутствует в самом человеке и влияет на его сознание и поведение даже тогда, когда индивид находится наедине с собой. По марксизму, личность – не исходный пункт общественного развития, а его результат.
На базе этих философских предпосылок было сформулировано материалистическое понимание истории и самого общества. Это понимание рассматривает общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник формирования и развития которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Именно способ производства, а вслед за ним и обмен его продуктов, составляют основу всякого общественного строя.
Общественное бытие – это обусловленный материальными потребностями и интересами реальный процесс жизни людей, их общественная практика. Важнейший элемент общественного бытия – это производство материальных благ. Способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества. Именно он связывает в единое целое все явления и стороны общественной жизни. Способ производства – это диалектическое единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений. Отсюда основной закон марксистской социологии – это закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Второй закон – это закон соответствия производственных отношений (базиса) и надстройки. Любое изменение или переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению К. Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройке общества, которую составляют юридические, политические, религиозные, философские взгляды людей, а также непроизводственные институты (государство, право, религия и т.п.).
Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего, рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства. Но трудящиеся объединяются со средствами производства не прямо, поскольку они не являются их хозяевами, а через владельцев этих средств, их собственников, в частности, капиталистов, которые нанимают рабочих, предоставляют им работу и тем самым соединяют их с орудиями труда. Отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий труда и трудящимися, называются производственными отношениями, которые характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен. Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который не остается раз и навсегда данным, неизменным, а, напротив, постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их оковы. Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими антагонистическими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты.
Поскольку коренные интересы рабочих и капиталистов антагонистичны, непримиримы, то классовый конфликт между ними на высоком уровне конфликтного противостояния при наличии высокого уровня сознания рабочих и их организованности (наличие мощной пролетарской партии) неизбежно и объективно подталкивает общество к социальной революции.
Стержневое понятие марксизма – общественно-экономическая формация. Учение о формации выражает системный подход марксизма к обществу. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Развитие человечества есть объективный и закономерный естественноисторический процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Данный процесс смены совершается через революции. Таким образом, сами объективные законы развития материального производства, считал К. Маркс, не только создают экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но и формируют субъекта такого ниспровержения, могильщика капитализма – рабочий класс. По мере возрастания масштабности и остроты его конфликтов с классом капиталистов вызревают экономические, социальные, политические условия свершения социальной революции, в результате которой разрешаются все антагонистические противоречия и конфликты и совершается переход к новому социальному устройству — коммунистическому.
Такой революционный переход, по мысли К. Маркса, свершится, однако, очень не скоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объединенными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социально-политическом и духовном отношении стран будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию, в котором свободное развитие каждого станет условием развития всех.
Как видим, К. Маркс, как и О. Конт, верил в социальный прогресс. Но его представления о социальном развитии были гораздо менее упрощенными, чем у Конта. Маркс признавал многолинейный характер социальной эволюции, улавливал и анализировал специфику отдельных обществ. При этом он акцентировал роль революций и явно недооценивал эволюцию.
К. Маркс и Ф. Энгельс тщательно исследовали с материалистической точки зрения:
ü взаимодействие различных сфер жизни общества;
ü историю становления и развития основных общественных формаций;
ü классы и социальные группы современного им буржуазного общества домонополистического периода;
ü роль собственности в социальных отношениях;
ü формы и механизмы социально-экономических отношений;
ü функции и значение экономики, государства и идеологии в развитии общества.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 320;