Социология и психология


В центре внимания психологии – внутренний мир человека, индивидуальное человеческое «Я», а в центре внимания социологии – проблемы межличностного взаимодействия, т.е. «Мы».

Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией впервые нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, ибо трудно сегодня представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирических социологических исследований. В социологии широко используются достижения системной теории, теории синергетики, теории игр и многие другие теоретические и концептуальные модели.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарной основе возникли социальная психология и конфликтология, развиваются социолингвистика и соционика, проходят стадию становления некоторые другие дисциплины. Для всех этих новых направлений вклад социологии состоит, во-первых, в определении их проблематики из того проблемного поля, которое традиционно связано со структурными социально-групповыми носителями особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность существенно расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания.

Итак, смысл вычленения социологии из всей системы наук, и, конечно, прежде всего, обществознания, состоит в том, чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных и субъективных факторов. Это возможно благодаря тому, что социология обладает следующими достоинствами, признаками и свойствами.

 

Признаки и свойства социологии:

1. изучение общества как конкретной реальности, в реальных условиях пространства и времени, т.е. исследование конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы;

2. анализ общества в целом, как системы, в единстве всех его механизмов и структур, институтов и отношений. Это проявляется:

Ø в изучении обществ как системы связей и отношений;

Ø в анализе всех частных социальных явлений и процессов с точки зрения их включенности в общественное целое;

Ø в изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей. Социология как бы содержит в себе определенную всеобщность, что и отличает ее от других социальных наук;

3. исследование как конкретных, так и в первую очередь типических механизмов, условий и связей социальной жизни;

4. ориентация на изучение мотивов социального поведения и взаимодействия людей, особенностей их восприятия и понимания социальных явлений;

5. использование исследовательских методов не только теоретического, но и количественного, эмпирического плана.

СОЦИОЛОГИЯэто теоретико-прикладная гуманитарная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействии различных социальных общностей и систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений в определенных исторических условиях.

 

Вопрос 3. Структура и функции социологии

Современная социология является сложно структурированной системой научного знания, в рамках которой существует множество теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концепций – марксистская, структурно-функциональная, полевая, этнометодологическая, феноменологическая, структурационная и т.п. – не является полностью адекватной и общепризнанной. Поэтому на рубеже ХХ – XXI веков предпринимаются попытки разработки общей социологической метатеории, т.е. теории второго порядка, обобщающей основные положения существующих социологических теорий.

При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые в своей совокупности позволяют представить данную дисциплину как определенную, логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть построена по различным основаниям.

Во-вторых, невозможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должны, с одной стороны, в обобщенной форме отражать какие-то стороны, аспекты социальной реальности, с другой стороны – быть выражением общенаучных теорий и в то же время (это с третьей стороны) характеризовать те специфические особенности познания, которые присущи именно социологии.

В-третьих, любая наука не имеет качественной определенности, если точно не вычленены и не сформулированы ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.

 

Существует несколько способов структурирования социологии. Первый вариант – по характеру и уровню социологического знания и исследования.

Самым распространенным и общепризнанным является деление социологии на теоретическую и эмпирическую. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление связей и отношений (причинных, функциональных и др.), закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых общественных явлений и процессов, так и самой социологической науки. Большое место в социологической теории отводится понятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленных данных, так и новых теоретических и методологических подходов.

Соответственно, социологические исследования делятся по характеру получаемого знания на две большие относительно обособленные группы:

1. методологические исследования, формирующие знания о знании, т.е. о средствах и способах исследования предмета социологии (методы, процедуры);

2. неметодологические исследования, результатом которых выступают знания о предмете социологии, т.е. об обществе и общественных отношениях.

Вследствие большой сложности и многообразия социальной действительности, ограниченных возможностей проведения социальных экспериментов и использования приборов изучение большинства социальных феноменов в социологии осуществляется преимущественно на теоретическом уровне.

Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключает существования различных концепций, взглядов, подходов и парадигм. Это, собственно говоря, и отражает современная ситуация в социологии, которая характеризуется многообразием концептуальных подходов к изучению одних и тех же проблем. Более того, существование различных теорий приводит к полемике, что, в конечном счете, обогащает социологию в целом.

В структуре социологии на ее теоретическом уровне выделяются:

ü общесоциологические теории: теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), теория социального действия (М. Вебер), структурно-функциональная теория (Т. Парсонс и Р. Мертон), теория социальной стратификации (П. Сорокин), теория социального поля (П. Бурдье и Н. Луман), теория социального действия (П. Штомпка).

ü Наряду с ними развиваются специальные социологические теории, например, теория социальных взаимодействий (Г. Зиммель и П. Сорокин), теория социальных движений (Г. Блумер, А. Турен).

ü Широкое применение находят отраслевые социологические теории, формирующиеся на стыках социологии с другими науками и изучающие особенности развертывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах – экономическая социология, политическая социология, социология культуры, социология религии и т.п.

Что касается эмпирического уровня знания, то оно представлено всеми видами и формами конкретной социальной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых социальных процессов и явлений.

В последнее время все большую популярность стали приобретатьтеории среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Р. Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знаний. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологиче­скими теориями. Это промежуточное положение позволяет теориям среднего уровня сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими (практическими) данными. Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени существует свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус теоретических, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных дисциплин. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей.

Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:

1) теории социальных институтов (социология семьи, армии, политики, труда и т.д.);

2) теории социальных общностей (социологии малых групп, организаций, классов, толпы и т.д.);

3) теории специальных социальных процессов (социологии конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации и т.д.).

 

Второйвариант структуры социологии – по ориентации и функции исследования. Иначе говоря, данное разделение социологии отвечает на вопрос, решает ли это исследование только научные или практические задачи. Для фундаментальной социологии цель исследования – это построение научной теории, объясняющей в общих понятиях социальную действительность, например теория социальных систем, теория социального кризиса, теория общественного развития, концепция культуры. А для прикладной социологии цель исследования – это разработка конкретных рекомендаций и предложений для совершенствования и преобразования социальной действительности.

В идеале прикладная социология должна опираться на фундаментальную, а та, в свою очередь, использовать и правильно объяснять материалы конкретно социологических исследований. Но это – лишь в идеале. Так сделать удается редко (в частности, один из немногих примеров удачного соединения теории и практики – серия публикаций И.М. Клямкина в журнале «Политические исследования» за 1993 – 1996 гг.). В действительности в отдельные периоды наблюдается увлеченность то абстрактными теориями, то узкоприкладными исследованиями, например, опросами и рейтингами, как в современной России.

При этом очевидная неразработанность социологической теории переходных процессов плохо сказывается на решении разнообразных практических проблем российского общества, на становлении правового государства и действенной демократии.

Некоторые российские ученые смешивают «теоретическую» и «эмпирическую» социологию с «фундаментальной» и «прикладной» социологией. Деление на теоретическую и эмпирическую социологию обусловлено уровнем знания (теоретическое и эмпирическое), деление же на фундаментальную и прикладную — ориентацией (функцией) социологии, направленностью на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии; если же его цель — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям.

Третий вариант структуры социологии – по масштабу исследуемого объекта. Макросоциология изучает общество как целостный социальный организм, его структуру, социальные институты, их функционирование и изменения. А микросоциология обращена к социальному поведению конкретных индивидов и групп, межличностному общению, мотивации действия и реакции, социализации и индивидуализации личности, стимулам и формам групповых поступков и группового поведения.

Четвертый вариант структуры социологии – по предмету исследования. Это т.н. функциональные социологии. Основанием для функциональной структуры социологического знания является деление жизни общества на различные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. В соответствии с этим и принято выделять экономическую социологию, политическую социологию, социологию социальной жизни, социологию духовности (культуры) и социологию управления.

Пятый вариант структуры социологии – по используемым исследовательским подходам. При изучении и объяснении разнообразных социальных явлений используют пять основных исследовательских подходов:

Ø демографический подход предполагает изучение общества и общественного развития через призму процессов рождаемости, смертности, миграции населения. Например, социально-экономическая отсталость стран III мира объясняется, в частности, тем, что им приходится тратить большую часть средств на то, чтобы прокормить быстро растущее население. Отсюда демографическая структура населения и ее динамика – ключ к объяснению социальных процессов в этих странах;

Ø коммуникативный подход предполагает изучение общественной жизни как системы человеческих взаимоотношений. Здесь анализируются формы и механизмы взаимоотношений людей друг с другом, обусловленные их статусами и социальными ролями, а также способы и трудности общения;

Ø коллективистский подход применяется при изучении особенностей и механизмов взаимодействия людей в группах и организациях. В рамках этого подхода изучается коллективное поведение (аудитории, толпы), влияние устойчивой организационной структуры на отношения людей, на их поступки и мотивации (например, анализ отношений в семье, фирме, коллективе, изучение конфликтов и т.п.);

Ø психологический подход предполагает объяснение социального поведения и отношений через призму его субъективной значимости для людей как личностей. При этом изучаются мотивы, мысли, навыки, ценностные ориентации и социальные установки, представления человека о самом себе и об окружающем обществе;

Ø культурологический подход постигает зависимость взаимодействия и общения людей от социокультурных особенностей, традиций и менталитета данного общества. В рамках этого подхода анализируется специфика правил поведения, норм и социальных ценностей как факторов, регулирующих поступки и отношения людей в группах.

Функции социологии

Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет:

Ø гносеологическая функция – получение нового знания о различных сферах и явлениях социальной жизни, выявление и изучение закономерностей и тенденций социальных процессов и перспектив социального развития;

Ø объяснительная функция – выявление и анализ причин и факторов социальных явлений, мотивации и стимулов социального поведения и взаимодействия;

Ø оценочная (аксиоматическая) функция – это оценка состояния общества с точки зрения соответствия существующих в нем институтов, норм и прав потребностям и интересам людей, ответ на вопрос «справедливо ли, демократично ли наше общество?»;

Ø мировоззренческая функция – влияние на формирование и изменение мировоззрения людей, их социальных взглядов, на идеологические и политические отношения в обществе;

Ø идеологическая функция – это воздействие представления человека о своих социальных интересах и потребностях, о своих задачах и путях их решения;

Ø методологическая функция – формирование и обоснование методов самостоятельного изучения, трактовки и объяснения социальных явлений и процессов;

Ø практическая функция – разработка конкретных рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами, по налаживанию социальных отношений в группах и снижению социальной напряженности;

Ø прогностическая функция – разработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных явлений и процессов в будущем;

Ø образовательная функция – это построение и обоснование системы научных знаний человека об обществе, основных законах его функционирования и развития;

Ø воспитательная функция – влияние на культуру социального мышления и социального поведения людей, на культуру общения и взаимодействия.

 

Социологическое знание оказывает определенное воздействие на общество и общественные отношения:

ü люди с социологической подготовкой работают в различных государственных учреждениях, общественных и частных влиятельных организациях;

ü методы, разработанные социологами, применяются в других областях исследовательской и социально-аналитической деятельности;

ü работы, данные и выводы социологов могут изменять отношение людей к тем или иным общественным явлениям, а также предоставлять необходимую информацию для принятия управленческих решений по вопросам социальной политики;

ü социологические знания, социологическая культура прямо влияют на формирование и научное обоснование взглядов людей на общество и свое место в нем, помогают адекватно осмыслить социальную действительность и свои социальные интересы, развивать мировоззрение и общественное сознание граждан;

ü овладевшие социологическими знаниями и навыками люди лучше и глубже понимают и осмысливают конкретные социальные факты и явления, компетентно общаются и взаимодействуют друг с другом, квалифицированно налаживают совместную деятельность.

 

Вопрос 4. Основные парадигмы социологии

Как утверждает современное науковедение, любая конкретная наука достигает зрелости и становится самостоятельной лишь тогда, когда она приобретает парадигмальный статус. Ведь в любой науке в каждый момент времени сосуществуют и взаимодействуют сразу несколько теорий, теоретических и методологических подходов и направлений. Их взаимодействие, творческая полемика собственно и стимулируют развитие данной науки. Однако при этом все соперничающие между собой теоретические направления и подходы подчиняются неким принятым на данном этапе развития единым правилам и общим принципам научного мышления. Именно эти общие принципы и правила обеспечивают единство и целостность данной науки, придают исследованию и научному поиску строгость и последовательность, системность и достоверность. Устойчивую систему таких принципов и правил научного мышления и принято называть парадигмой.

Понятие «парадигма» весьма широкое и неоднозначное. Имеется множество трактовок и подходов к содержанию и применению этого концепта. Даже в книге самого Т. Куна, пустившего понятие «парадигма» в широкий научный оборот, содержится двадцать одна дефиниция (см.: Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975). Поэтому обычно используют самое широкое определение, внося необходимые корректировки в зависимости от условий и поставленной задачи. В нашем случае ПАРАДИГМА – это упорядоченная система методологических принципов, концептов, подходов и процедур, которая принимается в данной науке в качестве эталона, образца построения и оформления любой теории и научного труда. Парадигмы схожим образом реализуются в правилах научного мышления отдельных школ, направлений и смежных наук. Благодаря им устанавливается единство и взаимопонимание между отдельными науками и школами, общее научное понимание мира. Несмотря на то, что возникновение парадигм тесно связано с кризисами естественнонаучного познания, каждая из них не «вымирала» полностью и окончательно, а продолжала существовать со своими более молодыми соперницами. Поэтому парадигмы являются не только хронологическими рубежами в развитии науки, но сегодня выступают и в качестве научной культуры или стилистики профессионального мышления ученых.

При ретроспективном взгляде на историю социологической мысли отчетливо выявляются два типа парадигм научной социологии, или, иначе говоря, две принципиально различные типологии парадигм социологии.

Первая типология – по отношению к социальной действительности. По этому вопросу в теоретической социологии и сегодня продолжается противостояние двух основных научных лагерей – эволюционистов и конфликтологов.

Эволюционисты рассматривают, как устанавливаются функциональные соответствия в социальной системе, то общественное согласие, которое формируется на основе единой системы норм и ценностей, разделяемой большинством граждан, и которое и образует собственно общество. По их мнению, изменения в обществе в большинстве своем носят постепенный, а не революционный характер. Время от времени возникающие (чаще всего случайно для успешной работы медицинские учреждения должны действовать не по устоявшейся традиции, а опираться на научно-социологическое изучение представлений о здоровье и болезни, которые существуют в обществе) отклонения и дисфункции адаптируются и интегрируются социальной системой с помощью специальных социальных механизмов – правоохранительные органы, суды, демократическая избирательная система, культура и т.п. Общество в целом развивается в сторону повышения адаптивности на основе функциональной дифференциации. Главными социальными ценностями выступают общественное согласие, равновесие и стабильность. В рамках данной парадигмы наибольшую известность получили структурно-функциональный анализ, теории общественного взаимодействия и глобализации мира.

Конфликтологиакцентируют внимание на борьбе в обществе различных социальных групп и направлений. Они изучают, как социальная конкуренция, противоборство, «война всех против всех» в современном обществе отражаются на форме и устройстве человеческого общежития. Согласно этому подходу конфликты имманентно и объективно присущи любому обществу и, в принципе, неустранимы, но их можно рационально регулировать и разрешать. Именно конфликты являются основой развития современного общества. Из конфликтологических концепций наиболее известными являются теории классовой борьбы (марксизм) и расовой эксплуатации.

Таким образом, конфликтологи видят в основе строения и развития общества противоречие, а эволюционисты – функциональное единство и равновесие. Поэтому эволюционистские теории хорошо подходят для анализа стабильных, гармонично развивающихся обществ, а конфликтологические – для обществ, вошедших в стадию острого кризиса, потерявших социальную управляемость и действенность обычных адаптационных и интеграционных механизмов, особенно для обществ переходного типа, переживающих тяготы модернизационных процессов с их острыми противоречиями, повышенной конфликтностью и зигзагами развития.

 

Вторая типология – по стилю научного мышления. В своем становлении социология прошла три основных эпохи профессионального рефлексивно-критичного мышления, на протяжении которых ученые существенно меняли свои представления о том, «что есть наука». В результате сегодня в науке сосуществуют и взаимодействуют три основные социологические парадигмы: классика, модерн и постмодерн.

Классика. Вся классическая наука рассматривала свой объект, т.е. тот фрагмент реальности, который подвергался изучению, как нечто данное извне и потому совершенно независимое, отделенное в своем существовании от исследователя – познающего субъекта. По этим представлениям, и такой объект, как общество, представляет собой объективно существующую реальность, которую можно научно анализировать и строго измерять происходящие в ней изменения, сравнивать, экстраполировать, осуществлять научное предвидение, делать обоснованные прогнозы. В сущности, стандарты естествознания распространялись на всю науку, включая гуманитарные дисциплины. В этом и состояла главная идея позитивизма, на теоретико-методологической базе которого и возникла в XIX в. научная социология.

Чтобы выводы ученого были точны и объективны, необходимо лишь использовать соответствующий инструментарий и выдерживать установившиеся правила замеров раз за разом, что позволяет надежно выявлять истинное положение вещей и иметь возможность сравнивать и анализировать полученные результаты. Вообще-то это очень даже неплохая тактика, которая до сих пор приносит неоспоримые результаты в социологии малых групп и в социологии общественного мнения. Недаром классических принципов познания придерживались такие социальные исследователи, как О. Конт, Э. Дюркгейм и в значительной мере К. Маркс.

Классическая парадигма социологического исследования построена на следующих простых положениях:

ü идея независимости объекта и познающего субъекта;

ü идея приоритетной значимости выявления природы объекта: его бесстрастно наблюдают, описывают, регистрируют, анализируют посредством стандартных процедур;

ü идея самоценности количественных (эмпирических) методов;

ü широкое использование инструментальных подходов;

ü понимание ценности эксперимента как главного способа проверки истинности достигнутых результатов;

ü принципиальный отказ от субъективности, идеологической предвзятости и широких обобщений.

Эта парадигма и сегодня имеет широкое распространение среди социологов-прикладников и теоретиков неомарксистской школы. В классической парадигме социологи следуют за своим объектом, и именно объект выступает ведущим элементом в процессе познания. А вот субъект (ученый) здесь последовательно объективируется, фактически становится в один ряд со стандартными процедурами и обычными инструментами. Ведь в классической парадигме субъект – величина заменяемая, от перемены субъектов только улучшается верификация – независимое подтверждение полученных результатов разными исследователями, экспериментаторами. В результате классическая парадигма до сих пор считается предпочтительной в любой науке в силу массовости своих представителей, «древности» и авторитетности традиций, строгости сциентистских принципов, позволяющих отличить истинную научность от ненаучности, значимый результат – от гипотез и интерпретаций.

Однако строгость и кажущаяся самоочевидность теоретических построений классической науки своей обратной стороной зачастую имели очевидную односторонность, безапелляционность суждений и явную склонность к догматизму. Такой подход плохо соответствует живой динамике столь сложного объекта исследования, как современное общество.

Парадигма модерна. Чуть позже физиков социология пережила синдром «немытой пробирки», т.е. шок осознания того, насколько результат научного исследования зависит от инструментария и методов изучения объекта, а также от теоретических подходов исследователя. Наступил «постклассический период» развития общественных наук.

Социологи эпохи модернизма сумели понять и рационально объяснить тот факт, что на результат научного исследования влияют не только природа объекта, используемые методы и теории, но и сам познающий субъект со своей культурой, знаниями и предрассудками, со своими действиями, установками и идейными ориентациями. Ведь даже искренне стремящиеся к объективности ученые a priori были субъективно вовлечены, эмоционально и ментально интегрированы в ту самую социальную среду, которую пытались непредвзято изучать. Вовлеченность эта была существенной, но для самих социологов совершенно неочевидной.

Кризис классической модели социального познания, который привел к возникновению «научного модерна», взорвал сложившиеся представления:

ü об объективности позиции исследователя;

ü об объективности научного инструментария;

ü об объективности объекта исследования.

Соединение этих трех элементов ранее создавало картину достоверности анализа, приносящего истинный результат. Поскольку каждая из этих позиций была поставлена под сомнение, социологи были вынуждены признать, что объективное познание, в принципе, невозможно, и, стало быть, нет никакой научной социологии.

Тем не менее, представители постклассической науки (самый известный – М. Вебер) пытались очистить социологию от субъективности. Они твердо стояли на позиции познания природы социального объекта и необходимости дать его технократическую, инженерную трактовку. Поэтому основной гносеологической проблемой постклассической социологии стало достижение рациональности познания. Это достигается путем «расчищения» от субъективности объекта, инструментария и методов, а также позиции исследователя.

Так, рационализируя социальный объект, К. Маркс концептуализировал представления о поступательном стадиальном развитии общества (в известной теории общественно-экономической формации) и предельно обобщенной в своих социальных оппозициях классовой структуре общества. Его младший современник М. Вебер, решая сходную задачу, создал теорию «идеальных типов», т.е. научных представлений о неких социологических моделях – о том, как строились и развивались бы социальные объекты в «чистом виде», без влияния «посторонних» для них помех, воздействий и случайных отклонений.

Рационализируя технологии познания, социологи эпохи модерна стали внимательнее относиться к методологии, методике и технике исследования. В системе отношений между субъектом и объектом ведущую роль стала играть познавательная деятельность, т.е. проблема, как можно изучать социальную реальность. В результате на смену социологическому позитивизму, структурному функционализму, психологизму и эконом-детерминизму пришли социальная феноменология, теория рационального действия, символический интеракционизм, когнитивизм, историко-эмпирическая и гендерная социология.

Парадигма постмодерна.Экспериментируя в сфере познавательных возможностей, социологи сделали множество интересных и важных открытий. Оказалось, что последовательная реализация идей постклассической науки и движение от элементарного к более сложному и одновременно рациональному познанию потребовало значительного повышения качества познания, следовательно, профессионализма самих исследователей. Теперь исследователи стали гораздо более изощренными в технологии и методологии, а главное – в знании контекстов.

Проблема «понимания» в социологии, которую сформулировал еще М. Вебер, была преобразована в задачу «придания (на основе понимания) точных значений» разнообразным социальным актам и явлениям в структуре общественной реальности. Декодирование и расшифровка сигналов и знаков, свидетельствующих об изменении локальных и системных состояний общества, требовали от социологов широкого применения качественного анализа, глубокого и целостного теоретического восприятия наблюдаемых социальных явлений, их многоплановой концептуальной (связной научной) трактовки.

Получалось, что одни и те же социальные действия и события, происходящие в разное время и в различных общественных обстоятельствах, имеют разный смысл, а разные человеческие сообщества придают им весьма отличающиеся друг от друга значения. Осознание этого факта переместило внимание исследователей от непосредственно объекта к его уникальным контекстам, которые и придают социальным фактам особое звучание. Тем самым социология стала смотреть на свой объект шире и одновременно реалистичнее, не абстрагируясь от процессов, которые происходят вне определенных самими социологами предметных границ.

В центре познавательных интересов постмодернистской социологии оказалась проблема интерпретации, что породило интерес к социальной семантике – системе знаний о знаках и значениях. Благодаря этому ученые постмодерна весьма оригинально и в то же время радикально решают проблему достижения рациональности познания. Теперь сам вопрос об универсальной рациональности отпадает, поскольку один и тот же «знак» (социальное событие, явление, факт) приобретает разные значения в зависимости от перемены:

1. объективных обстоятельств или контекста, который, в свою очередь, может определяться и рассматриваться субъектом весьма избирательно;

2. субъективных обстоятельств – ценностной шкалы наблюдателя, выносящего суждение.

Каждое большое и малое человеческое сообщество имеет собственный неповторимый ценностный мир, который определяет его социальную культуру, внутренние нормы общежития. Каждая культура имеет свою рациональность, и событие приобретает разные значения в рамках разных типов рациональности. Культуры и соответствующие им типы рациональности качественно несравнимы, к ним нелогично применять принципы внешнего, т.е. универсально-рациональностного сравнения «лучше – хуже», поскольку нечто можно оценить только в рамках той ценностной шкалы, которая имманентно данной культуре.

Следовательно, по мнению постмодернистов, не следует расчищать пространство социального познания и рационализировать свою позицию, технологии познания и предмет науки. В первую очередь надо пополнять знания об обществе множеством профессиональных авторских интерпретаций социальных явлений. С точки зрения постмодерна, всякая рациональность и всякая наука в сущности есть игра. Постмодернизм акцентирует релятивистский подход. Потому что в принципе не может быть ни универсального объяснения, ни универсальной теории в исследовании общества и социальных явлений. Постмодернизм отрицает научность в ее позитивистском и сциентистском понимании. Однако социологический постмодернизм – это вовсе не хаос персональных изложений по принципу «что вижу, о том пою» или безудержного полета свободных ассоциаций, хотя этим он все же страдает (см. учение Ж. Бодрийяра о симулякрах и симуляции [2]).

Просто в рамках новой парадигмы сложились новые критерии квалифицированного изучения социальной реальности, новые цели и установки:

ü давать множество объяснений, и при наличии многообразных объяснений состоянию и развитию общества;

ü синтезировать новые интерпретации и способы познания на основе раскрепощенного владения элементами всей предыдущей социологической культуры (классики и модерна);

ü качественно (творчески содержательно и инструментально мастерски) соответствовать все усложняющейся системе социальных связей – современному обществу [3].

При всей своей внешней легковесности и «неакадемичности» постмодернистские принципы суммирования множества интерпретаций и «игры субъективностей» образуют своеобразный эвристический механизм, с помощью которого решаются сразу три задачи:

1. обеспечение свободы профессионального самовыражения и творчества, что позволяет:

2. беспрерывно пополнять коллективный банк разнообразных социологических идей, методик и подходов;

3. разработка и использование нового (плюралистического) способа верификации, когда «зерно истины» постепенно начинает просвечивать сквозь



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 259;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.03 сек.