Безусловные переходы
Предыдущее обсуждение выявило некоторые детали механизма перехода. Команды перехода модифицируют регистр указателя команды eip/ip и, возможно, сегментный регистр кода cs. Что именно должно подвергнуться модификации, зависит:
1) от типа операнда в команде безусловного перехода (ближний или дальний);
2) от указания перед адресом перехода (в команде перехода) модификатора; при этом сам адрес перехода может находиться либо непосредственно в команде (прямой переход), либо в регистре или ячейке памяти (косвенный переход).
Модификатор может принимать следующие значения:
1) near ptr – прямой переход на метку внутри текущего сегмента кода. Модифицируется только регистр eip/ip (в зависимости от заданного типа сегмента кода use16 или use32) на основе указанного в команде адреса (метки) или выражения, использующего символ извлечения значения – $;
2) far ptr – прямой переход на метку в другом сегменте кода. Адрес перехода задается в виде непосредственного операнда или адреса (метки) и состоит из 16-битного селектора и 16/32-битного смещения, которые загружаются, соответственно, в регистры cs и ip/eip;
3) word ptr – косвенный переход на метку внутри текущего сегмента кода. Модифицируется (значением смещения из памяти по указанному в команде адресу, или из регистра) только eip/ip. Размер смещения 16 или 32 бит;
4) dword ptr – косвенный переход на метку в другом сегменте кода. Модифицируются (значением из памяти – и только из памяти, из регистра нельзя) оба регистра – cs и eip/ip. Первое слово/двойное слово этого адреса представляет смещение и загружается в ip/eip; второе/третье слово загружается в cs. Команда безусловного перехода jmp
Синтаксис команды безусловного перехода – jmp [модификатор] адрес_перехода – безусловный переход без сохранения информации о точке возврата.
Адрес_перехода представляет собой адрес в виде метки либо адрес области памяти, в которой находится указатель перехода.
Всего в системе команд микропроцессора есть несколько кодов машинных команд безусловного перехода jmp.
Их различия определяются дальностью перехода и способом задания целевого адреса. Дальность перехода определяется местоположением операнда адрес_перехода. Этот адрес может находиться в текущем сегменте кода или в некотором другом сегменте. В первом случае переход называется внутрисегментным, или близким, во втором – межсегментным, или дальним. Внутрисегментный переход предполагает, что изменяется только содержимое регистра eip/ip.
Можно выделить три варианта внутрисегментного использования команды jmp:
1) прямой короткий;
2) прямой;
3) косвенный.
Процедуры
В языке ассемблера есть несколько средств, решающих проблему дублирования участков программного кода. К ним относятся:
1) механизм процедур;
2) макроассемблер;
3) механизм прерываний.
Процедура, часто называемая также подпрограммой, – это основная функциональная единица декомпозиции (разделения на несколько частей) некоторой задачи. Процедура представляет собой группу команд для решения конкретной подзадачи и обладает средствами получения управления из точки вызова задачи более высокого уровня и возврата управления в эту точку.
В простейшем случае программа может состоять из одной процедуры. Другими словами, процедуру можно определить как правильным образом оформленную совокупность команд, которая, будучи однократно описана, при необходимости может быть вызвана в любом месте программы.
Для описания последовательности команд в виде процедуры в языке ассемблера используются две директивы: PROC и ENDP.
Синтаксис описания процедуры таков (рис. 36).
Рис. 36. Синтаксис описания процедуры в программе
Из рисунка 36 видно, что в заголовке процедуры (директиве PROC) обязательным является только задание имени процедуры. Среди большого количества операндов директивы PROC следует особо выделить [расстояние]. Этот атрибут может принимать значения near или far и характеризует возможность обращения к процедуре из другого сегмента кода. По умолчанию атрибут [расстояние] принимает значение near.
Процедура может размещаться в любом месте программы, но так, чтобы на нее случайным образом не попало управление. Если процедуру просто вставить в общий поток команд, то микропроцессор будет воспринимать команды процедуры как часть этого потока и, соответственно, будет осуществлять выполнение команд процедуры.
Условные переходы
Микропроцессор имеет 18 команд условного перехода. Эти команды позволяют проверить:
1) отношение между операндами со знаком («больше – меньше»);
2) отношение между операндами без знака («выше – ниже»);
3) состояния арифметических флагов ZF, SF, CF, OF, PF (но не AF).
Команды условного перехода имеют одинаковый синтаксис:
jcc метка_перехода
Как видно, мнемокод всех команд начинается с «j» – от слова jump (прыжок), ее – определяет конкретное условие, анализируемое командой.
Что касается операнда метка_перехода, то эта метка может находиться только в пределах текущего сегмента кода, межсегментная передача управления в условных переходах не допускается. В связи с этим отпадает вопрос о модификаторе, который присутствовал в синтаксисе команд безусловного перехода. В ранних моделях микропроцессора (i8086, i80186 и i80286) команды условного перехода могли осуществлять только короткие переходы – на расстояние от —128 до +127 байт от команды, следующей за командой условного перехода. Начиная с модели микропроцессора 80386, это ограничение снято, но, как видите, только в пределах текущего сегмента кода.
Для того чтобы принять решение о том, куда будет передано управление командой условного перехода, предварительно должно быть сформировано условие, на основании которого и будет приниматься решение о передаче управления.
Источниками такого условия могут быть:
1) любая команда, изменяющая состояние арифметических флагов;
2) команда сравнения стр, сравнивающая значения двух операндов;
3) состояние регистра есх/сх.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 389;