Диагностика морфологического типа и болезней древних людей
Реконструкция физического типа — длины и массы тела, пропорций — проводится на основании измерений трубчатых костей. Разработаны специальные методы, позволяющие восстановить относительные параметры тела даже по фрагментам костей.
Особое место в палеоантропологии занимает изучение признаков болезней древних людей. Выделилось целое направление, посвященное этой проблеме, — палеопатология.
Д.Г. Рохлин досконально изучил и описал заболевания, встречавшиеся у людей различных эпох. У населения VI—XII вв. из Эспикремены в Крыму, а также X—XII вв. из Саркела (Белая Вежа) он отметил переломы и травматические повреждения, дегенеративно-дистрофические процессы в виде деформирующих артрозов и спондилезов, а также субхондриальных кистовидных образований. Широко были распространены туберкулезные поражения различных костей. Сифилитические поражения черепов и костной системы, обнаруженные у людей различных эпох, живших на территории Восточной Европы и Северного Крыма, а также костей из скифских погребений опровергли мнение об экспансии болезни из Америки в Европу. Было доказано, что это заболевание широко распространилось в Европе уже в доколумбовский период. Д.Г. Рохлиным описаны также случаи отморожения конечностей, зафиксированные по ископаемым костям.
Отдельно им проанализированы заболевания зубов и челюстей. Еще в эпоху бронзы отмечены аномалии зубов и челюстей, в том числе волчья пасть. Кариес в древности встречался реже, чем в настоящее время. В прежние эпохи чаще встречались гнойные процессы верхней и нижней челюстей, зубочелюстные кисты и другие осложнения (см. рис. 8а—8е).
В настоящее время программа рентгено-анатомического изучения скелета пополнилась методами, позволяющими реконструировать влияние средовых и культурных факторов на биологическое развитие человека. Выделяют:
♦ индикаторы популяционного стресса (половозрастная структура смертности, определяемая при палеодемографических исследованиях);
♦ индикаторы индивидуального стресса (ими могут быть изменения костной системы — гаррисовы борозды на трубчатых костях, нарушения эмали на зубах (гипоплазия зубной эмали) и др.).
Борозды Гарриса — поперечные склеротические слои — образуются в период роста костей в длину вследствие негативных влияний, вызывающих задержку роста (голод, отравление, длительная болезнь). Линии могут появляться в периферических частях длинных костей, в дистальной и проксимальной частях лучевой и бедренной костей, в лопатке, седалищной кости и т.д.
Рис. 8а. Остеомиэлит нижней челюсти
Рис. 8б. Воспалительные и дегенеративные изменения в костях
Рис. 8в. Следы смертельного ранения на черепе и перенесенного воспаления шейного отдела позвоночника
Причинами гипоплазии эмали также могут быть неполноценное питание (особенно дефицит микроэлементов, участвующих в формировании тканей зубов) и заболевания, нарушающие обмен веществ. Изменения на костях оставляют и тяжелые анемии.
О популяционных стрессах свидетельствуют возрастная структура популяции и особенно смертность детей. Исследуя ископаемые популяции, можно получить представление об образе жизни, заболеваемости, средней продолжительности жизни и других палеодемографических характеристиках.
Рис. 8г. Сифилитические поражения черепа
Рис. 8д. Сифилитические поражения черепа
Рис. 8е. Сифилитические поражения черепа
Благодаря палеодемографическим исследованиям можно судить о росте средней продолжительности жизни по мере развития цивилизации. Определить продолжительность жизни на стадии австралопитеков и архантропов пока не представляется возможным.
Исследование костных останков неандертальцев позволило дать им палеодемографическую характеристику. Так, французский антрополог А. Баллу а отметил, что из 20 обследованных им скелетов неандертальцев 40 % умерли в возрасте до 14 лет, 15 % — от 15 до 20 лет, 40 % — от 21 до 40 лет и 5 % — от 41 до 60 лет. Скелеты неандертальцев старше 60 лет не найдены.
Судя по раскопкам, возрастная группа старше 60 лет отсутствовала в западноевропейских популяциях в эпоху верхнего палеолита. Средняя продолжительность жизни в эпоху бронзы составляла немногим более 20 лет, причем у мужчин она была несколько больше, чем у женщин. Рост средней продолжительности жизни в Европе шел незначительными темпами. Так, в конце XVIII в. средняя продолжительность жизни — 28 лет, в 1825 г. она достигла 32 лет, к началу 80-х гг. XIX в. — 40 лет, к 1930 г. во многих странах поднялась до 51 года. Резкий скачок продолжительности жизни связан с научно-техническим прогрессом, в частности с внедрением асептики и антисептики в хирургию и акушерство, средств для обезболивания, новых антимикробных препаратов и других лекарств.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 333;