Изоляция расстоянием в непрерывных популяциях
Хозяйственно ценные виды в большинстве своем имеют непрерывное распространение, по крайней мере на большей части ареалов. Вместе с пыльцой или семенами гены могут мигрировать от одного конца к другому этого непрерывного ареала и таким образом предотвращать генетическую дифференциацию.
Но в случае, если среднее расстояние полета пыльцы или семян мало, скорость миграции в расчете на одно поколение мала, поэтому расстояние само по себе является изолирующим фактором.
S. Wright (1943, 1946) разработал теоретическую основу для расчетов влияния изоляции расстоянием. Он ввел понятие “соседства” — самой большой субпопуляции, внутри которой происходит случайное опыление. Математически “соседство” может быть определено как окружность с радиусом а, если пыльца и семена распределяются равномерно и если популяция уже постоянная (см. табл. для величины совокупности о). В случае, когда рассеивается только пыльца, радиус окружности только а/21'2. Для видов, имеющих линейно протяженные ареалы (по берегам рек, морей и пр.), “соседство”—это полоса длиной 2ff(я)l/2 (пыльца и семена распространяются одинаково) или ст(2я)"2 (распространяется только пыльца).
В соответствии с этими расчетами субпопуляции непрерывных популяций имеют тенденцию к увеличению генетической дифференциации, если удовлетворяется одно из трех условий:
величина “соседства” мала благодаря небольшим расстояниям распространения пыльцы и семян; величина “соседства” мала из-за низкой плотности популяций (при этом миграция генов слаба благодаря уменьшению контактов между частями популяции); виды имеют скорее узкие и длинные, чем сплошные ареалы. При линейно вытянутом ареале количество каналов, по которым могут мигрировать гены от одного участка к другому, ограничено, и они являются прямыми. В противном случае имеются такие же каналы и еще во много раз большее число непрямых, поэтому гены могут мигрировать быстрее.
J. Wright (1952) использовал эмпирические величины полета пыльцы, чтобы определить размеры соседства у некоторых видов древесных. Он получил величины от 1 до 25 деревьев для ясеня американского, сосны съедобной и некоторых других необычных видов со сплошными ареалами и для некоторых видов с линейно протяженными ареалами. Полученные величины соседства позволяют ожидать, что генетически различающиеся местные расы будут развиваться на расстоянии нескольких миль друг от друга даже без резких различий в давлении отбора. Он установил, что большинство растущих в умеренной зоне древесных видов, дающих деловую древесину, имеют средние величины “соседства” 25—200 деревьев, что приводит к небольшой или средней локальной генетической дифференциации в пределах 80—180км. У таких видов, как сосна Банкса и сосна Эллиота, которые обычно встречаются в чистых густых насаждениях, часто величина “соседства” составляет 200—1000 деревьев; в этом случае локальной генетической дифференциацией можно пренебречь, если нет больших отличий в давлении отбора.
При определении плотности популяции и давления отбора могут быть столь большие ошибки опыта, что получить точное подтверждение эмпирическими данными теоретически ожидаемых невозможно. Однако имеются некоторые общие подтверждения. Сосна съедобная, у которой пыльца летит на небольшое расстояние и которая имеет низкую плотность популяций, становится по этой причине столь различной генетически, что часто ее можно рассматривать как четыре отдельных вида, занимающих общий регион. Расовая дифференциация, по-видимому, более выражена у видов с линейно протяженными ареалами (ясень пенсильванский и тополь канадский) по сравнению с видами других восточно-американских древесных пород, которые имеют широкие ареалы. Сумма локального генетического разнообразия лимитирована у таких видов, как сосна Банкса и сосна Элиота, которые имеют большую величину “соседства” и сплошные ареалы.
Дата добавления: 2017-09-01; просмотров: 1407;