Государственный строй Афин в 5-4вв. до н.э.


Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.

Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:

1. право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным — на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);

2. широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости — только граждане могли быть земельными собственниками;

3. право на помощь со стороны государства в случае нужды — неимущие граждане, имеющие трех и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и билеты на разного рода увеселительные мероприятия.

Помимо прав у граждан были и следующие обязанности:

· защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной службе, только воины могли занимать государственные должности);

· уважение законов и правителей;

· уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги — литургии, т.е. строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);

· вступление в брак, воспитание детей (право, одновременно являющееся и обязанностью, только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные должности).

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метэков).

Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

1. им было запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (что способствовало развитию договоров аренды);

2. каждый иностранец обязан был иметь покровителя — простата — из числа граждан: этот покровитель представлял интересы метэка в суде (естественно, не бескорыстно);

3. уплата особого налога — метэкиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковалось);

4. обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) — народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;

5. полное отсутствие политических прав.

При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их, возможно, объяснялось следующими причинами:

· Афины, будучи мировым центром ремесел, торговли и культуры, открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;

· военная мощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;

· афиняне весьма терпимо относились к религиям метэков — свобода вероисповедания (немыслимая в тех государствах, выходцами из которых были метэки);

· если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам — имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производилась рабами,

Источниками пополнения рабства были:

· военный плен;

· покупка рабов на международных рынках;

· естественное воспроизводство (рождение от рабыни);

· обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные

рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме («Servi res sunt»): «рабы — это вещи», однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни возникновения бунта).

В период наивысшего расцвета Афин существовала следующая форма государства:

1. форма правления — республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);

2. форма государственного устройства — полис (т.е. унитарное государство);

3. политический режим — демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).

В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Между тем в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста.

Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1—2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, на народное собрание ходила городская часть населения как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги — особая категория полупрофессиональных политиков.

Функции народного собрания были следующие:

1. законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелиэей);

2. избрание высших должностных лиц республики — стратегов;

3. объявление войны и заключение мира;

4. решение вопросов продовольственного снабжения (остро стоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);

5. прием и отправление послов;

6. дарование гражданства и многое другое.

В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией и имела властные полномочия во всех жизненных сферах.

Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:

· выборность (либо по жребию, либо путем голосования);

· сменяемость (повторное занятие одной и той же должности в течение двух сроков за исключением стратегов не допускалось);

· срочность (обычно 1 год);

· коллегиальность (страх перед тиранией);

· подотчетность (должностные лица по истечении срока своих полномочий отчитывались перед народным собранием, либо перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);

· возмездность (все должностные лица, за исключением стратегов, получали жалование; даже присутствие на народном собрании было оплачиваемым).

Совет 500 (булэ) ежегодно выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах по 50 человек (из числа граждан, достигших 30-летнего возраста) от каждой.

Избрание по жеребьевке афиняне считали ярким проявлением демократизма своего государства — граждане, даже самые бедные, потенциально были достойны занять самые высшие государственные должности. К тому же жеребьевка как бы выражала волю богов, которые незримо присутствовали при ней, избирая самых достойных. Вновь избранные члены Совета проходили докимассию — проверку гражданских и личных качеств, призванную отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками (граждан было немного, скрыть что-либо от бдительного ока сограждан было достаточно сложно). Афиняне, проводя докимассию, подтверждали значение русской пословицы: «На Бога надейся и сам не плошай». В связи с тем, что 500 человек, одновременно собравшиеся вместе, не могли эффективно осуществлять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, и каждую десятую часть года 50 членов находились у власти (ежедневно избирая председателя, который в течение суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народном собрании).

Основными функциями булэ были следующие:

· предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народное собрание;

· исполнение законов, принятых народным собранием;

· контроль за деятельностью должностных лиц;

· исполнение бюджета и ряд других функций.

Коллегию 10 стратегов, ежегодно избираемую из наиболее уважаемых афинских граждан, можно назвать «военным штабом республики».

В обязанности стратегов входило:

· командование армией и флотом;

· представительство страны на международной арене;

· сбор чрезвычайных военных налогов;

· председательствование на внеочередных, чрезвычайных собраниях булэ и экклесии.

Высшая судебная власть вручалась гелиэе (от греч. «гелиос» — солнце, так, например, в отличие от ареопага, заседавшего ночью, гелиэя вершила суд днем). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Ежегодный состав гелиэи — 6 тысяч человек (5 тысяч судей и 1 тысяча запасных). С момента создания гелиэи в 594 г. до н. э. в ее деятельности могли принимать участие все граждане (даже батраки — феты). Так же, как и в случае с булэ, год делился на 10 частей, в течение которых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:

· суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц;

· высшая апелляционная инстанция;

· конституционный надзор» (право отвергать законопроекты, принятые экклесией, на основании их несоответствия афинской «конституции»).

Помимо вышеперечисленных в Афинах существовало множество других должностей и органов (особенно в сфере исполнительной и судебной власти), но именно экклесия, булэ, коллегия из 10 стратегов и гелиэя были самыми важными, определяющими всю политику Афинской республики. Нужно отметить, что определенной иерархии государственных органов и должностей в Афинах не существовало. Хотя бы формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга. Это обстоятельство, по мнению афинян, должно было препятствовать установлению тирании одного лица или одного государственного органа.



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 372;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.